Классификация функциональных стилей

     
  классификация функциональных стилей - student2.ru
 
   
официально-деловой стиль
 
   
научный стиль
 
   
публицистиче­ский стиль

Схема 2.

Характеристика функциональных стилей

Стили Функции Сфера применения Стилевые черты Система языковых средств и их стилей Изобрази-тельно-выразите-льные средства Стиль произно-шения
Лексика Словообра-зование Морфология Синтаксис
Научный Сообщение Передача научной информации Объективно-сть, логичность, клиширова-нность Термины, абстрактная Словосложе-ние, аффиксация, аббревация Именной характер, неличные формы глагола Сложные союзные предложения, вводные, параллельные конструкции Нет Полный нейтральный монолог (преимущес-твенно)
Офици-ально-деловой Сообщение, администра-тивное воздействие Официально-деловые отношения, право, политика Точность, бессубъектив-ность, императивно-сть, стандартизи-рованность Специальная терминология номенклату-рные единицы Словосложе-ние, аффиксация, аббревация Именной, характер, глаголы в императивном значении Сложные предложения синтаксичес-кие клише Нет Полный нейтральный монолог
Публици-стический Информация + воздействие Пресса, радио, телевидение, выступления на собраниях, митингах Фактологич-ность, личностный характер, острота и яркость изложения, речевые стандарты Общественно-политические термины, эмоционально-оценочная, иноязычная Аффиксаль-ное слово-сложение, аббревация, субстантива-ция Разнообразие словоформ всех частей речи Разнообразие синтаксичес-ких конструкций, стилистичес-кие фигуры Тропы, стилистиче-ские фигуры Полный. Интонацион-ная выразительность. Монолог
Разговор-ный Общение Общение людей Непринужде-нность, неофициаль-ность, эмоциональ-ность, речевые штампы Обиходно-бытовая, просторечно-бытовая, эмоционально-оцеочная Аффиксация, суффиксы оценки Разнообразие словоформ именных частей, местоимений, глаголов Эллипсис, неполные предложения, присоедините-льные, вставные конструкции Слова в переносном значении Неполный, интонацион-ное разнообразие Диалог

Схема 3

Функционально-смысловые типы речи

Композиция повествования

           
  классификация функциональных стилей - student2.ru
 
   
завязка
 
развязка

Композиция описания

 
  классификация функциональных стилей - student2.ru




Композиция рассуждения

 
  классификация функциональных стилей - student2.ru

Схема 1

Проверьте себя

  1. Что означает термин «функциональный стиль»?
  2. Какие функциональные стили литературного языка вы знаете?
  3. Дайте характеристику каждому функциональ­ному стилю.
  4. Дайте определение стилистической нормы.
  5. Что такое стилистическая синонимия?
  6. Что такое стилистические ресурсы речи?
  7. Как соотносятся стилистические и эмоциональ­но-оценочные средства речи?
  8. В чем выражается интеграция функциональ­ных стилей?
  9. Каковы причины стилистических ошибок?
  10. В чем сущность функционально-смысловых ти­пов речи?

УПРАЖНЕНИЯ

Поразмышляем вместе

  1. Прочитайте тексты. Докажите их принадлежность к тому или иному функциональному стилю речи.

Грибы — тип низших растений, лишенных хлоро­филла и питающихся готовыми органическими веще­ствами. Ведут сапрофитный или паразитный образ жиз­ни. Вегетативное тело представлено мицелием (или гриб­ницей). Размножаются вегетативно и половым путем. Грибы имеют большое значение в природе. Они совмес­тно с бактериями разрушают органические вещества в почве и переводят их в неорганические соединения, ус­вояемые высшими растениями...

(Энциклопедический словарь)

Образец размышления 1

Цель данной статьи — информация о грибах как биологическом виде.

В тексте употребляется научная (общеупотребитель­ная и узкоспециальная) терминология: органические вещества, сапрофитный или паразитный образ жиз­ни, хлорофилл, вегетативное тело, мицелии, бакте­рии и др., используется также абстрактная лексика: образ жизни, значение, классы. Слова употреблены в прямом, номинативном значении. Образные средства, возбуждающие эмоции, отсутствуют. В синтаксическом отношении текст представляет собой сочетание простых нераспространенных и распространенных предложений, которые преимущественно имеют прямой порядок слов. Этот текст относится к научному стилю.

