Использование различных возможностей ЭТ для выполнения учебных заданий. Ввод и форматирование таблиц
Цель работы: научиться вводить данные в таблицу Excel, редактировать данные, применять форматирование к электронным таблицам.
Сведения из теории
1. По окончании ввода данных в ячейку нужно нажать клавишу Enter или кнопку Ввод в строке формул (√ - Ввод, × - Отмена)
2. Для редактирования содержимого ячейки нужно дважды щелкнуть левой кнопкой мыши по этой ячейке и внести необходимые изменения
3. Копирование: выделить область рабочего листа и выполнить команду Правка–Копировать или нажать Ctrl+C
4. Вырезание: выделить область рабочего листа и выполнить команду Правка–Вырезать или нажать Ctrl+X
5. Вставка: выделить область рабочего листа, куда нужно вставить выделенный или вырезанный фрагмент таблицы и выполнить команду Правка–Вставить или нажать Ctrl+V
6. Копирование данных с помощью перетаскивания: выделить ячейку или диапазон ячеек, установить указатель мыши на границу ячейки так, чтобы указатель принял вид и с нажатой клавишей Ctrl перетащить в нужное место листа
7. Перемещение данных с помощью перетаскивания осуществляется так же, как и копирование, только без нажатия клавиши Ctrl.
8. Изменение ширины (высоты) столбца/строки: установить указатель мыши на границу между столбцами/строками в области наименований столбцов/строк и перетащить в нужном направлении.
9. Автозаполнение числового ряда с шагом 1:
1) ввести первое число ряда в первую ячейку диапазона
2) нажать и удерживать клавишу Ctrl
3) установить курсор на маркер заполнения (маленький черный квадратик в правом нижнем углу ячейки) ячейки с первым числом диапазона. Курсор должен принять вид тонкого черного крестика
4) протянуть кнопку мыши на весь диапазон
5) отпустить клавишу Ctrl
10. Автозаполнение числового ряда с любым шагом:
1) ввести первое число ряда в первую ячейку диапазона;
2) ввести второе число ряда в следующую ячейку;
3) установить курсор на маркер заполнения (маленький черный квадратик в правом нижнем углу ячейки) ячейки с первым числом диапазона. Курсор должен принять вид тонкого черного крестика;
4) протянуть кнопку мыши на весь диапазон;
5) отпустить клавишу Ctrl
10. Обрамление и заливка ячеек: выделить область рабочего листа и выбрать на вкладке ЯчейкиФормат→Форматячеек. Произвести установку параметров в диалоговом окне Формат ячеекна вкладке Граница
11. Выравнивание текста в ячейках: выделить область рабочего листа и выбрать на вкладке Ячейки - Формат →Формат ячеек. Произвести установку параметров в диалоговом окне Формат ячеекна вкладке Выравнивание или на панели инструментов (рис. 19.1)
Рисунок 19.1 – Выравнивание данных в ячейках
12. Установка числовых форматов: выделить область рабочего листа и выбрать на вкладке Ячейки-Формат→Форматячеек. Произвести установку параметров в диалоговом окне Форматячеекна вкладке Число
13. Установка денежных форматов: выделить область рабочего листа и выбрать на вкладке Ячейки Формат→Формат ячеек. Произвести установку параметров в диалоговом окне Формат ячеекна вкладке Числои выбрать Денежный или Финансовыйи выбрать из раскрывающегося списка обозначение нужной валюты.
14. Удаление строк и столбцов: сделать щелчок правой кнопкой мыши по букве удаляемого столбца или номеру удаляемой строки и выбрать из контекстного меню Удалить или нажать сочетание клавиш Ctrl + Минус. В появившемся окне Удаление ячееквыбрать, что нужно удалить: строку или столбец.
15. Добавление строк и столбцов: установить активную ячейку в место вставки на листе и выполнить команду меню Вставка→Столбцы/Строки или Ctrl + Плюс. В появившемся окне Добавлениеячееквыбрать, что нужно добавить строку или столбец
16. Объединение ячеек: выделить диапазон ячеек и щелкнуть по кнопке на вкладке Главная. Повторным нажатием на данную кнопку можно отменить объединение ячеек.
Задание для выполнения
Задание 1. Ввод данных в таблицу и форматирование таблицы
1. Откройте новую книгу Excel. Лист1 переименуйте на «Количество учащихся»
2. Создайте на первом листе ЭТ таблицу по образцу (см. рис.19.1), применив оформление. Обратите внимание на границы и заливку ячеек, объединение ячеек, размер и начертание шрифта (размер=12пт), Times New Roman, в ячейке В2 текст печатается в две строки (для этого выделите ячейку, на вкладке Главная щелкните по кнопке )
Рисунок 19.1 – Образец таблицы на Листе1
3. Сохраните книгу в своей личной папке под именем ПР-19.xlsx
4. Заполните пустые ячейки произвольными данными.
