Лекция 3: Принципы построения открытых графических систем

Термины

Схема – это документ, на котором показаны в виде условных изображений или обозначений составные части изделия и связи между ними.

Виды схем

Вид Схемы Определение Код вида схемы
Схема электрическая Документ, содержащий в виде условных изображений или обозначений составные части изделия, действующие при помощи электрической энергии, и их взаимосвязи Э
Схема принципиальная (полная) Документ, определяющий полный состав элементов и взаимосвязи между ними и, как правило, дающий полное (детальное) представление о принципах работы изделия (установки) З
Схема структурная Документ, определяющий основные функциональные части изделия, их назначение и взаимосвязи
Схема функциональная Документ, разъясняющий процессы, протекающие в отдельных функциональных цепях изделия (установки) или изделия (установки) в целом

Общие требования к выполнению схем электрических

1. Для выполнения схем выбирают листы в соответствии с требованиями, установленными в ГОСТ 2.301-68 и ГОСТ 2.004-88. Выбранный формат должен обеспечивать компактное выполнение схемы, не нарушая её наглядности и удобства пользования.

2. Схемы выполняются без соблюдения масштаба
Допускается:

a. Все обозначения принципиально уменьшать, сохраняя чёткость схемы;

b. Увеличивать условные графические обозначения (УГО) при вписывании в них поясняющих знаков;

c. Уменьшать УГО, если они используются как составные части обозначения других элементов;

d. Поворачивать УГО на угол, кратный 45 и 90 градусов, или изображать зеркально повернутым.

3. При выполнении схем применяют следующие графические обозначения:

a. Условные графические обозначения, установленные в стандартах Единой системы конструкторской документации, а также построенные на их основе;

b. Прямоугольники;

c. Упрощенные внешние очертания (в том числе аксонометрические). При необходимости применяют нестандартизированные УГО.

4. Толщина линий взаимосвязи и УГО должна быть одинаковой (0,3 – 0,4 мм), т.е. все построения должны выполняться типом линий – сплошная тонкая. Утолщенными линиями (вдвое толще принятой толщины линий) изображают линии групповой связи (шины, кабели и т.д.).

5. Линии взаимосвязи должны состоять из горизонтальных и вертикальных отрезков и иметь наименьшее количество изломов и взаимных пересечений. Расстояние между ними должно быть не менее 3 мм. Соединения проводов изображают точкой в месте их персечения. Пресечения линий без точки – соединения проводов отсутствуют.

6. Расстояние между отдельными условными обозначениями должны быть не менее 2,0 мм.

7. Всем элементам, устройствам и функциональным группам изделия, изображенным на схеме, присваиваются позиционные обозначения, содержащие информацию о виде элемента и его порядковом номере в пределах данного вида.
Позиционное обозначение состоит в общем случае из трёх частей, имеющих самостоятельное смысловое значение. Их записывают без разделительных знаков и пробелов одним размером шрифта:

a. В первой части указывают вид элемента (таблица 2), например R – резистор, C – конденсатор;

b. Во второй части – порядковый номер элемента в пределах данного вида, например: R1, R2, C1, C2;

c. В третьей части допускается указывать соответствующее функциональное значение, например C4J – конденсатор C4, используемый как интегрируемый;

8. Порядковые номера присваивают, начиная с единицы, в пределах группы с одинаковыми позиционными обозначениями в соответствии с последовательностью расположения элементов на схеме, считая, как правило, сверху вниз в направлении слева направо.
Позиционное обозначение представляют рядом с условными графическими обозначениями элементов с правой стороны или над ними. Допускается позиционное обозначение проставлять внутри прямоугольника УГО.

9. Все сведения об элементах, входящих в состав изделия и изображенных на схеме, записывают в перечень элементов, который помещают либо на первом листе схемы или выполняют в виде самостоятельного документа.

Лекция 4: Классификация и обзор современных графических систем. Основные функциональные возможности современных графических систем. Организация диалога в графических системах.

Лекция 5: Компьютерная графика, области применения. Тенденции построения современных графических систем.

Двумерная графика

Программиное обеспечение, предназначенное для редактирования двумерных цифровых изображений, по принципу действия и функциональному значению можно разделить на три группы:

· Растровая графка (bitmap или raster)

· Векторная графика (vector или draw)

· Фрактальная графика (fractal)

Растровые программы

Растровая графика – изображение представляется в виде набора окрашенных точек. Растровую графику применяют при разработке электронных (мультимедийных) и полиграфических изданий. К растровым сегодня относится большинство компьютерых изображений: фотографии и другие изображения, сохраненные в таких форматах, как JPEG, TIFF, BMP.