Болдинова Наталья,

студентка Донского

педагогического колледжа

Теперь я должен рассказать совершенно фантасти­ческий случай, связанный с шампиньонами. Если бы су­ществовала грибная цивилизация, если бы грибы вели свою историю, отмечали наиболее выдающиеся случаи из нее, а также наиболее выдающиеся грибные личности, то, несомненно, был бы воздвигнут памятник трем шам­пиньонам, выросшим в городе Москве в 1956 г. Могли бы даже и люди воздать должное этим шампиньонам, если не памятником среди столицы, то хоть бы запечатленностью в сердцах и памяти. Потому что вот пример, на котором можно учиться. Событие состояло в том, что осенью 1956 года на Манежной площади, в трех шагах от стен Манежа, три шампиньона пробили из-под земли асфальт толщиной в несколько сантиметров, развороти­ли его, как взрывом, и вышли на свет божий. Конечно, почва около Манежа под мертвым асфальтом унавожена в течение веков: ведь в Манеже держали лошадей. Но какова сила жизни, каково стремление к свету и солнцу, к воздуху, к свободе! Спрашивается: почему же они не могли совершить свой подвиг раньше? Можно ответить, что в эти годы создались благоприятные условия, может быть, в какую-нибудь трещину просочилась вода. Но мож­но ответить и так: силы копили.

(В. Солоухин)

Образец размышления 2

В данном отрывке очевидна реализация двух функ­ций — передача информации (случай в Москве) и воз­действие на разум и чувства читателя, слушателя. Этим объясняется, с одной стороны, фактологическая точ­ность, номенклатурные наименования (в Москве, на Манежной площади, в 1956 г.), с другой — наличие слов из разных пластов лексики: общелитературные сло­ва — случай, цивилизация, сердце, памятник, память; высокие слова — запечатленностъ, воздать, выдаю­щиеся личности, воздвигнут, подвиг; термины — шам­пиньоны, благоприятные условия, толщина, грибница, почва, сантиметры; разговорная лексика — унавожена, разворотить, свет божий. Для создания речевой выразительности используются эпитеты (выдающиеся грибные личности, фантастический случай, грибная цивилизация, выдающиеся случаи), сравнение {разво­ротили, как взрывом), метафора (грибы... копили силы). В тексте употребляются развернутые синтаксические конструкции с риторическими вопросом и восклицани­ем. Этот текст относится к публицистическому стилю.

Уварова Мария,

студентка Донского педагогического колледжа

Осень в этом году отменная, теплая. Частенько пе­репадают мелкие дождички. Грибов в лесу пропасть. Ты знаешь, я большой охотник до грибной солянки, поэтому в лес ходить не ленюсь. Наберу полное лукош­ко отборных, чистых, крупных, а мелочь всякую и вовсе не беру. А потом все это на сковородочку, да с лучком, да со сметанкой. Пальчики оближешь!

Приезжай к нам, дружок, на «грибную охоту».

(Из письма)

Образец размышления 3

Основная цель данного текста (отрывка) — обще­ние (в письменной форме) и отчасти воздействие — вы­звать чувство удовольствия. В тексте письма в основ­ном используется нейтральная лексика, но есть и раз­говорные слова (перепадают, отменная, охотник в зна­чении любитель, пропасть в значении много). Эмоци­ональность тексту придают слова с оценочными суф­фиксами (частенько, дождички, лукошко, сковородоч­ка, сметанка, лучок, дружок), разговорные фразеоло­гизмы (грибная солянка, грибная охота, пальчики об­лижешь), экспрессивное обращение (дружок). Для син­таксиса характерно использование эллиптических, ко­ротких предложений, восклицания. Этот текст отно­сится к разговорному стилю.

Дрюкова Лидия,

студентка Донского педагогического колледжа

  1. Прочтите предложения. Определите характер сти­листических ошибок.