Задание 2. Форматирование таблиц
1. Переименуйте Лист2 в Расписание.
2. Занесите данные в таблицу по образцу (рис. 19.2)
Рисунок 19.2 – Образец таблицы на Листе2
3. Задайте значение высоты строк 30 (вкладка Главная Ячейки → Формат → Высота строки)
4. Между столбцами А и В вставьте новый столбец. Внесите в таблицу время проведения пар (см. рис.19.3)
5. Сохраните книгу.
Рисунок 19.3 - Таблица после вставки столбца
Задание 3. Использование различных форматов данных в ячейках
1. Перейдите на Лист3, переименуйте егов Олимпиады.
2. Занесите данные в таблицу по образцу (рис. 19.4). Обратите внимание га то, какие ячейки объединены, а в каких установлен Перенос по словам.
3. Для столбца Время задайте формат ячейки Время. Для столбца Дата в кратком формате задайте соответствующий формат.
4. Выделите диапазон ячеек С5:С11 и скопируйте их в ячейки D5:D11, задайте для этого диапазона формат Дата в полном формате.
Рисунок 19.4 – Образец таблицы на Листе3
Задание 4. Форматирование и редактирование ячеек, установка параметров шрифта
1. Перейдите на Лист4, переименуйте егов Задание 4.
2. В ячейку А1 введите текст «шрифт 8».
3. Выполните автозаполнение ячеек А2:А10 (установить курсор в левый нижний угол ячейки А1 и протянуть вниз до А10). При правильном выполнении задания должен появиться столбец со значениями (рис. 19.5)
А | |
шрифт 8 | |
шрифт 9 | |
шрифт 10 | |
шрифт 11 | |
шрифт 12 | |
шрифт 13 | |
шрифт 14 | |
шрифт 15 | |
шрифт 16 | |
шрифт 17 |
Рисунок 19.5 – Результат автозаполнения ячеек текстовыми данными
4. Скопируйте диапазон ячеек А1:А10 на смежные ячейки С1:С10.
5. Выделите ячейки А1 и С1 и задайте им размер шрифта 8пт, ячейкам А2 и С2 – размер 9пт, ячейкам А3 и С3 – размер 10пт и т.д.
6. Измените ширину столбца так, чтобы текст помещался во все ячейки.
7. Выделите диапазон ячеек А1:А10 и задайте им шрифт Arial, полужирное начертание и расположите текст в ячейках под углом 45о.
8. Выделите диапазон ячеек С1:С10 и задайте им шрифт Times New Roman, курсивное начертание.
9. Удалите содержимое ячеек С4:C5, а нижние ячейки переместите выше (рис. 19.6)
В | С | |
шрифт 8 | ||
шрифт 9 | ||
шрифт 10 | ||
шрифт 13 | ||
шрифт 14 | ||
шрифт 15 | ||
шрифт 16 | ||
шрифт 17 | ||
Рисунок 19.6 – Результат удаления и перемещения ячеек
Контрольные вопросы
1. Каково назначение табличного процессора Excel?
2. Какое расширение имеют файлы, созданные в Excel?
3. Что представляет собой адрес ячейки?
4. Назовите и охарактеризуйте основные типы данных в ячейках электронной таблицы.
5. Каким образом можно выровнять данные в ячейках?
6. Как оформить таблицу Excel рамками и заливкой?
7. Как осуществить вставку/удаление столбца или строки в таблицу?
8. Как подтвердить ввод данных в ячейку?
9. Как добавить новый лист в рабочей книге?
10. Как переименовать лист книги?
11. Как объединить несколько ячеек в одну? Как отменить объединение?
12. Как скопировать выделенный диапазон ячеек с помощью буфера обмена?
13. Как скопировать выделенный диапазон ячеек с помощью перетаскивания?
14. Как изменить ширину (высоту) столбца/строки таблицы?
15. Как производится автозаполнение числового ряда с шагом 1, с любым шагом?
16. Как производится добавление строк и столбцов?
Практическая работа № 20
Выполнение расчетов в Excel
Цель:научиться выполнять расчеты в Excel
Сведения из теории
Все вычисления в программе MS Excel выполняются с помощью формул. Ввод формулы всегда начинается со знака равенства “=”, затем располагают вычисляемые элементы, между которыми стоят знаки выполняемых операций:
+ сложение / деление * умножение
− вычитание ^ возведение в степень
В формулах в качестве операндов часто используют не числа, а адреса ячеек, в которых хранятся эти числа. В этом случае при изменении числа в ячейке, которая используется в формуле, результат пересчитается автоматически
Примеры записи формул:
=(А5+В5)/2
=С6^2* (D6-D7)
В формулах используют относительные, абсолютные и смешанные ссылки на адреса ячеек. Относительные ссылки при копировании формулы изменяются. При копировании формулы знак $ замораживает: номер строки (А$2 - смешанная ссылка), номер столбца ($F25- смешанная ссылка) или то и другое ($A$2- абсолютная ссылка).
