Наложение ареста на имущество
Наложение ареста на имущество в качестве обеспечительной меры исполнения приговора в части гражданского иска при расследовании хищений имеет особенности, связанные с электронными денежными средствами, числящимися на счетах, открытых преступниками на себя или иных лиц в электронных платежных системах («Яндекс. Деньги», «WebMoney» и т. п.).
Электронные денежные средства - денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом (лицом, предоставившим денежные средства) другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета (обязанному лицу), для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа. Федеральный Закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «О национальной платежной системе» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 27. Ст. 3872.
Для наложения ареста на электронные денежные средства необходимо, чтобы платежная система была зарегистрирована в России или имелось официальное представительство. В противном случае возможности следователя ограничены. (Например, платежная система «Е-gold» создана в 1996 г. и зарегистрирована в США).
Источниками информации о наличии у обвиняемого или подозреваемого электронных денежных средств являются: письменный договор, заключенный с электронной платежной системой; сведения в официальных представительствах электронной платежной системы; информация на электронных носителях информации.
В случае заключения письменного договора с электронной платежной системой, если при производстве обыска или выемки он не найден, необходимо изъять электронный носитель информации для проведения судебно-компьютерной экспертизы, что позволит получить дополнительную информацию о наличии или отсутствии установленного программного обеспечения для доступа к «электронному» кошельку платежных систем и соответствующих номеров. Одновременно с проведением судебно-компьютерной экспертизы направляются запросы в официальные представительства электронных платежных систем на предмет владения обвиняемым, подозреваемым «электронным» кошельком, зарегистрированным на его имя (и может не одним), с указанием о приостановлении операции по нему. В этой ситуации следует учитывать фактор ликвидности электронных денежных средств, а потому необходимо наладить сотрудничество с подразделениями службы безопасности платежной системы.
Сведения об IP-адресе компьютера можно затребовать по официальному запросу, если известна информация о номере «электронного» кошелька или владельца. При получении сведений об IP-адресах, в которых осуществляется доступ к кошельку по запросу к провайдеру (поставщику интернет-услуг, например ОАО «Ростелеком», «Вымпелком» и др.) можно определить владельца IP-адреса, то есть лицо, которое непосредственно имело доступ к электронному кошельку.
При получении данных сведений может быть наложен арест на денежные средства, числящиеся в электронном кошельке.
Вместо заключения
Прогнозируются следующие тенденции в сфере хищений денежных средств с использованием компьютерных технологий:
1) количество использования преступниками вредоносных программ (троянские программ) для хищения с банковских счетов путем модификации информации (подделка электронных платежных документов), находящейся на персональных компьютерах, будет уменьшаться;
2) количество использования преступниками вредоносных программ (троянские программ) для хищения с банковских счетов путем копирования информации (данных банковских карт, логинов и паролей для Интернет-банкинга), находящейся в мобильных устройствах (прежде всего в сотовых аппаратах) на платформе Android, будет увеличиваться;
3) количество использования преступниками вредоносных программ (троянские программ) для хищения с банковских счетов путем модификации, копирования и уничтожения информации (подделка электронных платежных документов), находящейся в банковской системе (банковских компьютерах), будет увеличиваться;
4) количество использования преступниками вредоносных программ (троянские программ) для хищения денежных средств путем модификации и копирования информации платежных карт в POS-терминалах и банкоматах (часть таких программ находится в открытом доступе сети Интернет) будет увеличиваться;
5) количество использования преступниками специальных технических средств (скимминг и т. п.) для хищения денежных средств путем копирования информации платежных карт в POS-терминалах и банкоматах будет уменьшаться.
При этом способы хищения денежных средств с использованием компьютерных технологий будут сопряжены с фишингом, развитием виртуальных организованных преступных групп (преступных сообществ) и автоматизацией процесса совершения таких преступлений.
В то же время эффективность использования вредоносных программ, позволяющих осуществлять операции по переводу денежных средств с банковских счетов посредством подмены реквизитов («автозалива»), для юридических лиц будет снижена за счет внедрения новых систем защиты крупными коммерческими банками.