Образец размышления 4

В пламенные годы войны он получил тя­желое ранение в грудь и на всю жизнь остался инвалидом Фраза стилистически нейтральная. Слово пламенный имеет окраску высокого стиля. Его следует устранить из предложения. В годы войны он получил тяжелое ранение в грудь и на всю жизнь остался инвалидом
За все нововведения и реформы приходится отдуваться народу.   Фраза носит книжный характер, но глагол отдуваться употреблен в значении, извест­ном в просторечии (нести всю тяжесть за кого-то), его следует заменить литературным расплачиваться. За все нововведения и реформы приходится расплачиваться народу.
Несоблюдение гигие­нических норм приво­дит к гепатиту и разно­образным болезням. Предложение приближается к публицисти­ческому стилю, выражает обобщение. Тер­мин «гепатит» имеет частный характер, он здесь лишний. Несоблюдение гигиенических норм приводит к разнообразным болезням.
В вышеназванном ро­мане рассказывается о событиях Великой Отечественной войны. Слово «вышеназванный» из официального стиля, оно стилистически не соответствует фразе. В романе рассказывается о событиях Ве­ликой Отечественной войны
На стене примостился термометр. Просторечное слово примостился упот­реблено в стилистически нейтральном кон­тексте, оно может быть заменено. На стене висит термометр.
Веселые молодчики пели, плясали, развле­кали публику. Слово молодчик имеет оценочное отрица­тельное значение. Его следует заменить. Веселые молодые люди пели, плясали, развлекали публику.
Татьяна не любила ту­соваться на балах, а предпочитала уедине­ние. Современное сленговое словечко тусо­ваться чужеродно книжному стилю и ана­хронично. Татьяна не любила бывать на балах, а предпочитала уединение.

Нарушение стилистической нормы привело к сти­листическим ошибкам.

Ефременко Ольга,

студентка Донского

педагогического колледжа

  1. Сопоставьте приведенные ниже тексты разных функциональных стилей. Определите, к какому сти­лю каждый из них относится. Сделайте стилисти­ческий анализ.

Статья 96. Произведения, на которые распростра­няется авторское право.

Авторское право распространяется на произведения науки, литературы или искусства независимо от фор­мы, назначения и достоинства произведения, а также от способа его воспроизведения. Авторское право рас­пространяется на произведения, выпущенные в свет, но выраженные в какой-либо объективной форме, по­зволяющей воспроизводить результат творческой дея­тельности автора (рукопись, чертеж, изображение, пуб­личное произнесение или исполнение, пленка, механи­ческая или магнитная запись и т.д.).

Камбалы, камбалообразные — отряд рыб, близких к окунеобразным, отличаются от последних несиммет­ричным строением черепа во взрослом состоянии, в связи с чем глаза находятся на одной стороне. Тело сильно сжато с боков, у большой части камбал — широкое и относительно короткое. Размеры камбал весьма различ­ны: от 7 см (черноморская камбала) до 4,5 см (бело­морский палтус). Камбалы — преимущественно мор­ские рыбы, ведущие во взрослом состоянии донный об­раз жизни.

(БСЭ)

Родина

И вот смертельный враг загораживает нашей роди­не путь в будущее. Как будто тени минувших поколе­ний, тех, кто погиб в бесчисленных боях за честь и славу родины, и тех, кто положил свои тяжкие труды на устроение ее, обступили Москву и ждут от нас вели­чия души и велят нам: «Совершайте».

На нас всей тяжестью легла ответственность перед историей нашей родины. Позади нас — великая русская культура, впереди — наши необъятные богат­ства и возможности, которыми хочет завладеть на­всегда фашистская Германия. Но эти богатства и воз­можности — бескрайние земли и леса, неистощимые земные недра, широкие реки, моря и океаны, гигант­ские заводы и фабрики, все тучные нивы, которые за­колосятся, все бесчисленные стада, которые лягут под красным солнцем на склонах гор, все изобилие жиз­ни, которого мы добьемся, вся наша воля к счастью, которое будет, — все это — неотъемлемое наше навек, все это наследство нашего народа, сильного, свободо­любивого, правдолюбивого, умного и не обиженного талантом.

Так неужели можно помыслить, что мы не победим!

(А.Н. Толстой)

Ребята пускали по реке кораблики. Брат вырезал ножиком из толстых кусков сосновой коры. Сестренка прилаживала паруса из тряпочек.