Большинство программ для редактирования изображений – Adobe Photoshop, Corel PHOTO-PAINT, MS Paint – являются растровыми программами. В них изображение формируется из решетки крошечных квадратиков, именуемых пикселами. Поскольку каждый пиксел на экране компьютера отображен в специальном месте экрана, то программы, которые создают изображение таким способом, называются побитовыми, или программами с побитовым отображением (bitmap). Решетку (или матрицу), образуемую пикселами, называют растром. Поэтому программы с побитовым отображением также называются растровыми программами.

Большинство цифровых изображений сначала поступает в компьютер при помощи сканера или цифрового фотоаппарата. Методика сканирования изображения с последующими операциями цветокоррекции и ретуширования наиболее часто используется в печатной компьютерной продукции, в первую очередь при создании рекламных объявлений или обложек журналов.

Векторные программы

Изображение, созданное в векторных программках, основывается на математических формулах, а не на координатах пикселов. В данном случае вектор – набор данных, характризующий какой-либо объект.

Благодаря математическому описанию, векторный объект может быть произвольно изменен без потери качества изображения. К векторным редакторам относятся Adobe Illustrator, CorelDRAW и Adobe FreeHand.

Программные средства для работы с векторной графика предназначены в первую очередь для создания иллюстраций и в меньшей степени для их обработки. Такие средства широко используются в рекламных агенствах, дизайнерских бюро, редакциях и издательствах.
Оформительские работы, основанные на применении шрифтов и композиций простейших геометрических элементов (чертежи, логотипы), решаются средствами векторной графики намного проще, чем растровой.

Когда вы выводите изображение, созданное в векторной программе, его качество зависит не от исходного разрешения изображения, а от разрешающей способности устройства вывода (монитора, принтера, плоттера...). Так как качество изображения не основывается на разрешении, то изображение, созданное в векторных программах, как правило, имеет меньший объем файлов, чем построенное в программах побитового отображения. В отличие от растрового, векторный файл, содержащий большой массив текста, имеет практический такой же объем как содержащий этот текст документ MS Word.

Векторная графика может быть легко преобразована в растровую, обратное же преобразование является практически не формализуемой задачей.

Фрактальная графика

Фрактальная графика – предназначена для автоматической генерации изображений путем математических расчетов. Создание фрактальной композиции состоит не в рисовании или оформлении, а в программировании.

Фрактальная графика, как и векторная, но отличается от неё тем, что никакие объекты в памяти компьютера не хранятся. Изображение строится по уравнению (или по системе уравнений), поэтому ничего, кроме формулы, хранить не надо.

Изменив коэффициенты в уравнении, можно получить совершенно другую картину. Способность фрактальной графики моделировать образы живой природы вычислительным путем часто используют для автоматической генерации необычных иллюстраций.

Полиграфия

Компьютерная графика начала свое распространение с полиграфии.

Сегодня полиграфия включает в себя создание визиток, бланков, рекламных листовок, буклетов и плакатов; работу в периодических изданиях (часто имеющих свою специфику).

Для решения этиз задач предназначены программы компьютерной верстки. Среди наиболее популярных программ можно выделить Adobe InDesign и QuarkXPress. Они используются для компоновки различных элементов на странице, а не для того, чтобы создавать текстовые или графические файлы.

Трехмерная графика

Этот раздел компьютерной графики, совокупность приемов и инструментов (как программных, так и аппаратных), предназначенных для изображения объемных объектов. Чаще всего применяется для создания изображений на плоскости экрана или листа печатной продукции в архитектурной визуализации, кинематографие, телевидении, компьютерных играх, печатной продукции, а также в науке и промышленности.

Трехмерное изображение на плоскости отличается от двумерного тем, что включает построение геометрической проектции трехмерной модели сцены на плоскость (например, экран компьютера) с помощью специализированных программ.

На сегодняшний день определилось несколько перспективных направлений использования 3D-графики:

· Индустрия компьютерных игр. Анимационные вставки, интерфейсы и персонажи компьютерных игр создаются с применением технологий 3D-графики;

· Художественная анимация, телевизионная реклама и оформление телевизионных каналов;

· Построение архитекторами и дизайнерами макетов зданий и архитектурных памятников.

