Глава 15: Знание об информационной безопасности и тренировки

(Chapter 15 Information Security Awareness and Training)

//Глава еще будет редактироваться

Перевод: sly (http://slyworks.net.ru ) ICQ:239940067

Cоциальный инженер задумал заполучить проект (исходники) Вашего нового продукта за 2 месяца до релиза.

Что остановит его?

Ваш файервол? Нет.

Мощная система идентификации? Нет.

Система обнаружения вторжений? Нет.

Шифрование данных? Нет.

Ограничение доступа к номерам дозвона модемов? Нет.

Кодовые имена серверов, которые затрудняют определение местонахождения проекта искомого продукта? Нет.

Смысл здесь в том, что никакая технология в мире не сможет противостоять атаке социального инженера.

Обеспечение безопасности с помощью технологии, тренировки и процедуры

Компании, которые проводят тесты на возможность проникновения, сообщают, что их попытки проникнуть в компьютерную систему компании с помощью методов социнженерии практически в 100% случаев удаются. Технологии безопасности могут усложнить этот тип атак путем исключения людей из процесса принятия решений. Тем не менее истинно эффективный путь ослабить угрозу социальной инженерии можно через использование технологий безопасности, комбинированных с политикой безопасности, которая устанавливает правила поведения служащих, а также включающих обучение и тренировку сотрудников.

Единственный путь сохранить разработки Вашего продукта нетронутыми – иметь тренированную, знающую и добросовестную рабочую команду. Это подразумевает тренировку с использованием политик и процедур, но, вероятно, более важным является переход к программе распределенной осведомленности. Некоторые компании, занимающиеся вопросами безопасности, рекомендуют тратить на тренировку таких программ до 40% бюджета компании.

Первый шаг – приучить каждого на предприятии к мысли, что существуют бессовестные люди, которые могут с помощью обмана и психологии манипулировать ими. Служащие должны знать, какая информация нуждается в защите, и как эту защиту осуществлять. Однажды хорошо прочувствовав и поняв, как можно поддаться чужим манипуляциям, они будут находиться в намного более выгодной позиции, чтобы распознать атаку.

Осведомление о безопасности включает также обучение каждого работающего в компании политикам и процедурам. Как обсуждается в главе 17, политики – это необходимые и обязательные правила, которые описывают поведение сотрудников для защиты корпоративной информационной системы и особо ценной информации.

Эта и следующая главы показывают безопасный шаблон (blueprint – синька, светокопия), который обезопасит Вас от атак, которые дорого могут Вам обойтись. Если Вы не тренируете персонал, следующий процедурам обработки информации (well– thought –out procedures), это до того момента, пока Вы не потеряете информацию благодаря социальному инженеру. Не тратьте время, ожидая атак, которые могут случиться, пока решаете, разрабатывать или не разрабатывать политики безопасности: они могут разорить Ваш бизнес и разрушить благополучие Ваших рабочих.

Понимание того, как атакующий может воспользоваться человеческой природой

Для того, чтобы разработать действенную программу обучения, Вы должны понять, почему люди в первую очередь уязвимы для атак. Для выделения этих тенденций в вашей программе, например, обратить на них внимание благодаря дискуссии – этим Вы поможете сотрудникам понять, как социальный инженер может манипулировать людьми.

Манипуляция начала изучаться социальными исследователями в последние 50 лет. Robert B. Cialdini, написавший в «Американской науке» (Февраль 2001), объединил результаты этих исследований и выделил 6 «черт человеческой натуры», которые используются в попытке получения нужного ответа.

Это 6 приемов, которые применяются социальными инженерами наиболее часто и успешно в попытках манипулировать.

Авторитетность

Людям свойственно желание услужить (удовлетворить запрос) человеку с авторитетом (властью). Как говорилось раньше, человек получит нужный ответ, если сотрудник уверен, что спрашивающий имеет власть или право задавать этот вопрос.

