Текстовый процессор Microsoft Office Word: структура и
основные понятия
Текстовый процессор «Microsoft Word» представляет сегодня одно из наиболее мощных средств работы с текстовыми документами. Данная программа представляет собой центральное ядро мощного пакета офисных приложений Microsoft Office. Наряду с прочими достоинствами этой программы непременно рассматривается её возможность совместной работы с другими приложениями этого пакета, такими как система управления базами данных Microsoft Office Access, табличный процессор Microsoft Office Excel и другие.
Характерной особенностью всех текстовых процессоров, отличающей их от текстовых редакторов, является возможность не только ввода, редактирования и печати текстов, но и их форматирования. Мощные средства форматирования документов в «Microsoft Word» ориентированы, прежде всего, на офисное применение, то есть на создание представительных документов, начиная от простейших служебных записок, рекламных листовок, прайс-листов фирм и заканчивая крупными отчётами и даже книгами.
Прежде чем изучать работу с текстом при помощи текстового процессора «Microsoft Word», необходимо ознакомиться с принятыми в этой области терминами. Поскольку завершающим этапом создания документа, как правило, является вывод его на бумагу, то неудивительно, что практически вся компьютерная терминология в этой области заимствована из типографской. Поскольку речь будет идти в основном о редакторах, поддерживающих не только правку, но и форматирование и оформление текста, то рассмотрим сразу все основные применяемые в них понятия, проиллюстрированные на рис. 1.6. Прежде всего, документ представляет собой лист бумаги. Поскольку принтеры не могут печатать под обрез листа, должны быть определены поля. Как правило, программа позволяет указать индивидуальные значения для каждого из полей. Под верхним полем может располагаться верхний колонтитул, а над нижним соответственно нижний. Вся область листа внутри полей, включая колонтитулы, называется областью печати (на рис. 1.6 обведена пунктирной рамкой). Весь текст документа поделён на абзацы, которые могут быть выровнены по левому или правому краю, а также по ширине или по центру. Кроме этого, для абзаца может быть определена красная строка, или абзацный отступ. Расстояние (интервал) между абзацами также можно изменять. Можно регулировать и расстояние между строками, называемое межстрочным интервалом.
Рис. 1.6. Иллюстрация терминов, применяемых в программах для
работы с текстом
Помимо всего вышеперечисленного редакторы позволяют задавать абзацные отступы от края страницы (вернее, области печати), а также регулировать расстояния между буквами и словами. Наиболее мощные программы позволяют разбивать текст на колонки.
Важным понятием в текстовых процессорах является понятие абзаца. Это понятие отличается от традиционного представления. Если традиционно абзацем считается группа предложений, объединенных одной мыслью, то в текстовых процессорах абзацем называется отрывок текста, оканчивающийся там, где была нажата клавиша <Enter>. Абзацем может быть и одна буква, и многостраничный текст, при этом текстовый процессор сам разбивает вводимый текст на отдельные строки. Смысловое содержание текста для редактора значения не имеет. Помните, что, нажимая клавишу <Enter>, Вы не просто переходите к новой строке, а начинаете новый абзац! Переход на новую строку внутри абзаца осуществляется автоматически после заполнения текущей строки.
Шрифты по способу создания изображения бывают растровые и векторные. Растровый шрифт получается на основе некоторой матрицы пикселей (экранных точек), векторный - на основе координат точек, элементарных векторов, уравнений линий. Набор из четырех основных шрифтов - обычный, курсив, полужирный, полужирный курсив - в совокупности называется гарнитурой шрифта - вид шрифта. Каждая гарнитура имеет свое наименование и начертание (нормальное, курсивное, полужирное или курсивное полужирное), например, Arial, Times New Roman, Tahoma и другие. Каждой гарнитуре в системной папке Windows\Fonts соответствует один файл для векторного шрифта или несколько файлов (по числу размеров) для растрового шрифта. Растровые шрифты обычно бывают моноширинными, т.е. все буквы одной высоты имеют одинаковую ширину, как в пишущей машинке. Например, русская буква «Щ» и латинская буква «I» будут иметь в написании одинаковую ширину, что не улучшает внешний вид текста. Этот недостаток исправлен в векторных шрифтах, которые обычно являются пропорциональными, т.е. ширина определяется начертанием. На печати текст, выполненный пропорциональными шрифтами, выглядит лучше моноширинных, но выравнивание текста пробелами становится невозможным.