Формулы динамичны и результаты автоматически изменяются, когда меняются числа в выделенных ячейках.
Если в формуле несколько операций, то необходимо учитывать порядок выполнения математических действий.
Автозаполнение ячеек формулами:
1) ввести формулу в первую ячейку и нажать Enter;
2) выделить ячейку с формулой;
3) установить указатель мыши в правый нижний угол ячейки и протянуть в нужном направлении (автозаполнение ячеек формулами можно делать вниз, вверх, вправо, влево).
Использование функций:
1) установить курсор в ячейку, где будет осуществляться вычисление;
2) раскрыть список команд кнопки Сумма (рис. 20.1) и выбрать нужную функцию. При выборе Другие функции вызывается Мастер функций.
Рисунок 20.1 – Выбор функции
Задания для выполнения
Задание 1 Подсчет котировок курса доллара
1. В папке с названием своей группы создайте документ MS Excel, имя задайте по номеру практической работы.
2. Лист 1 назовите по номеру задания;
3. Создайте таблицу подсчета котировок курса доллара (рис. 20.2), столбец Дата заполните с помощью автозаполнения, столбцы Курс покупки и Курс продажи отформатируйте как числа с двумя знаками после запятой.
Рисунок 20.2 – Образец таблицы (Лист 1)
4. Выполните расчет дохода в ячейке D4.
Формула для расчета:Доход = Курс продажи – Курс покупки
5. Сделайте автозаполнение ячеек D5:D13 формулами.
6. В столбце «Доход» задайте Денежный (р) формат чисел;
7. Отформатируйте таблицу.
8. Сохраните книгу.
Задание 2 Расчет суммарной выручки
1. В этом же документе перейдите на Лист 2. Назовите его по номеру задания.
2. Создайте таблицу расчета суммарной выручки по образцу, выполните расчеты (рис. 20.3).
3. В диапазоне B3:E9 задайте денежный формат с двумя знаками после запятой.
Формулы для расчета:
Всего за день = Отделение 1 + Отделение 2 + Отделение 3;
Итого за неделю = Сумма значений по каждому столбцу
4. Отформатируйте таблицу. Сохраните книгу.
Рисунок 20.3 – Образец таблицы (Лист 2)
Задание 3 Расчет надбавки
1. В этом же документе перейдите на Лист 3. Назовите его по номеру задания.
2. Создайте таблицу расчета надбавки по образцу (рис. 20.4). Колонке Процент надбавки задайте формат Процентный, самостоятельно задайте верные форматы данных для колонок Сумма зарплаты и Сумма надбавки.
Рисунок 20.4 - Образец таблицы (Лист 3)
3. Выполните расчеты.
4. Формула для расчета
5. Сумма надбавки = Процент надбавки * Сумма зарплаты
6. После колонки Сумма надбавки добавьте еще одну колонку Итого. Выведите в ней итоговую сумму зарплаты с надбавкой.
7. Введите: в ячейку Е10 Максимальная сумма надбавки, в ячейку Е11 − Минимальная сумма надбавки. В ячейку Е12 − Средняя сумма надбавки.
8. В ячейки F10:F12 введите соответствующие формулы для вычисления.
9. Сохраните книгу.
Задание 4 Использование в формулах абсолютных и относительных адресов
1. В этом же документе перейдите на Лист 4. Назовите его по номеру задания.
2. Введите таблицу по образцу (рис. 20.5), задайте шрифт Bodoni MT, размер 12, остальные настройки форматирования − согласно образцу. Ячейкам С4:С9 задайте формат Денежный, обозначение «$», ячейкам D4:D9 задайте формат Денежный, обозначение «р.».
Рисунок 20.5 - Образец таблицы (Лист 4)
3. Вычислите Значения ячеек, помеченных знаком “?”
4. Сохраните книгу.
Контрольные вопросы
1. Как осуществляется ввод формул в Excel?
2. Какие операции можно использовать в формулах, как они обозначаются?
3. Как сделать автозаполнение ячеек формулой?
4. Как вызвать Мастер функций?
5. Какие функции вы использовали в этой практической работе?
6. Расскажите, как вы вычисляли значения Максимальной, Минимальной и Средней сумм надбавки.
7. Как формируется адрес ячейки?
8. Какие ссылки на адреса называют относительными, какие – абсолютными, какие – смешанными. Приведите примеры.
9. Где в работе вы использовали абсолютные адреса, а где – относительные?
10. Какие форматы данных вы использовали в таблицах этой работы?
Практическая работа №21