Мультимедиа

Мультимедиа – это область компьютерной графики, связанная с созданием интерактивных энциклопедий справочных систем, обучающих программ и интерфейсов к ним.

Если в полиграфии дизайнер сотрудничает с печатником, то дизайнер, работающий в области мультимедиа, сотрудничает с программистом.

Для работы в этой области наряду с графическими редакторами необходимо знать программы создания мультимедиа – например, Adobe Director или MS PowerPoint. В создании новых версий презентационных пакетов можно отметить тенденцию все более полного использования мультимедиа-возможностей и Интернета. Эти программы допускают удобный импорт видео- и звуковых файлов, в них предусмотрены средства анимации.

World Wide Web (WWW)

Особую значимость изображения приобрели с развитием глобальных компьютерных сетевых технологий. В настоящее время это одна из наиболее бурно развивающихся областей применения компьютерной графики. Для оформления сайтов используются растровые изображения. Именно развитие интеррнета обусловило появление растровых форматов, обеспечивающих высокое сжатие: JPG, GIF, PNG. Однако с совершенствованием программного и аппаратного обеспечения ограничения на объем используемых в интернете файлов почти сняты.

САПР и деловая графика

Программы САПР (или CAD – computer-aided design) представляют собой векторные программные средства, которые нашли широкое применение в различных сферах человеческой деятельности.

· Одно из главных применений составляет их использование в различных областях инженерной и конструкторской деятельности – от проектирования микросхем до создания самолетов;

· Другой важной обоастью применения САПР является архитектура. Использование машинной графики позволяет визуально воспроизводить двумерные изображения и трехмерные модели;

· САПР используется и в медицине. Например, автоматизированное проектирование имплантатов, особенно для костей и суставов, позволяет минимизировать необходимость внесения изменений в ходе операции, что сокращает время пребывания на операционном столе.

Из профессиональных САПР общего назначения широко известны AutoCAD, КОМПАС, Solid Works, Pro Engineer. Начавшие свое развитие с «электронных кульманов», современные промышленные САПР занимают десятки гигабайт на жестком диске компьютера, включают средства интеллектуального проектирования, полной автоматизации производства, проведения расчетов изделия ещё до его изготовления. Передовыми системами подобного уровня являются CATIA и NX Unigraphics.

Видеомонтаж

Видеомонтаж можно условно разделить на два вида:

· Спецэффекты в кино;

· Подготовка телевизионных передач.

Спецэффекты в кино – это то, что мы видим или не видим на экране, начиная с простого «стирания» страховок и причих вспомогательных экранов в трюковых кадрах и заканчивая совмещением виртуальных пейзажей с живыми актерами.

Подготовка телевизионных передач – быстроразвивающаяся область, сходная с созданием спецэффектов в кино.

Видеомонтаж отличается от других направлений компьютерной графики тем, что манипулирует живыми картинками и использует свою технологию работы. В качестве примера можно привести программу Adobe Premiere.

Технологии

OpenGL – спецификация, определяющая независимый от языка программирования кросс-платформенный программный интерфейс для написания приложений, испольщующих двумерную и трехмерную графику.

Включает более 250 функций для рисования сложных трехмерных сцен из простых примитивов. Используется при создании компьютерных игр, САПР, виртуальной реальности, визуализация в научных исследованиях.

Начало стандартной в этой области положила компания Silicon Graphics Incorporated (SGI). В 1992 году SGI возглавила OpenGL ARB – группу компаний по разработке спецификаций OpenGL. OpenGL эволюционировал из 3D-интерфейса SGI – IRIS GL.

В 1995 году была выпущена библиотека Direct3D от Microsoft. Вскорее Microsoft, SGI и Hewlett-Packard начали проект под названием Fahrenheit, который просматривал создание более универсального программного интерфейса на основе Direct3D и OpenGL. Идея казалась достаточно обещающей, призванной навести порядок в области интерактивной трехмерной графики, однако в результате финансовых трудностей в SGI и отсутствия должной индустриальной поддержки, проект был закрыт.

Direct3D – набор готовых классов, процедур, функций, структур и констант, разработанных лля решения задач (прежде всего, графических), связанных с программированием под Microsoft Windows.