Вертикальный размер шрифта (именно он понимается под размером шрифта) измеряется в пунктах, один пункт равен 1/72 дюйма - примерно 0,353 мм. Шрифт размером 10 пунктов, его называют десятый кегль, часто используется в книгах. Четырнадцатым кеглем (14 пт) печатает пишущая машинка, и этот размер шрифта часто применяется сейчас при составлении различных документов. Еще одно преимущество векторных шрифтов - это их масштабируемость, т.е. все размеры и формы символов шрифта указанной гарнитуры каждый раз пересчитываются из некоторой единой математической заготовки, которой сообщается вертикальный размер.
Важным элементом в текстовых документах является выделение смысловых фрагментов, таких как слово, предложение, колонтитул, колонцифра, колонки, стили оформления. Кратко опишем их.
Символ - это отдельный знак (литера) в тексте, ему в соответствие ставится код; для буквенных символов указывается национальная принадлежность.
Словом назовем часть текста между двумя пробелами или пробелом и знаком препинания. Чтобы подчеркнуть важную мысль, высказываемую в тексте, слово или несколько слов могут выделяться шрифтом.
Предложение - часть текста между двумя точками (или знаком вопроса, восклицательным знаком). Мелкие структурные элементы разбиваются на предложения, в которых могут использоваться знаки препинания.
Если документ большой и предназначен для печати, то используются средства структурирования текста: главы, параграфы. Названия их могут выноситься в колонтитулы. Колонтитулы - это надписи, появляющиеся на каждой странице текстового документа вверху или внизу (например, на каждой левой странице книги в колонтитуле может быть название главы, на каждой правой - название параграфа). Номер страницы - это разновидность колонтитула, называемая колонцифрой. В печатных документах вышеописанные приемы оформления текста называются форматированием.
Примечание - пояснение к отдельному слову или предложению, размещаемое в нижней части страницы.
Сноска - комментарий, содержащий ссылку на другой литературный источник.
Кадр - рамка, служащая для размещения текста, рисунка, таблицы; может обтекаться текстом.
Стиль - набор способов оформления фрагментов документа.
Раздел - отдельная часть документа, в пределах которой можно установить поля, колонтитулы:
Для запуска программы Word нажмите на панели задач кнопку Пуск и в разделе Программы выберите Microsoft Office → Microsoft Office Word. После запуска Word на экране появится окно текстового процессора Word (рис. 1.7).
Этапы подготовки текстовых документов. Основными этапами подготовки текстовых документов являются:
• набор текста;
• редактирование текста;
• ведение архива текстов;
• печать текста.
Каждый этап состоит из выполнения последовательности операций.
Не все операции можно четко отнести к конкретному этапу подготовки документа. Если присутствует этап набора и редактирования, то лучше перед печатью выполнить этап сохранения текста на магнитном диске (винчестере).
Рис. 1.7. Окно текстового процессора Microsoft Office Word
Набор текста. Очередной символ отображается на экране в позиции курсора, а курсор перемещается на одну позицию вправо.
Большинство редакторов хранит весь вводимый текст в оперативной памяти.
Возможности редактора при наборе текста определяются используемой таблицей кодировки. Стандартная кодовая таблица состоит из 256 символов. Первая половина таблицы с кодами от 0 до 127 соответствует стандартному коду ASCII. Дисплей используется либо в текстовом, либо в графическом режиме. В текстовом режиме - 25 строк по 80 прямоугольников в каждой. В графическом режиме экран состоит из отдельных точек (пикселей). Каждый символ отображается с помощью матрицы, например, 8x8 точек.
