Выемка (обычная, предметов - электронных носителей информации, электронной почтовой корреспонденции)
Выемка производится в тех случаях, когда следователь располагает точной информацией о том, что нужные ему предметы, документы находятся в определенном месте. Выемка проводится в целях изъятия машинных носителей, содержащих файлы с искомым текстовым и графическим содержимым, а также программы, используемых для подготовки и совершения преступлений рассматриваемой категории. Такие носители информации чаще всего находятся в компьютерах лиц, подозреваемых в совершении преступления.
Целенаправленное и полное изъятие «традиционных» документов на бумажном носителе осуществить достаточно сложно, поэтому следователь может лишь примерно определить состав и объем изымаемых документов. На практике достаточно часто бывают случаи, когда в ходе выемки изымается большой объем документов. Однако в дальнейшем следователь понимает, что многие документы не содержат информацию, относящуюся к событию преступления. Поэтому перед выемкой очень важно получить консультацию специалистов, компетентных в финансовых операциях, осуществляемых с помощью электронных платежных систем, а также в современных компьютерных технологиях, чтобы определить, какие документы необходимо изъять. Такая консультация позволит существенно повысить эффективность данного следственного действия, исключить выемку ненужных документов и, в то же время, изъять документы, действительно содержащие доказательственную информацию по уголовному делу.
Существенную специфику по преступлениям рассматриваемой категории имеет выемка электронной почтовой корреспонденции.
Во-первых, такая выемка проводится исключительно на основании судебного решения, поскольку электронная почтовая корреспонденция охраняется законом как тайна связи в соответствии со ст. 63 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи». Соответственно в ходатайстве перед судом и в последующем судебном решении должно быть указано, у какой почтовой службы производится выемка; данные из каких ящиков электронной почты подлежат выемке; какая именно электронная корреспонденция подлежит выемке («входящие», «исходящие», иные электронные письма).
Во-вторых, в ходе выемки изымаются файлы, не содержащие в явном виде тексты писем и вложения к ним. Поэтому результатом выемки является лишь носитель информации с записанными на нем базами электронной корреспонденции.
В-третьих, выемке электронной корреспонденции всегда сопутствует последующий осмотр предметов (документов) с участием специалиста, в ходе которого проводятся необходимые программные преобразования баз электронной корреспонденции, имеющихся на носителе информации, представленном по результатам выемки. Результатом таких преобразований является преобразование электронных писем и вложений в формат баз почтовой программы, что позволяет осмотреть непосредственно содержимое писем и вложений, задокументировать (распечатать) такое содержимое на бумажном носителе в виде, понятном всем участникам судопроизводства.
В отличие от электронной почтовой корреспонденции, титульные знаки электронной платежной системы, по мнению А.Н. Яковлева и Н.В. Олиндер, не имеют статуса охраняемой законом компьютерной информации, поэтому при необходимости выемок в организации - электронной платежной системе, отсутствует необходимость получения судебного решения на ее производство: она осуществляется по правилам выемки документов, не содержащих охраняемую законом тайну.
Отметим, что на практике встречаются случаи, когда выемка подменяется истребованием необходимых документов, что может привести к тому, что заинтересованные лица получат возможность скрыть или частично уничтожить искомые документы, либо заменить их другими. Поэтому подмена выемки истребованием документов крайне нежелательна.
Если при производстве выемки в известном следователю месте необходимых документов не оказалось, то действия по их обнаружению в других местах на основании того же постановления будут незаконными, а собранные таким образом доказательства недопустимыми. В этом случае необходимо немедленно вынести постановление о производстве обыска и произвести его для обнаружения скрываемых документов, причем выемка не будет являться частью обыска, а будет представлять собой самостоятельное следственное действие, по результатам которого составляется отдельный протокол, в котором подробно отражаются ее ход и результаты.
При проведении выемки и обысков по делам рассматриваемой категории существенные сложности возникают при изъятии компьютерных устройств в кредитной или иной организации. Поэтому при подготовке к проведению выемки и обыска, в ходе которых следователь намерен изъять компьютерное устройство, необходимо предварительно установить помещение, в котором находится нужный компьютер, а также получить сведения о его подключении к локальной сети или сети Интернет. Если компьютер находится во включенном состоянии, то следует учитывать возможность срабатывания аппаратных или программных средств уничтожения информации на его носителях, поэтому все действия по корректному выключению средств компьютерного устройства должен осуществлять специалист, участвующий в следственном действии. Считаем устаревшими и не соответствующими современному уровню компьютерных технологий встречавшиеся нам рекомендации по отключению электроэнергии в помещениях организации, поскольку сегодня источниками аварийного питания оснащены практически все компьютеры, что позволяет подозреваемому гарантированно уничтожить компрометирующую его информацию на носителе компьютера. Вместе с тем считаем целесообразным принудительный, предваряющий следственное действие, разрыв сетевых соединений с компьютером, подлежащим выемке, так как в этом случае подозреваемый будет лишен связи с соучастниками посредством программ обмена сообщениями, а также возможности использования своего компьютера для удаления файлов в некотором их хранилище в сети.