В своей книге «Влияние» Dr. Cialdini написал об обучении в 3 госпиталях Мидвестерна, в которых аппараты 22 медсестер соединялись с человеком, который выдавал себя за физиотерапевта, инструктируя административный персонал на выписку рецепта препарата (наркотика?) пациенту. Медсестры, которые получили это указание, не знали звонившего. Они не знали, действительно ли он доктор (а он им не был). Они получали инструкции для выписки рецепта по телефону, что нарушает политику безопасности госпиталя. Препарат, который указывался, не разрешен к применению, а его доза составляла в 2 раза большую, чем допустимая суточная норма – все это может опасно отразиться на состоянии здоровья пациента или даже убить его. Более чем в 95% случаев Cialdini сообщает, что «медсестра брала необходимую дозу из палаты с медикаментами и уже была на пути к палате указанного пациента», где перехватывалась наблюдателем, который сообщал ей об эксперименте.

Примеры атак:

Социнженер пытается выдать себя за авторитетное лицо из IT департамента или должностное лицо, выполняющее задание компании.

Умение расположить к себе

Люди имеют привычку удовлетворить запрос располагающего к себе человека, или человека со сходными интересами, мнением, взглядами, либо бедами и проблемами.

Примеры атак:

В разговоре атакующий пытается выяснить увлечения и интересы жертвы, а потом с энтузиазмом сообщает, что все это ему близко. Также он может сообщить, что он из той же школы, места, или что‑то похожее. Социальный инженер может даже подражать цели, чтобы создать сходство, видимую общность.

Взаимность

Мы можем машинально ответить на вопрос, когда получаем что‑то взамен. Подарком в этом случае может служить материальная вещь, совет или помощь. Когда кто‑то делает что‑то для нас, мы чувствуем желание отплатить. Эта сильная черта человеческой натуры проявляется тогда, когда получивший подарок не ждал (не просил) его. Один из самых эффективных путей повлиять на людей, чтобы получить благосклонность (расположить к себе, а, следовательно, получить информацию) – преподнести неявно обязывающий подарок.

Поклонники религиозного культа Хари Кришны очень опытны в умении получать влияние над человеком путем преподнесения подарка – книги или цветка. Если человек пробует вернуть, отказаться от подарка, дарящий мягко настаивает: «Это наш подарок Вам». Этот основной принцип взаимности использовался Кришнами для постоянного увеличения пожертвований.

Примеры атак:

Сотрудник получает звонок от человека, который называет себя сотрудником IT департамента. Звонящий рассказывает, что некоторые компьютеры компании заражены новым вирусом, который не обнаруживается антивирусом. Этот вирус может уничтожить (повредить) все файлы на компьютере. Звонящий предлагает поделиться информацией, как решить проблему. Затем он просит сотрудника протестировать недавно обновленную утилиту, позволяющую пользователю сменить пароли. Служащему неудобно отказать, потому что звонящий лишь предлагает помощь, которая защитит пользователей от вируса. Он хочет отплатить, сделав что‑нибудь для «доброго человека». Например, ответить на пару вопросов…

Ответственность

Люди меют привычку исполнять обещанное. Раз пообещав, мы сделаем все, потому что не хотим казаться не заслуживающими доверия. Мы будем стремиться преодолеть любые препятствия для того, чтобы сдержать слово или выполнить обязанность.

Примеры атак:

Атакующий связывается с подходящим новым сотрудником и советует ознакомиться с соглашением о политиках безопасности и процедурах, потому что это – основной закон, благодаря которому можно пользоваться информационными системами компании. После обсуждения нескольких положений о безопасности атакующий просит пароль сотрудника «для подтверждения согласия» с соглашением. Он должен быть сложным для угадывания. Когда пользователь выдает свой прароль, звонящий дает рекомендации, как выбирать пароли в следующий раз, чтоб взломщикам было сложно подобрать их. Жертва соглашается следовать советам, потому что это соответствует политике компании. К тому же рабочий предполагает, что звонивший только что подтвердил его согласие следовать соглашению.

Наши рекомендации