Редактор избавляет от необходимости осуществлять действия по переводу курсора на следующую строку и автоматически выравнивает правые границы строк. Создается специальная направляющая линия, на которой специальными знаками отмечены левая, правая граница строки и метки табуляции. Метки табуляции используются при нажатии клавиши TAB.
В конце строки добавляется признак конца строки, он не показывается на экране. Существуют «мягкие» и «жесткие» признаки конца строки. «Мягкие» создаются автоматически при переносе текста, в процессе достижения правой границы экрана. «Жесткие» создаются при нажатии клавиши <Enter>. Признак конца строки называют разделителем строк.
Текстовый процессор для выравнивания строк автоматически вставляет «мягкие» пробелы, в отличие от «жестких», вносимых при нажатии клавиши «Пробел».
При заполнении экрана дисплея текстом происходит скроллинг или прокрутка строк.
Множество символов редактора всегда шире множества символов на клавиатуре. Существует два способа ввода этих символов.
Первый способ - ALT-ввод. Нажимается клавиша ALT и, не отпуская ее, код на малой цифровой клавиатуре.
Второй способ - специальные команды редактора для смены шрифтов.
Редактирование текста. При использовании ПК и текстовых процессоров (редакторов) этап печати документа отделен от этапов набора и редактирования. Этап редактирования состоит из операций:
• перемещения курсора;
• просмотра текста;
• вставки символов, строк, фрагментов;
• замены символов, строк, фрагментов;
• удаления символов, строк, фрагментов;
•перемещения символов, строк, фрагментов;
• поиска по образцу или по месту;
• контекстной замены;
• форматирования абзацев.
Операции редактирования делятся на:
• операции редактирования над символами;
• операции редактирования над строками;
• операции редактирования над фрагментами;
• операции поиска и замены;
• операции форматирования.
Печать текста. Этап печати состоит из операций подготовки текста к печати и собственно печати.
К операциям подготовки текста к печати относятся:
• разделение на страницы;
• нумерация страниц;
• изменение шрифта;
• выделение элементов текста при печати;
• задание заголовка и подножия страницы.
Существуют «мягкие» и «жесткие» разделители страниц. Всегда перед распечаткой вновь подготовленного текста желательно сделать предварительный просмотр текста на экране дисплея.
Собственно печать является самой заключительной стадией.
Рассмотрим основные инструменты Microsoft Office Word 2003, используемые при создании простых текстовых документов.
1.3. Создание простых документов в текстовом процессоре
Microsoft Office Word
Создание документа. Чтобы создать новый файл в режиме текстового процессора, надо войти в меню Файл и выбрать команду Создать или нажать кнопку на панели инструментов.
При создании нового документа открывается окно с шаблонами. Создать новый документ - значит построить его на базе модельного, который называют шаблоном. Для любого нового документа применяется шаблон Нормальный. Другие шаблоны хранят стандартный текст и описание форматов для типовых документов, например, писем, служебных записок, календарей и т. п.
Диалоговые окна могут содержать несколько вкладок. Бледные элементы окон недоступны или бессмысленны в момент открытия диалогового окна.
Открытие документа. Если текст ранее существовал на диске, то для его открытия необходимо выбрать команду Файл ® Открыть или нажать кнопку на панели инструментов (рис. 1.8), затем в диалоговом окне выбрать мышью или с помощью стрелок клавиатуры сначала диск, на котором находится файл, папку, а затем из предложенного списка - имя файла - и нажать кнопку Открыть. После этого на экране появится текст открываемого файла.
Рис. 1.8. Окно открытия документа
Сохранение файла. Для сохранения созданного документа необходимо выбрать команду в меню Файл ® Сохранить как или с помощью кнопки на панели инструментов. Открывается диалоговое окно (рис. 1.9), в котором необходимо указать сначала имя диска и папки, и когда путь к диску будет определен, в строке, предназначенной для ввода имени файла, следует набрать имя сохраняемого файла и нажать кнопку Сохранить.
Сохранять файлы можно в различных форматах. Это указывается в окне Файл ® Сохранить как ® Тип. Можно сохранить формат данной версии со всеми оформлениями текста. Можно сохранить только текст без оформления и т.п.