На самый большой кораблик понадобилась длин­ная мачта.

- Надо из прямого сучка, — сказал брат, взял ножик и пошел в кусты.

Вдруг он закричал оттуда:

- Мыши, мыши! Сестренка бросилась к нему.

- Рубанул сучок, — рассказывает брат, — а они как порскнут! Целая куча! Одна вон сюда под корень. Подожди, я ее сейчас...

Он перерубил ножиком корень и вытащил крошеч­ного мышонка.

- Да какой же он малюсенький! — удивилась сест­ренка. — И желтый! Разве такие бывают?

- Это дикий мышонок, — объяснил брат, — поле­вой. У каждой породы свое имя, только я не знаю, как этого зовут.

-Пик!

- Он говорит, его зовут Пик! — засмеялась сестренка. — Смотри, как он дрожит! Аи! Да у него ушко в крови. Это ты его ножом ранил, когда доставал. Ему больно.

- Пусти его, — взмолилась сестренка, — он же маленький.

Но мальчик не хотел слушать.

- В речку заброшу, — .сказал он и пошел к берегу. Девочка вдруг догадалась, как спасти мышонка.

- Стой, — закричала она брату. — Знаешь что? Посадим его в наш самый большой кораблик, и пускай он будет за пассажира!

На это брат согласился: все равно мышонок пото­нет в реке. А с живым пассажиром кораблик пустить интересно.

Наладили парус, посадили мышонка в долбленое суденышко и пустили по течению. Ветер подхватил ко­раблик и погнал его от берега.

Мышонок крепко вцепился в сухую кору и не шеве­лился.

(В. Бианки)

  1. Найдите в тексте черты разговорного стиля. Докажи­те их уместность и целесообразность в данном кон­тексте.

Помните телерекламу, где мультяшные Трус, Бал­бес и Бывалый открывают на льдине бутылку пива, а оттуда выскакивает белый медведь? «Ты джинн?» — спрашивает троица. — «Не джинн, а белый медведь». Подзабыли? Конечно, ведь ролик из эфира исчез. А посодействовал этому студент Иркутского техническо­го институту Алексей Грязнов. Что ему не понрави­лось в сюжете? То, что выпивохи, осушив бутылки, бросают их в воду. Просто наплевательское отноше­ние к экологии!

— Я сам не раз резал ноги на речке, потому знаю, как это больно, — пояснил борец с рекламным беспре­делом. — Безобразие это — водоемы захламлять!

Студент, внимательно изучивший Закон о рекламе, нашел там нужную строчку: «Реклама не должна по­буждать к действиям, нарушающим природоохранное законодательство». Позвонил юристам, в суд, в инс­пекцию по защите прав потребителей. Наконец, ему посоветовали отправить жалобу в столицу, в Министер­ство РФ по антимонопольной политике.

Пару месяцев ненавистный ролик крутился на НТВ, а потом вдруг исчез. Тут и заказное письмо с ответом из Москвы подоспело. «Рекламодатель рекламы пива «Белый медведь» ООО «ПИТ Интернешнл» предоста­вил письменные объяснения, в которых сообщает, что решено прекратить размещение рекламы пива «Белый медведь». Таким образом, «ПИТ Интернешнл» добро­вольно прекратило распространение рекламы, содер­жащей признаки нарушения законодательства о рекла­ме», — сообщали из министерства.

Алексей с удовольствием принял ответ, но продол­жает внимательно смотреть телевизор...

(Николай Пламенев.

«Комсомольская правда»)

  1. Следующие предложения разместите в порядке последовательного развития мысли. Определите фун­кциональный стиль текста.

Первобытный человек воспринимал внешний мир с точки зрения своей практической деятельности. На­звания предметам он давал только в меру трудового своего с ним соприкосновения. Область трудовой дея­тельности первобытного человека была узкой, столь же ограниченным был и его язык. Усложнение хозяй­ственной деятельности человека и усложнение обще­ственной жизни привели к усложнению мышления и обогащению языка.

  1. Составьте приказ, используя следующие выражения.

Анализ указанных претензий показывает; в целях устранения указанных недостатков; проверить техническое состояние; установить порядок; обеспечить стро­гое выполнение; производить тщательную проверку; привлекать к ответственности.