Изначально нацеленный на разработку видеоигр, DirectX стал популярен и в других областях разработки ПО. К примеру, получил очень широкое распространение в инженерном/математическом ПО.

Части DirectX очень часто комбинируются с OpenGL в компьютерных играх, так как OpenGL как таковой не подразумевает функциональность уровня DirectX (например, доступ к клавиатуре/джойстику/мыши, поддержка звука, игры по сети и т.д.)

QuickDraw 3D – технология фирмы Adobe, нацеленная на более широкое применение трехмерной графики в интерфейсах, презентациях, различных документах.

Лекция 6-7: Печатные платы.

Виды печатных плат

В зависимости от числа нанесенных печатных проводящих слоев печатные платы разделяются на одно- двух- и многослойные. Первые два типа называют также одно- и двухсторонними.

Односторонние печатные платы (ОПП) выполняются на слоистом прессованном или рельефном литом основании без металлизации или с металлизацией монтажных отверстий. Платы на слоистом диэлектрике просты по конструкции и экономичны в изготовлении. При невозможности стопроцентной разхводки печатных проводников применяются навесные перемычки. Их применяют для монтажа бытовой радиоаппаратуры, блоков питания, устройств техники связи, в простой РЭА и вспомогательной аппаратуре. Низкие затраты, высокую технологичность и нагревостойкость имеют рельефные литые ПП, на одной стороне которых расположены элементы печатного монтажа, а на другой – объемные элементы (корпуса соединителей, периферийная арматура для крепления деталей и ЭРЭ, теплоотводы и др.).

Двусторонние печатные платы (ДПП) имеют проводящий рисунок на обеих сторонах диэлектрического или металлического основания и обеспечивают высокую плотность устанвоки компонентов и трассировки. Переходы проводников из слоя в слой осуществляются через металлизированные переходные отверстия. Платы допускают как монтаж компонентов на поверхности, в том числе с двух сторон, так и монтаж компонентов с осевыми и штыревыми выводами в металлизированные отверстия. ДПП является самой распространенной разновидностью ПП в производстве модулей РЭА, используются в измерительной технике, системах управления и автоматического регулирования.

Расположение элементов печатного монтажа на металлическом основании позволяет решить проблему теплоотвода в сильноточной аппаратуре.

Многослойные печатные платы (МПП) состоят из чередующихся слоев изоляционного материала с проводящими рисунками на двух или более слоях, между которыми выполнгены требуемые соединения, соединенных клеевыми прокладками в монолитную структуру путем прессования. Электрическая связь между проводящими слоями выполняется спец иальными объемными деталями, печатными элементами или химико-гальванической металлизацией. По сравнеию с ОПП и ДПП они характеризуются повышенной надежностью и плотностью монтажа, устойчивостью к механическим и климатическим воздействиям, уменьшением размеров и числа контактов. Однако большая трудоемкость изготовления, высокая точность рисунка и совмещения отдельных слоев, необходимость тщательного контроля на всех операциях, низкая ремонтопригодность, сложность технологического оборудования и высокая стоимость позволяют применять МПП только для тщательно отработанных конструкций радиоэлектронной аппаратуры.

В РЭА применяются также гибкие печатные платы (ГПП), выполненные конструктивно как ОПП или ДПП, но на эластичном основании толщиной 0,1-0,5 мм. Они применяются в тех случаях, когда плата после изготовления подвергается вибрациям, многократным изгибам или после установки ЭРЭ ей необходимо придать изогнутую форму. Разновидностью ГПП являются гибкие печатные кабели.

По виду материала основы ПП разделяются на:

· Изготовленные на основе органического диэлектрика (текстолит, гетинакс, стеклотекстолит);

· Изготовленные на основе керамических материалов;

· Изготовленные на основе металлов.

По виду соединений между слоями различают ПП с металлизированными отверстиями, с пистонами, изготовленные послойным наращиванием, с открытыми контактными площадками. По способу изготовления ПП разделяют на платы, изготовленные химическим травлением, электрохимическим насаждением, комбинированным способом.

По способу нанесения проводников ПП делятся на платы, полученные обработкой фольгированных диэлектриков, нанесением тонких токопроводящих слоев. Последний способ хорошо отработан на технологии гибридных схем.

Широкое распространение получают МПП на керамической основе. По сравнению с органическими диэлектриками керамика позволяет улучшить теплоотвод, повысить плотность комопновки микросхем (особенно с использованием микрокорпусов). К недостаткам керамических МПП следует отнести их большую массу и небольшие максимальные линейные размеры (ограничены технологией порядка 150х150 мм).