Рис. 1.9. Окно команды Сохранение документа
Посмотреть статистику файла (дату создания, размер, дату редактирования и т. п.) можно через меню Файл ® Свойства ® Статистика.
Если попытаться выйти из редактора без предварительного сохранения, Word проверит все открытые документы и шаблоны. Если хотя бы в одном из них будут обнаружены несохраненные изменения, Word предложит вам сохранить их на диске с помощью диалогового окна
(рис. 1.10).
Рис. 1.10. Диалоговое окно предупреждения перед закрытием документа
Ниже перечислены способы, с помощью которых можно закрыть документ Word.
1. Выбрать команду закрытия документа кнопкой в правом верхнем углу.
2. Выбрать команду закрытия документа кнопкой на панели инструментов.
3. Нажать комбинацию клавиш Alt+F4.
4. Воспользоваться командой меню Файл ® Закрыть.
5. Вызвать контекстное меню на панели задач, щелкнув правой кнопкой мыши по кнопке работающего документа, и выбрать команду Закрыть.
6. Вызвать системное меню, щелкнув левой кнопкой мыши по системной кнопке окна работающего документа, и выбрать команду Закрыть.
При создании документа для эффективной работы необходимо научиться нескольким основным приемам:
1. Выбор команд из строки меню, контекстных меню и панели инструментов, как мышью, так и с клавиатуры.
Контекстные меню Word облегчают работу с некоторыми часто употребляемыми командами. Контекстное меню содержит набор тех команд, которые относятся к данному элементу текущей работы. Например, вызвав контекстное меню во время работы с таблицей, вы увидите в нем группу команд, предназначенных для работы с таблицами.
Для вызова контекстного меню:
· поместите указатель мыши на тот фрагмент содержимого документа, с которым собираетесь работать;
· щелкните правой кнопкой мыши;
· из появившегося контекстного меню выберите нужную команду.
Для закрытия контекстного меню без выбора команды щелкните любой кнопкой мыши за пределами меню или нажмите клавишу Esc.
Чтобы работать с контекстным меню с помощью клавиатуры, сделайте следующее:
· поместите курсор вставки на тот материал, с которым хотите работать (или выделите этот материал);
· нажмите Shift+F10;
· нажмите первую букву нужной команды меню. Если две или более команды в меню начинаются с одной буквы, нажимайте эту букву до тех пор, пока не подсветится имя нужной вам команды. Затем нажмите Enter.
2. Быстрое перемещение по документу. Передвигаться по тексту можно с помощью стрелок клавиатуры или указателем мыши:
· к началу строки - Ноmе;
· в начало текста - Ctrl+Home;
· в конец текста - Ctrl+End.
Один из самых удобных способов перемещаться по документу Word - перетаскивание бегунка в вертикальной полосе прокрутки. При этом Word отображает подсказку прокрутки. В этой подсказке указан номер страницы документа, которая соответствует данному положению бегунка. Осторожно перемещая бегунок прокрутки, можно с легкостью перепрыгнуть точно на ту страницу, которая нужна.
3. Быстрые приемы выделения текста для правки и форматирования.
Легче это сделать мышью. Для чего поставить курсор в начало абзаца, добиться, чтобы он приобрел вид наклонной стрелки, и, не отпуская левую клавишу мыши, протащить вниз до конца абзаца (при выделении части абзаца или строки курсор не должен изменять вид на стрелку).
Второй способ - вначале абзаца поставить курсор, нажать F8, расширить стрелками выделяемую область, закончить клавишей Esc.
Третий способ - использование совместно клавиши Shift и стрелки.
Для выделения прямоугольного блока надо поставить курсор в начало и, удерживая клавишу ALT, выделить блок мышью.
Для выделения всего документа можно использовать одновременное нажатие клавиш Ctrl+Num 5.
Выделение с помощью щелчков мыши:
· Чтобы выделить одно слово в строке, дважды щелкнуть его мышью.
· Чтобы выделить целиком абзац, надо произвести тройной щелчок в любом месте абзаца.