С учетом обозначенных тенденций в сфере хищений денежных средств с использованием компьютерных технологий необходимо принимать управленческие меры, в том числе направленные на решение задач повышения результативности, качества и сокращения сроков предварительного следствия, соблюдение законности, возмещение причиненного ущерба и профилактику данных преступлений. Обобщение практики управленческой деятельности позволяет выделить следующие меры, принимаемые руководителями ОПС для решения обозначенных задач:
1) обеспечение своевременного ознакомления с поступающими из МВД России и Следственного департамента МВД России распорядительных и иных документов, их систематизация, подготовка на их основе локальных актов, направление их, а в необходимых случаях и распорядительных или иных документов МВД России (Следственного департамента МВД России) в подчиненные ОПС, обеспечение ознакомления с ними уполномоченных сотрудников;
2) обеспечение исполнения следователями в рамках своей компетенции действующего законодательства, распорядительных и иных документов МВД России (СД МВД России) в сфере противодействия хищениям денежных средств, совершаемых с использованием компьютерных технологий;
3) обеспечение постоянного процессуального контроля руководителей ОПС за возбуждением и расследованием уголовных дел о хищениях денежных средств, совершаемых с использованием компьютерных технологий;
4) закрепление за линией расследования преступлений, совершаемых с использованием компьютерных технологий, профессионально подготовленных следователей (установление специализации);
5) создание в структуре следственных частей ОПС на региональном уровне специализированных подразделений по расследованию преступлений, совершаемых с использованием компьютерных технологий;
6) закрепление за линией обеспечения расследования преступлений, совершаемых с использованием компьютерных технологий, сотрудника аппарата управления ОПС (например, сотрудника контрольно-методического подразделения ОПС);
7) проведение оперативных совещаний по результатам организации расследования хищений, совершенных с использованием компьютерных технологий, а при необходимости инициирование проведения оперативных совещаний при начальниках территориальных органов МВД России; проведение оперативных совещаний (рабочих встреч) с представителями банковской и платежной системы, операторов сотовой связи и провайдеров с приглашением представителей СМИ, в ходе которых рассматривать проблемы взаимодействия (представления сведений, видеозаписей и т. п.) и профилактики хищений денежных средств, совершаемых с использованием компьютерных технологий;
8) обеспечение незамедлительного поступления в аппарат управления ОПС информации о возбуждении уголовных дел о хищениях денежных средств, совершаемых с использованием компьютерных технологий, для обобщения, анализа и использования в организации расследования данной категории преступлений. С этой целью целесообразно: разрабатывать и принимать нормативные документы, регламентирующие сбор, систематизацию и использование информации о преступлениях, совершаемых с использованием компьютерных технологий; разрабатывать электронные таблицы, которые позволяли бы систематизировать и анализировать полученную по всем уголовным делам информацию в части совпадений абонентских номеров, IMEY абонентских устройств, лицевых счетов и номеров банковских карт, IP - адресов, используемых преступниками;
9) обеспечение разработки информационно-аналитических (бюллетени, обзоры, экспресс-информации, письма, сборники нормативно-правовых актов и т. п.) и методических документов (учебные (учебно-практические) пособия, методические рекомендации, макеты уголовных дел и т. п.) по расследованию хищений денежных средств, совершаемых с использованием компьютерных технологий, на основе существующих научных и дидактических материалов, а также региональных особенностей досудебного производства по делам о данной категории преступлений;
10) организация проведения учебных форумов (конференции, семинары, занятия в рамках профессиональной подготовки и т. п.), в том числе в режиме видеоконференции и (или) с участием ученых и специалистов, для следователей, дознавателей, оперуполномоченных, сотрудников экспертно-криминалистических подразделений;
11) обеспечение исполнения качественно и в установленные сроки поручений следователей по делам о хищениях денежных средств, совершаемых с использованием компьютерных технологий, органам дознания или следователям других органов внутренних дел;
12) обеспечение подготовки и направления обобщающих представлений в кредитные организации, платежные системы, провайдерам, операторам сотовой связи с целью профилактики хищений денежных средств, совершаемых с использованием компьютерных технологий. Другим направлением профилактики хищений денежных средств, совершаемых с использованием компьютерных технологий, является привлечение в ходе расследования уголовных дел лиц к административной ответственности по ст. 13.29 КоАП (за заключение от имени оператора связи договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи лицом, не имеющим полномочий от оператора связи на заключение договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи), ст. 13.30 КоАП (за невыполнение лицом, действующим от имени оператора связи, требований о включении в договор об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи установленных правилами оказания услуг связи сведений об абоненте или включение недостоверных сведений, либо непредставление (несвоевременное) представление оператору связи экземпляра заключенного с абонентом договора, если указанные действия не содержат уголовно-наказуемого деяния), ст. 17.7 КоАП.
