Классификация стилей программирования
Общая характеристика стиля программирования складывается из характеристик способов представления данных и логического структурирования программы. К примеру, при изучении соответствующих составных типов были рассмотрены способы представления различных данных, приведенные в следующей таблице.
Вид данных | Способ представления в программе |
Список простых однотипных элементов (например, чисел) | Массив |
Таблица, в которой все элементы имеют одинаковый простой тип (например, таблица чисел) | Можно представить при помощи двумерного массива |
Таблица, в которой в различных столбцах содержатся данные различного типа (например, список студентов, для каждого из которых задаются фамилия, имя, факультет, номер группы и т.д.) | Можно представить в виде массива записей, которые представляют строки таблицы и группируют набор данных различного типа |
Список различных объектов, обладающих только некоторыми общими свойствами (например, список различных геометрических фигур, для каждой из которых можно рассчитать площадь) | С помощью типа «объект» или «класс» описывается один базовый объект, в котором присутствуют общие свойства всех объектов, и от которого в дальнейшем эти объекты наследуются. После этого список можно представить в виде массива базовых объектов |
Классификация способов логического структурирования программы представлена в следующей таблице.
Вид программы (стиль программирования) | Описание |
Линейная программа | Представляет собой последовательность простых операторов |
Структурное программирование | В программе используются составные операторы, имеющие опер внутреннюю структуру и состоящие из более простых или также структурированных операторов. Сюда относятся условный оператор, операторы цикла и др. |
Процедурное программирование | Данный способ логического структурирования программы заключается в разделении текста программы на отдельные более мелкие и понятные фрагменты и выделении в отдельные подпрограммы часто выполняющихся действий, что позволяет значительно упростить написание сложной программы. Подпрограммы в языке Паскаль выполняются в виде процедур и функций |
Объектно-ориентированное программирование | Наиболее общий из существующих на сегодняшний день подходов, заключающийся в выделении из исходной предметной области отдельных объектов, их свойств и связей с другими объектами. В языке Паскаль этот подход реализован при помощи типов данных «объект» и «класс», позволяющих группировать в отдельных объектах данные и методы их обработки (процедуры и функции), а также выполнять наследование объектов |
Структура программного модуля
Программные модули (или библиотеки) являются еще одним средством логического структурирования программы (наряду с процедурами, функциями и объектами). Текст программы для удобства может быть разделен на отдельные модули. Также часть сравнительно независимых и общих по смыслу процедур, функций, объектов или других элементов нескольких программ может быть вынесена в библиотеку, выполненную в виде независимого программного модуля. В последствии одни и те же библиотеки и модули могут использоваться в различных программах.
Программный модуль – это отдельный файл с расширением PAS.
Структура программного модуля
UNIT <Имя модуля>;
INTERFACE
[USES <Список библиотек>;]
<Описательная часть интерфейса>
IMPLEMENTATION
[USES <Список библиотек>;]
<Описательная часть раздела реализации>
[BEGIN
<Исполнительная часть>]
END.
В описательной части интерфейса находятся описания общих типов данных, классов, переменных, констант, а также заголовков общих процедур и функций, которые будут доступны любой программе, подключившей данный модуль. Сами процедуры и функции, раскрываются в разделе реализации. Все остальные данные, описанные в разделе реализации, являются локальными для модуля и не будут доступны внешним программам подключившим его.
Если присутствует исполнительная часть, то она будет выполнена в момент подключения модуля внешней программой для инициализации описанных в модуле данных, если таковая необходима.
Лекция 9
Основы визуального программирования
Формы
Формы представляют собой стандартные окна Windows, содержащие элементы управления, и являются основой визуального интерфейса программы. Например, если создать новую форму и вставить на нее поле ввода и кнопку, то результат будет выглядеть следующим образом:
В Delphi пользовательские формы всегда наследуются от базового класса TForm и выполняется в виде отдельного модуля, в котором в разделе интерфейса находится описание класса формы, а в разделе реализации методы обработки событий от элементов этой формы. Для приведенного примера формы будет создан модуль с именем Unit1, который будет находится в файле Unit1.pas. Этот модуль будет описывать класс пользовательской формы TFrom1.
Модуль Unit1.pas
UNIT Unit1;
INTERFACE
USES
Windows,Messages, ...;
TYPE
TForm1=CLASS(TForm)
Edit1:TEdit;
Button1:TButton;
PROCEDURE Button1Click(Sender:TObject);
END;
VAR
Form1:TForm1;
IMPLEMENTATION
PROCEDURE TForm1.Button1Click(Sender:TObject);
BEGIN
Close(); { Если нажать на кнопку Button1,
форма будет закрыта }
END;
END.
Класс TForm является базовым для всех пользовательских форм и содержит большое количество свойств, методов и событий. В дальнейшем для всех рассматриваемых элементов интерфейса будем приводить только основные свойства, необходимые для работы с этими элементами. Для форм основные свойства и методы представлены в следующей таблице.
Свойство или метод | Значение |
Свойство Name | Определено для любого визуального элемента (формы, элементов управления и т.д.) и задает его имя, которое будет использоваться в программе для доступа к этому элементу. В вышеприведенном примере созданная форма имеет имя 'Form1'. Из этого имени конструируется имя класса (TForm1), и описывается в разделе интерфейса глобальная переменная (Form1), с помощью которой в дальнейшем производится доступ к форме |
Свойства Left и Top | Также для любого визуального объекта. Для формы задают положение (в пикселях) левого верхнего угла окна формы на экране |
Свойства Width и Height | Задают соответственно ширину и высоту (в пикселях) окна формы |
Свойство Caption | Заголовок окна формы, выводимый на экран |
Процедура Show | Показывает форму на экране. Основная форма программы показывается автоматически |
Процедура Hide | Скрывает форму, временно убирая ее с экрана |
Процедура Close | Закрывает форму. Если закрыть основную форму программы, то ее выполнение будет завершено |
В программе может быть создано несколько форм. При этом только одна из них будет являться главной (основной). Основная форма программы будет автоматически показана на экране при запуске, остальные формы будут созданы в памяти, но не будут автоматически выведены на экран. Чтобы отобразить их необходимо использовать процедуру Show (например, Form2.Show). Закрытие форм, как и любых окон Windows, может производиться с помощью мыши путем нажатия кнопки с изображением крестика в правом верхнем углу окна формы, с помощью клавиатуры нажатием сочетания клавиш Alt-F4, либо программным способом при помощи вызова процедуры Close. Закрытие окна основной формы (любым из описанных способов) приводит к завершению выполнения программы. Закрытие любой другой формы программы приводит только к скрытию формы с экрана (как при использовании процедуры Hide). Позже ее снова можно отобразить на экране с использованием процедуры Show.