· Отдельное предложение выделяется щелчком мыши с одновременным нажатием клавиши Ctrl в любом месте этого предложения.
При перемещении указателя мыши можно подсветить нужное количество текста.
Если указатель мыши попадает на полосу выделения, которая расположена вдоль левого края окна документа, то курсор поменяет свое начертание на стрелку, указывающую вправо и вверх, и можно одинарным щелчком выделить одну строку, двойным абзац, а тройным - весь документ.
Любые последние команды можно отменить, используя меню Правка, или круглые стрелки на панели инструментов, а также многократное нажатие клавиш Ctrl+Z.
При работе с текстом для переключения клавиатуры с русского регистра на латинский и обратно надо пользоваться одновременным нажатием Shift+Alt (Shift + Ctrl).
Для удаления символа, на который указывает курсор, необходимо использовать клавишу Delete, а для удаления предыдущего символа - Backspace.
Клавиша Пробел учитывается как символ клавиатуры, нельзя перемещать или выравнивать текст с помощью пробелов, это надо делать, используя клавишу Tab, иначе при распечатывании текста, на бумаге или дальнейшем преобразовании текста в другой формат могут возникнуть неприятности в оформлении (ненужные смещения, переносы строк и т. п.). На рисунке 1.11 можно видеть оформление документа с применением табуляции (стрелка).
Рис. 1.11. Пример применения табуляторов
Нерастяжимый (неразрывный) пробел (Ctrl+Shift+Пробел) не позволяет располагать на разных строчках слова, между которыми он вставлен, и сохраняет этот пробел фиксированным при любом выравнивании абзаца.
Правила компьютерного набора текста:
1. Для перевода текстового курсора на новую строку НЕ использовать клавишу Enter.
2. НЕ использовать более одного пробела между словами.
3. НЕ использовать клавишу Tab для установки красной строки.
4. Использовать символ Дефис в словах типа «темно-серый» и символ длинного тире в словах «Москва - столица России», который вставляется нажатием клавиш Ctrl+Alt+серый минус.
5. В русскоязычном наборе пробел обязательно ставится:
• после, а не перед знаками препинания;
• до, а не после открывающихся кавычек, скобок и многоточия в начале предложения;
• до и после тире.
6. Заголовки размещаются в центре строки, переносы в заголовках запрещаются, точка в конце заголовка не ставится (допустимы восклицательные и вопросительные знаки).
7. Использовать неразрывный пробел Ctrl+Shift+Пробел в следующих случаях:
• между двумя инициалами и фамилией;
• между числами и относящимися к ним единицами измерения (20 см);
• после географических сокращений (г. Москва);
• внутри сокращений (и т. д.).
Форматирование документов. К стандартному форматированию документов можно отнести такие операции с фрагментами текста, как изменение положения на листе, изменение правых и левых отступов, красной и выступающей строки, выравнивание текста, изменение межстрочных интервалов, обрамление и затенение абзацев, применение различных шрифтов.
В верхней части экрана видна линейка, на которой показана приблизительная длина строки, отступы и интервалы, табуляция того абзаца, в котором находится курсор (табуляция - это положение текста относительно левого или правого края).
Итак, заголовок в одну строку тоже может быть абзацем. С абзацем можно производить операции как с единым объектом текста.
Для того, чтобы работать с абзацем, его предварительно надо выделить.
Существуют четыре способа выравнивания абзацев.
По левому краю - левый край ровный, а правый — нет. Стандартное выравнивание текста по умолчанию.
По центру - весь текст выровнен относительно центральной линии листа. Такое центрирование обычно применяется для печати заголовков.
По правому краю - правый край ровный. Применяется в различных заявлениях, служебных записках и т. п. документах для указания, кому и от кого адресован текст.
По ширине - оба края ровные. Выравнивание по ширине в данной программе происходит за счет растягивания пробелов между символами.
Выравнивание выделенных абзацев (если абзац только один, достаточно установить курсор в любое место этого абзаца) осуществляется при помощи меню Формат ® Абзац, если на вкладке Отступы и интервалы выбрать нужную строку раскрывающегося списка Выравнивание (рис. 1.12), или нажатием соответствующей кнопки панели инструментов.