Также руководители ОПС с целью обеспечения решения подчиненными сотрудниками задач досудебного производства по делам о хищениях денежных средств, совершаемых с использованием компьютерных технологий, в рамках своих полномочий инициируют:
1) создание в территориальных органах МВД России на региональном уровне специализированных групп, в том числе с участием представителей ОПС, с целью постоянного мониторинга деятельности органов внутренних дел в сфере выявления, раскрытия и расследования преступлений, совершаемых с использованием компьютерных технологий, разработки организационно-управленческих мер, направленных на повышение эффективности данной деятельности;
2) проведение и (или) принятие участия в координационных совещаниях при прокуроре региона (района). Так, 31 августа 2015 г. руководство СУ УМВД России по Оренбургской области приняло участие в координационном совещании при прокуратуре Оренбургской области, на котором рассмотрено состояние работы и уровень взаимодействия правоохранительных органов по противодействию новым видам мошенничеств, совершенных с использованием средств сотовой связи и в сфере дистанционного банковского обслуживания, по результатам которого выработаны меры по совершенствованию работы по данному направлению;
3) проведение рабочих встреч с прокурорами для обсуждения проблемных вопросов досудебного производства по делам о хищениях денежных средств, совершаемых с использованием компьютерных технологий;
4) своевременное исполнение требований (запросов) следователей о предоставлении сведений и документов кредитными организациями, провайдерами, операторами сотовой связи, или изъятия документов, в том числе путем проведения в данных организациях выемки;
5) создание в территориальных органах МВД России, специализированных следственно - оперативных групп, в состав которых должны входить следователи, сотрудники аппарата управления ОПС и оперативных подразделений территориальных органов МВД России на региональном или межрегиональном уровне;
6) разработку управленческих (распорядительных) документов, регламентирующих действия начальников территориальных органов МВД России на районном уровне при поступлении сообщений о хищениях, совершенных с использованием компьютерных технологий, обязательные процессуальные действия, осуществляемые сотрудниками органа дознания на стадии возбуждения уголовного дела, а также направление следователем запроса в сотовые компании на установление IMEI - кода в течение первых трех суток расследования уголовного дела, с образцами типовых вопросов для составления таких запросов;
7) подготовку плана по профилактике и раскрытию хищений денежных средств, совершаемых с использованием компьютерных технологий, которым предусматриваются мероприятия по организации взаимодействия с органами внутренних дел других регионов Российской Федерации, кредитными организациями, операторами сотовой связи;
8) приобретение и внедрение территориальными органами МВД России программно-аппаратного комплекса, позволяющего получать информацию сотрудниками органов внутренних дел из соответствующих подразделений Сбербанка России по защищенным каналам связи;
9) обеспечение создания автоматизированной информационной системы, обеспечивающей ведение учета преступлений, совершаемых с использованием компьютерных технологий.
Авторский коллектив настоящей работы полагает, что разработанные рекомендации общие положения организации расследования хищений денежных средств, совершаемых с использованием компьютерных технологий, составят основу для разрабатываемых ОПС методических документов в условиях современного состояния организационно-управленческих и правовых средств обеспечения досудебного производства по делам о преступлениях в сфере высоких технологий.