  1. Подберите к приведенным словам синонимы. Соотнесите их с функциональными стилями. Составьте с ними предложения.

Безотлагательно, всемерное содействие, воспреща­ется, изрядно, изложенное, надлежит, оповещаем, про­щение, поименованные, упомянутые, причитается, пре­провождаем, ходатайство, соизволить, уволить, усилие, утрачивать, порок, излишек.

  1. Укажите, какие из данных глаголов-синонимов употребляются: 1) только в книжном стиле; 2) только в разговорном стиле литературной речи; 3) и в раз­говорном и в книжном (нейтральные).

Израсходовать, ухлопать, промотать, спустить, про­садить, издержать, разбазарить, растратить, прожить, убухать, ухнуть, извести, растранжирить, расточить. Прибирать, распекать, бранить, ругать, хулить, жу­рить, порицать, разносить, пушить, чихвостить, ко­рить, выговаривать, пилить. Трепетать, страшиться, бояться, трусить, робеть, опасаться, пугаться, ужасать­ся, дрейфить.

  1. Соотнесите одинаковые слова в парах предложе­ний. Укажите их функционально-стилистическую окраску.

С моря тянет легкий бриз (М. Горький). — Паро­воз тянет вагоны.

С гор ласково течет запах цветов (М. Горький). — Время течет быстро. — Из раны течет кровь.

Все флаги в гости будут к нам (А. Пушкин). — Флаг развевался на ветру.

Город, похожий на старую гравюру, щедро облит жарким солнцем и весь поет, как орган (М. Горький). — Спой, светик, не стыдись (И.А. Крылов). — Ребенок облил молоком платье.

Синие волны залива бьют в камень набережной (М. Горький). — Яркий свет бьет в глаза.

Это человек умный, надежный и ответственный. — Умный какой! Что еще выдумал.

На арену цирка на велосипеде выехал медведь. — Ну ты медведь. Всем ноги оттоптал.

На поляне рос дуб. — Я дуб дубом. Ничего не по­нимаю.

  1. Превратите согласованные определения в несо­гласованные. Соотнесите их с функциональными стилями. Составьте предложения с соответствую­щими словосочетаниями.

Образец: Янтарное ожерелье — ожерелье из янтаря.

Елочные игрушки. Плюшевые мишки. Бумажные гирлянды. Металлические шарики. Свинцовые фигур­ки. Льняные платьица. Шерстяные костюмчики. Дере­вянные матрешки. Гранитный пьедестал. Березовая шкатулка. Пластмассовая рукоятка. Кожаное пальто. Питьевая вода. Серебряный подсвечник. Нотная тет­радь. Печная труба. Стеклянная колба. Инструменталь­ный ящик. Хоккейный мяч. Квартальное задание — задание на квартал. Сезонный билет. Проездные доку­менты. Дневная норма. Летняя мода. Осеннее платье. Субботний досуг. Заграничная поездка. Морское путе­шествие. Ростовский студент. Сочинский сувенир. Фут­больный поединок.

  1. От данного в скобках глагола образуйте нужное причастие, согласуя его с определяемым словом. Выделите, где надо, причастные обороты запяты­ми. Соотнесите предложения с функциональными стилями.

1) Почва (лишить) всякого растительного покрова часто указывает на присутствие платиновых руд. 2) Лесные фиалки и полевые анютины глазки (отно­ситься) к семье рудознатцев привлекают внимание гео­логов. 3) Пахучая гвоздика (расти) на Малайском по­луострове накапливает в своих стеблях золото, в почвах (иметь) избыток бора эти растения превращаются в карликов. 4) Особенности растительного покрова (ус­кользать) от глаз наземного наблюдателя замечает авиа­ция. 5) Открытия (сделать) советскими учеными умно­жают богатства нашей Родины. 6) Полезные ископае­мые (разведывать) неутомимыми геологами найдут при­менение в экономике страны. 7) Геоботанические мето­ды разведки (разрабатывать) у нас и за рубежом приве­дут к новым открытиям подземных кладов.

  1. Переделайте двусоставные предложения в одно­составные (безличные). Соотнесите их с функцио­нальными стилями.