При планировании выемки электронных носителей информации следует учитывать, что не допускается назначение выемки неопределенных предметов, т. е. нельзя вынести постановление о выемке «электронных носителей информации» без их конкретизации. Кроме того, недопустимо выносить постановление о выемке «файлов»: так как это понятие не является предметом с точки зрения закона. Для изъятия компьютерной информации в ходе выемки следователь должен вынести постановление о выемке конкретных электронных носителей информации или компьютерных устройств.
Как известно при производстве обыска или выемки электронные носители информации изымаются с участием специалиста (ч. 9.1 ст. 182, ч. 3.1 ст. 183 УПК РФ). В качестве специалиста в данном случае может приглашаться любое лицо, обладающее знаниями в области компьютерных технологий.
Изъятые в ходе следственного действия (обыск или выемка) мобильные устройства, планшетные компьютеры, навигаторы и иные носители электронной информации (следов) упаковываются и опечатываются таким образом, чтобы обеспечить сохранность имеющейся в цифровой памяти информации. Для этого, в зависимости от размеров компьютерного устройства, на практике применяются разные способы упаковки и опечатывания, в том числе: помещение устройства в пластиковый пакет, горловина которого перевязывается крепкой нитью, концы которой опечатываются бумажной биркой; перемежение устройства в коробку или ящик, позволяющий обеспечить физическую целостность носителей; все порты, слоты, входы и выходы устройства опечатываются и другие. При применении перечисленных или иных способов упаковки опечатывание сопровождается проставлением удостоверительных подписей следователя, специалиста и понятых, а также лица, у которого изымается компьютерное устройство (его представитель).
Между тем следует отметить, что в связи с современными возможностями удаленного доступа к памяти компьютерных устройств (прежде всего мобильных устройств) и находящихся в них электронных накопителей с целью удаления собственниками устройств через операторов связи информации, рекомендуется сразу же при обнаружении такого устройства помещать его в специальный чехол (например, «Мешок Фарадея», поставляемый в комплекте с универсальным устройством извлечения судебной информации UFED - Universal Forensic Extraction Device).
В протоколе обыска (выемки) должно быть указано, в каком месте и при каких обстоятельствах были обнаружены компьютерные устройства, выданы они добровольно или изъяты принудительно. Все изымаемые устройства должны быть перечислены с точным указанием их количества, индивидуальных признаков, в том числе модели, серийных номеров, а в необходимых случаях стоимости. Если в ходе обыска были предприняты попытки уничтожить или спрятать мобильные устройства (стереть информацию, хранящуюся в их памяти), то об этом в протоколе делается соответствующая запись, и указываются принятые меры. Также соответствующая запись делается в случаях, если по ходатайству законного владельца изымаемых электронных носителей информации с разрешения следователя осуществляется копирование информации.
Допрос (обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего, свидетеля, эксперта, специалиста)
Допрос при расследовании хищений предполагает участие специалиста или в качестве консультанта (перед началом следственного действия) либо в качестве его непосредственного участника, что предопределяется следующими факторами:
подготовка следователя к допросу включает подготовку опросного листа;
допрос обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего, свидетеля сопровождается употреблением этими лицами большого количества жаргонизмов;
наличествуют специфичные в техническом аспекте способы хищения, элементы которых с большой вероятностью могут обсуждаться в ходе допроса.
По делам рассматриваемой категории допрос специалиста, эксперта имеет следующие особенности.
Допрос специалиста может производиться для разъяснения следователю вопросов, связанных с техническими, организационными, правовыми аспектами компьютерных технологий, используемых при совершении хищения; особенностей функционирования локальной сети; особенностей подключения к сети Интернет; иных вопросов. Особенность таких допросов в том, что специалист не только дает пояснения следователю по поставленным вопросам, но и выполняет как бы «перевод» сказанного иными участниками судопроизводства (обвиняемым, подозреваемым, потерпевшим, свидетелем) с технического, насыщенного жаргоном языка этих лиц на язык, понятный другим участникам судопроизводства (адвокату, прокурору, судье и т. д.).
Допрос эксперта производится, как правило, для разъяснения данного им заключения. В этом случае также функция допроса заключается не только в раскрытии существенных деталей, не отраженных в выводах эксперта или исследовательской части экспертного заключения, но и «переводе» написанного техническим языком на язык, понятный всем участникам судопроизводства.
Одним из тактических приемов, используемых при расследовании многоэпизодных хищений, совершенных групповым способом, является досудебное соглашение.
Как следует из закрепленного законодателем в п. 61 ст. 5 УПК РФ определения, «досудебное соглашение о сотрудничестве - это соглашение между сторонами обвинения и защиты, в котором указанные стороны согласовывают условия ответственности подозреваемого или обвиняемого в зависимости от его действий после возбуждения уголовного дела или предъявления обвинения».
Данное процессуальное действие как тактический прием применяется следователем, чтобы получить развернутые показания от одного из соучастников преступной группы, который тем самым содействует в раскрытии и расследовании хищений, изобличении и уголовном преследовании других соучастников преступления, розыске похищенных денежных средств.