Схемы на кнопках являются подсказками способов выравнивания абзацев.
Отступы и интервалы для абзацев устанавливаются с помощью команды Формат ® Абзац (рис. 1.12), содержащей вкладку Отступы и интервалы. А также для этой цели можно использовать управляющую линейку.
Рис. 1.12. Окно оформления абзацев
С каждым абзацем в Word связывается понятие уровень. В режиме «Схема документа» в левой части страницы отображаются все абзацы, уровень которых выше «основного текста» (или «обычный»). Например, «1 уровень», «2 уровень» и т.д. Причем абзацы второго уровня вкладываются в абзацы первого уровня и третьего во второй и т.д., подобно тому, как это делается с папками в проводнике. В целом, просматривая левую часть «Схемы документа», мы видим его структуру. Сделав щелчок на абзаце слева, мы вызываем соответствующий элемент текста справа, упрощая перемещения по большим документам.
Работа со шрифтами. Обычно весь текст сначала набирается стандартным шрифтом, а затем форматируется шрифт документа. Различные виды шрифтов имеют различное начертание и назначение. Шрифт характеризуется рядом параметров, которые можно изменять, используя меню Формат ® Шрифт (рис. 1.13).
Рис. 1.13. Окно установки параметров шрифта
Диалоговое окно установки параметров шрифта имеет три вкладки (рис. 1.13): ШРИФТ, ИНТЕРВАЛ, АНИМАЦИЯ.
Вкладка ШРИФТ аналогична WordPad, но имеет значительно большие возможности по видоизменению шрифта.
Вкладка ИНТЕРВАЛ имеет окна ввода: масштаб, интервал, смещение. Масштаб указывает в процентах от некоторого нормального значения ширину шрифта, т.е. при одном вертикальном размере векторный шрифт (True Type) может быть нормальным (100%), широким (200%) или узким (80%).
Интервал указывает на расстояние между символами в пунктах, может быть обычный, разреженный (на 2 пункта в этом случае) или уплотненный (на 1 пункт).
СМЕЩЕНИЕ применяется, чтобы приподнять или опустить часть текста над остальным, смещения может не быть, может быть смещение вверх (на 3 пт.) или вниз (тоже 3 пт.).
Вкладка АНИМАЦИЯ предоставляет различные возможности оформительных эффектов, например, мигающий фон, фейерверк, муравьи и т.п., применимо только для электронных документов в формате процессора. Для Web-документов он не целесообразен, так как не все браузеры поддерживают этот формат.
Для того, чтобы изменить размер (кегль) шрифта или его начертание, необходимо предварительно выделить букву, слово или абзац, для которых производятся изменения названных параметров. И только на выделенную часть текста будет распространен выбранный шрифт.
Если необходимого символа нет на клавиатуре, то можно воспользоваться командой Вставка ® Символ (рис. 1.14).
Рис. 1.14. Окно Вставка символа
Для удаления, перемещения или копирования части документа служат команды Вырезать, Копировать, Вставить в меню Правка или кнопки на панели инструментов. Общий принцип перемещения: вырезать в одном месте и вставить в другом. Нужные фрагменты сначала следует выделить, затем с помощью команд Копировать или Вырезать отправить в буфер обмена, а потом, установив курсор в месте, куда этот фрагмент помещается, выбрать из меню Правка команду Вставить, чтобы фрагмент вернулся в документ, но уже на другое место. Запомните, что, помещая в буфер обмена вырезанный фрагмент, вы стираете предыдущую информацию, которая там была.
Чтобы не изменять содержимое буфера обмена, можно перемещать информацию с помощью мыши. Для этого поставьте курсор мыши на любую часть выделенного фрагмента и перемещайте его с нажатой левой клавишей мыши на новое место. Для копирования фрагмента по этому принципу надо одновременно удерживать клавишу Ctrl. Для перемещения и копирования с помощью клавиатуры используйте сочетание клавиш, которое указано рядом с командами меню Правка.