Образец: Мать не спит. — Матери не спится. Приближается вечер. Начинается рассвет. Усили­вается мороз. Я радуюсь. Сестра грустит. Он смеется. Сердце болит. Снег замел дороги. Вода снесла плотину.

  1. Найдите нарушение стилистической нормы. Ис­правьте стилистические ошибки, объясните харак­тер ошибок.
Прозвенел звонок, возвестивший о конце третьего урока.  
На траве, на листьях деревьев, на крышах домов сверкали атмо­сферные осадки.  
Наши спортсмены боролись само­отверженно, но все же начисто проиграли соревнования по стрельбе.  
На другой день он должен был заступить в ночную смену.  
Поэт не расплескал своих сил по­напрасну.  
Важным фактором успешной уче­бы является систематическое вы­полнение домашних заданий, и не надо прогуливать.  
  1. Рассмотрите употребление выделенных существи­тельных в именительном и винительном падежах множественного числа. Различаются ли они в сти­листическом отношении?

I.1. Рослые, как летние дожди, У подножья сум­рачных шиханов. Спят большие ветры, Положив в из­головье Скатки из туманов (Л. Татьяничева).

2. Прозрачны дали. И ветра спокойны (Л. Тать­яничева).

II. 1. Я отдых отвергал. И годы напролет Сто тысяч сил впрягал В твой чудо-звездолет (Л. Татьяничева).

2. Моя любовь, Я это твердо знала, Не на год — На бессрочные года (Л. Татьяничева).

III. 1. В ней те же луна, луга, облака, То же миро­здание (А. Яшин).

2. Оставляя облаки высоки, Окуная голову в купель, Редко-редко вскрикнет одинокий Одноногий ста­рый журавель (С. Фокина).

IV. 1. Вокруг меня снега оцепенели (С. Фокина). 2. Идут белые снеги (Е. Евтушенко).

  1. Определите стиль предложенного текста. Назови­те функционально-смысловой тип речи. В соответ­ствии с композицией данного типа речи составьте план к тексту.

Нефть

«Жидкое черное золото» — это нефть, один из са­мых замечательных минералов земли.

Он жидкий, потому что действительно течет, испа­ряя легкие бензины и другие газы, застывая иногда в виде сплошных масс парафина или тяжелого мазута.

Черным минерал называют потому, что действитель­но нефть получается из земли в виде черной пахучей массы, и только сложные операции очистки на особых заводах и перегонки ее с разделением на сорта бензина, масел, керосина и т.д. приводят нас к тем чистейшим прозрачным, совершенно бесцветным жидкостям, ко­торые на солнце в отраженном свете светятся своеоб­разным зеленым или фиолетовым тоном.

Наконец, золотом называют нефть потому, что оно представляет огромное природное богатство.

Что нефть действительно золото, мы можем сказать по собственному опыту, так как мы теперь не только полнос­тью обслуживаем всю страну своим бензином, керосином и мазутом, но и можем вывозить ее в другие страны, обме­нивая на золото. Как же не назвать ее золотом?

(По А. Ферсману)

  1. Прочитайте текст. Определите, какие типы речи в нем представлены, какие языковые средства (лек­сические и синтаксические) в нем используются.

Рыбачий поселок

К западу, в сторону Вентспилса, есть маленький рыбачий поселок. Обыкновенный рыбачий поселок с сетями, сохнущими на ветру, с низкими домами и низ­ким дымом из труб, черными моторными лодками, вы­тащенными на песок, и доверчивыми собаками с кос­матой шерстью.

В поселке этом сотни лет живут латышские рыба­ки. Поколения сменяют друг друга. И все так же их баркасы бороздят море в поисках рыбы.

(К.Г. Паустовский)

  1. Составьте описание зимы (весны, лета, осени) в научном и художественном стилях.
  1. Опишите самый радостный (торжественный, тревож­ный и др.) эпизод из своей жизни. Подумайте, ка­ким функционально-смысловым типом речи будет являться текст, к какому функциональному стилю он будет относиться.
  1. Приведите примеры сложной речевой структуры (описание-повествование, описание-рассуждение, повествование-рассуждение, описание-повествование-рассуждение) в произведениях А. Пушкина, Л. Толстого, А. Чехова и др.

Лекция 13

Наши рекомендации