Металлические ПП изготавливаются на основе стальных, алюминиевых и инваровых листов. Пластины окисляются и покрываются слоем керамики, эмали, лака или другого диэлектрика. Поверх наносятся печатные проводники, пленочные резисторы, конденсаторы, индуктивности, а затем монтируются микросхемы (как правило, бескорпусные). Преимущества – сравнительно невысокая стоимость, неограниченные размеры, высокая теплопроводность, высокая помехозащищенность, высокая прочность и теплостойкойсть. Недостатки – высокая удельная емкость проводников и большая масса.

История развития

Программные продукты САПР австралийской фирмы Protel Technologies, предназначенные для проведения сквозного проектирования функциональных узлов РЭС, известны с 90-х гг. На рынок последовательно выходили версии Tango PRO, Protel 99 SE (1999 г.), Protel DXP (2002-2004 гг.). Права на продукты Protel в 2005 г. Перешли к фирме Altium Ltd., и в настоящее время версия Protel DXP, получившая определенное развитие, вышла на рынок под именем Altium Designer. Это современная мощная «сквозная» САПР, превосходящая многие другие по эффективности.

Отличительной особенностью является её возможность проектировать функциональные узды на микросхемах программируемой логики (ПЛИС или FPGA, в англоязычной лексике). Для этого используется как обычный, схемный ввод исходных данных, так и ввод описания логики на языке описания схем VHDL. Это позволяет модернезировать проекты, ранее разработанные на микросхемах малой и средней степени интеграции, выполнив их на ПЛИС, и разрабатывать новые проекты на ПЛИС непосредственно в среде Altium Designer. Допускается также импорт входных данных из других САПР, например P-CAD, OrCAD, PADS и др.

Фирма Altium Ltd., обладающая также правами на продукты P-CAD, в 2006-м году приняла решение прекратить дальнейшее развитие продуктов P-CAD, заканчивая версией 2006, полностью перейти на Altium Designer 6 и в дальнейшем развивать только этот продукт. Фирма при этом заверяет пользователей, обладавших лицензией на P-CAD, что, благодаря развитым средствам конверсии форматов данных, они не испытают неудобств и не потерпят ущерба при переходе с P-CAD на Altium Designer.

Возможность выполнения проектов с использорванием интегральных микросхем программируемой логики (ПЛИС или FPGA) в интегрируемой среде Altium Designer дает преимущества этому программному комплексу.

При всех своих достоинствах, Altium Designer, однако, как и другие «электронные» САПР, не дает возможности провести полный цикл сквозного проектирования изделия, включающий этап выпуска конструкторской документации по ЕСКД. Конечным результатом работы «электронных» САПР является интегральный графический образ печатной платы и файлы управляющей информации для автоматизированного производства печатных плат. Этой информации достаточно для «бездокументального» производства, однако, принятые на производстве системы ведения рабочей конструкторской документации предполагают, крмое этого, выпуск конмплекта рабочей конструкторской документации на «твердом» (бумажном) или «электронном» носителе – в виде файлов в памяти ЭВМ.

Проект в Altium Designer

Отличительной особенностью программы является проектная структура и сквозная целостность ведения разработки на разных уровнях проектирования. Проект в Altium Designer представляет собой текстовый файл-оболочку, объединяющую иерархически организованный набор документов, предполагающих воплощение их в единственном объекте.

Термины

Схема – это документ, на котором показаны в виде условных изображений или обозначений составные части изделия и связи между ними.

Виды схем

Вид Схемы Определение Код вида схемы
Схема электрическая Документ, содержащий в виде условных изображений или обозначений составные части изделия, действующие при помощи электрической энергии, и их взаимосвязи Э
Схема принципиальная (полная) Документ, определяющий полный состав элементов и взаимосвязи между ними и, как правило, дающий полное (детальное) представление о принципах работы изделия (установки) З
Схема структурная Документ, определяющий основные функциональные части изделия, их назначение и взаимосвязи
Схема функциональная Документ, разъясняющий процессы, протекающие в отдельных функциональных цепях изделия (установки) или изделия (установки) в целом

Общие требования к выполнению схем электрических

1. Для выполнения схем выбирают листы в соответствии с требованиями, установленными в ГОСТ 2.301-68 и ГОСТ 2.004-88. Выбранный формат должен обеспечивать компактное выполнение схемы, не нарушая её наглядности и удобства пользования.