Проверка орфографии. Прежде чем отправить документ по назначению или распечатывать, желательно убедиться, что в нем нет орфографических или синтаксических ошибок. Word, сверяя написание слов с одним или несколькими словарями, способен контролировать правописание и обращать ваше внимание на допущенные ошибки. Во время диалога вы сами должны принимать решение о замене слов на предложенные машиной.
Слова с неверной орфографией подчеркиваются красной волнистой чертой, а погрешности синтаксиса - зеленой.
Для проверки слов на разных языках вы можете из меню Сервис выбрать команду Язык и затем в диалоговом окне название языка, затем кнопку По умолчанию и Да.
К текстовому процессору одновременно разрешается подключать любое количество своих словарей и пользоваться ими без всяких ограничений, а также составлять новые словари с помощью раздела Словари пользователя диалогового окна Опции.
Данная версия процессора еще предусматривает подбор синонимов и антонимов для выделенных слов в том же меню Сервис ® Язык ® Тезаурус.
Чтобы проверить орфографию одного слова или небольшого фрагмента, его надо предварительно выделить.
Можно также автоматически расставлять переносы слов по слогам, используя меню Сервис ® Язык ® Расстановка переносов.
Поиск и замена. В документе можно производить автоматический поиск текста и замену его другим. Поиск и замена ведется по введенному образцу. Если в качестве образца указано слово «ход», то компьютер найдет и слово «пароход», если предварительно не поставить условие, что нужно искать лишь целые слова.
Кроме того, можно указать поиск заглавных или строчных букв, определенного шрифта по цвету и начертанию. Найденное слово выделяется.
Для осуществления поиска или замены необходимо пользоваться меню Правка ® Найти или Заменить. Не забывайте, что поиск осуществляется от местоположения курсора.
Сервис. Автозамена. Колонтитулы. Если в тексте приходится печатать часто повторяющиеся слова или выражения, то с помощью автозамены можно задать начальную букву или сочетание букв, при котором оно автоматически будет заменяться нужным текстом. Данная команда находится в меню Сервис ® Параметры автозамены.
Для того, чтобы вставить текст в колонтитулы или отредактировать имеющийся, необходимо войти в меню Вид ® Колонтитулы, написать текст. В этом окне можно менять колонтитул четной или нечетной страницы, верхний или нижний. В предварительном просмотре можно видеть содержимое колонтитулов.
Для вставки номера страницы надо в меню Вставка ® Номера страниц… указать местоположение страницы в колонтитулах. Для принудительной вставки конца страницы пользуйтесь командой Вставка ® Разрыв, предварительно поставив курсор в то место, где надо произвести перевод текста на новую страницу.
Колонки текста (газетный формат) Для преобразования текста в газетный формат его необходимо выделить и выбрать команду Формат - Колонки, указать нужное количество колонок на листе. Эти колонки можно регулировать по ширине, вставлять разделительную линию.
Можно разбивать текст частями на разное количество колонок с разной шириной. Для вставки принудительного перехода в новую колонку надо установить в этом месте курсор и выбрать команду Вставка ® Разрыв ® Новая колонка.
Создание списков. Для создания списка необходимо войти в меню Формат ® Список, в котором указать, какой создается список: маркированный, нумерованный или многоуровневый. При выходе из меню автоматически появляется выбранный маркер или первый номер списка. В дальнейшем, при вводе очередного пункта списка и нажатии клавиши Enter, на следующей строке появляется маркер или очередной номер списка. Выход из списка может быть сделан двойным нажатием Enter.
Разбивка на разделы. Word позволяет разбивать документ на два раздела и больше, если необходимо установить различные параметры форматирования страницы (поля, размер бумаги, ориентацию страниц - книжную или альбомную) для разных разделов, а также нумерацию страниц - меню Вставка ® Разрыв. По умолчанию эти виды форматирования применяются ко всему документу.
Параметры страницы. Если нужно установить точные размеры полей страницы (и ряд других параметров) можно применить диалоговое окно Файл ® Параметры Страницы….