Еще один взгляд на мистицизм.

После весьма напряженной работы в лабораториях в те­чение шести недель я почувствовал себя уставшим и собрался отдохнуть на ранчо Горда. В лаборатории я не обнаружил того, за чем охотился. Я не нашел какой-либо помощи в своих поисках объяснения и дальнейших проникновений в области, с которыми я познакомился в опытах с изолирующей ванной и ЛСД. С помощью Фрица Перлса и других ведущих исследовате­лей Исалена я обнаружил новые пространства, имевшие отно­шение к физическому плану. Отсутствовавшая часть лежала за пределами, которые группа в Исалене установила в своих собст­венных экспериментах в связи с имевшим тогда место акцентом на «здесь и сейчас» и на выполнение более тщательной работы на физическом плане. Исследования, в которых я принимал участие, полностью опускали мистический аспект.

Затем произошло совпадение, которое помогло мне значительно свободнее двинуться в искомом направлении. На ранчо на шесть недель прибыл Баба Рам Дасс. Я встретил его впервые. Я слышал о нем раньше как о гарвардском психологе Дике Альперте, который в первые дни ЛСД работал вместе с Тимоти Лири до тех пор, пока оба они были исключены из Гар­варда за их эксперименты с ЛСД. Дик тогда же уехал в Индию, где провел длительное время с гуру, изучая йогу, и вернулся в США уже как Баба Рам Дасс. Он прошел испытания йоги, следуя намеченному пути Аштанги или Восьмиступенчатой Йоги. Жил в весьма суровых условиях в своей маленькой хижине, купаясь ежедневно в ледяной воде горного потока, проводя большую часть своих дней в упражнениях, предписанных ему гуру.

На примере Рам Дасса и из наблюдений за тем, как он учит, я получил множество сведений о йоге из первых рук. Он позна­комил меня с афоризмами Патанджали, который выдвинул основные положения йоги в ста девяноста шести простых пос­тулатах, написанных во время Аристотеля (400 лет до нашей эры). На протяжении нескольких недель я получил десять различных переводов, включая два, сделанных с оригинала на санскрите. Наиболее полезной из них была «Наука йоги» И.К.Таймини (Таймини – биохимик из Индии, изучавший йогу на протяжении сорока лет – прим. автора).

Я начал свои первые попытки с различных типов медитации. Я пробовал концентрацию, созерцание, упражнение типа Самаямы Патанджали. В этих упражнениях кон­центрируются на одном объекте либо вне себя, либо в собствен­ном уме достаточно долго и интенсивно, так что в конце сливаются с объектом, и «наблюдающий» сливается с наблюда­емым. Я также читал Рамана Махарши и его указания, в кото­рых он предлагает медитацию на вопросе «Кто я?». Ответ один: «Я не есть наблюдатель, я не есть наблюдаемое». Следуя ука­заниям Патанджали и руководствуясь тем, о чем я уже писал в «Человеческом биокомпьютере», я обнаружил возможность дальнейшего расширения медитационного упражнения.

Новая, более тотальная медитация проходила следующим образом: «Мой мозг — гигантский биокомпьютер. Я сам — метапрограммист в этом биокомпьютере. Мозг расположен в теле. Ум — средство программирования в биокомпьютере». Это основные положения, использованные в «Человеческом биоком­пьютере». Ключом к медитации было: «Кто я?», ответ: «Я не есть мое тело, я не есть мой мозг, я — не мой ум, я — не мое мнение».

Позднее это было расширено до более действенной, несу­щей энергию медитации из пяти частей: «Я не биокомпьютер. Я не программист, я не программирование, я не программирован­ное, я не программа».

Когда медитация прогрессировала до последнего пункта, я неожиданно оказался способным разорвать связи с биокомпь­ютером, с программистом, с программированием, с запрог­раммированным, и вспять, в стороне — в стороне от ума, мозга, тела,— наблюдать, как они работают и существуют отдельно от меня.

Таким образом для меня Патанджали был расширен и переведен в более современную терминологию. Старый «наблю­датель» был частью программиста, старое «наблюдение» было одной программой из серии программ. Существовало некото­рое частичное совпадение между концепциями, но новая кон­цепция была значительно шире старой. То, что программируется, и сам процесс программирования не были представлены у Патанджали. Медитации, предлагаемые другими авторами, такие как «наблюдение» за процессом мышления и «наблюдение за мыслителем» были бы более близкой, но непол­ной аппроксимацией новой точки зрения. Точка зрения прог­раммирования (метапрограммирования) значительно более сильна, чем любая из старых. Она содержит возможности для дальнейшего изучения, так как может быть использована в кон­струкциях современных ЭВМ. Это готовая схема для процесса обучения тех, кто знает что-нибудь о компьютерах и их прог­раммировании.

Имея опыт работы в нескольких группах и опыт руковод­ства подобными группами, я написал ряд метапрограмм, для со­вершенствования того, где я находился в настоящее время и где хотел бы быть в будущем. Я продиктовал их на склоне холма над ранчо Горда ранним утром на рассвете, когда птицы распевали в способствующей вдохновению обстановке Биг Сура.

ГЛАВА 7.

Наши рекомендации