2. Схемы выполняются без соблюдения масштаба
Допускается:

a. Все обозначения принципиально уменьшать, сохраняя чёткость схемы;

b. Увеличивать условные графические обозначения (УГО) при вписывании в них поясняющих знаков;

c. Уменьшать УГО, если они используются как составные части обозначения других элементов;

d. Поворачивать УГО на угол, кратный 45 и 90 градусов, или изображать зеркально повернутым.

3. При выполнении схем применяют следующие графические обозначения:

a. Условные графические обозначения, установленные в стандартах Единой системы конструкторской документации, а также построенные на их основе;

b. Прямоугольники;

c. Упрощенные внешние очертания (в том числе аксонометрические). При необходимости применяют нестандартизированные УГО.

4. Толщина линий взаимосвязи и УГО должна быть одинаковой (0,3 – 0,4 мм), т.е. все построения должны выполняться типом линий – сплошная тонкая. Утолщенными линиями (вдвое толще принятой толщины линий) изображают линии групповой связи (шины, кабели и т.д.).

5. Линии взаимосвязи должны состоять из горизонтальных и вертикальных отрезков и иметь наименьшее количество изломов и взаимных пересечений. Расстояние между ними должно быть не менее 3 мм. Соединения проводов изображают точкой в месте их персечения. Пресечения линий без точки – соединения проводов отсутствуют.

6. Расстояние между отдельными условными обозначениями должны быть не менее 2,0 мм.

7. Всем элементам, устройствам и функциональным группам изделия, изображенным на схеме, присваиваются позиционные обозначения, содержащие информацию о виде элемента и его порядковом номере в пределах данного вида.
Позиционное обозначение состоит в общем случае из трёх частей, имеющих самостоятельное смысловое значение. Их записывают без разделительных знаков и пробелов одним размером шрифта:

a. В первой части указывают вид элемента (таблица 2), например R – резистор, C – конденсатор;

b. Во второй части – порядковый номер элемента в пределах данного вида, например: R1, R2, C1, C2;

c. В третьей части допускается указывать соответствующее функциональное значение, например C4J – конденсатор C4, используемый как интегрируемый;

8. Порядковые номера присваивают, начиная с единицы, в пределах группы с одинаковыми позиционными обозначениями в соответствии с последовательностью расположения элементов на схеме, считая, как правило, сверху вниз в направлении слева направо.
Позиционное обозначение представляют рядом с условными графическими обозначениями элементов с правой стороны или над ними. Допускается позиционное обозначение проставлять внутри прямоугольника УГО.

9. Все сведения об элементах, входящих в состав изделия и изображенных на схеме, записывают в перечень элементов, который помещают либо на первом листе схемы или выполняют в виде самостоятельного документа.

Лекция 3: Принципы построения открытых графических систем

По определнию, принятому Комитетом IEEE POSIX 1003.0, открытой информационной системой называется система, которая реализует открытые спецификации на интерфейсы, сервисы (услуги, среды) и поддерживаемые форматы данных, достаточные для того, чтобы дать возможность должным образом разработанному прикладному ПО быть переносимым в широком диапазоне систем с минимальными изменениями, взаимодействовать с другими приложениями на локальных и удаленых системах и взаимодействовать с пользователями в стиле, который облегчает переход пользователей от системы к системе.

Открытые системы выпускаются либо как общественное достояние, либо на условиях «свободных» лицензий – как, например, GNU General Public License или BSD License. Свободная лицензия позволяет использовать систему с минимальными ограничениями, не противоречащими определнию OpenSource.org. Таким ограничением может быть требование ссылаться на предыдущих создателей или требование сохранять свойство открытости при дальнейшем распространении той же самой или модифицированной открытой системы (копилефт).

Логически связанные с открытыми системами термины:

· Гибкая система – система, которая может быть относительно легко и быстро перенастроена на новый состав решаемых задач.

· Развивающаяся (расширяющаяся) система – автоматизированная система, ориентированная на введение в её состав новых программных, технических, лингвистических, информационных и др. средств для расширения её возможностей.

В основе открытых систем изначально лежала операционная система UNIX, которая используется в большинстве открытых систем и в настоящее время.

Наши рекомендации