Категории Вирджинии Сатир в метафорах
(По Д. Гордону. «Терапевтические метафоры»)
Важность применения категорий Сатир в конструировании метафор связана с тем, что эти категории описывают модель, способную характеризовать наши индивидуальные паттерны коммуникации. В дополнение к типичным или характеристическим модам коммуникации людям присущи также ситуационно-зависимые коммуникационные положения. Каждый человек в определенное время и в определенном контексте жаловался, обвинял, рассуждал, как компьютер или отвлекал. Эти виды коммуникации являются частью описания значимых персонажей и переживаний, представленных в проблеме клиента. В качестве частичных описаний индивидуальных способов коммуникации использование категорий Сатир в терапевтической метафоре может оказать клиенту помощь в идентификации различных персонажей.
Категории Сатир не только усиливают общий эффект, но и могут использоваться для обеспечения изменений на иных уровнях, помимо уровня основной истории. Чаще способность человека к личностным изменениям, к эффективной коммуникации с другими людьми (или самим собой) находит препятствие не в содержании того, что говорится или не говорится, а скорее в способе, при помощи которого человек общается.
Стратегия по использовании категорий Сатир в метафоре заключается в следующем:
1. Характеристика каждого из протагонистов истории в терминах коммуникационных способов, используемых их антагонистами в "реальной" ситуации.
2. Связь любых изменений, возникающих в части разрешения, с соответствующими изменениями в категориях Сатир.
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
МОДЕЛЬ ROLE
(внутренняя структура стратегии)
Цель моделирования – создать рабочую карту, "модель" некоторого феномена, чтобы с ее помощью любой желающий мог его воспроизвести. Обнаружение внутренней структуры стратегии включает в себя выявление 4-х элементов модели ROLE:
REPRESENTATIONAL SYSTEM (система представления) – какие сенсорные системы и сколько их задействовано (визуальные, аудиальные, кинестетические).
ORIENTATION (ориентация) – к внутреннему или внешнему конструированию или памяти направлены эти системы.
LINKS (связи) – как соединены системы представлений между собой (последовательное или цифровое, одновременное или аналоговое, синестезия).
EFFECT (эффект) – как используются системы представлений:
Система ROLE очень удобна для моделирования микростратегий. Она состоит из 4-х частей:
Representational system - Репрезентативная система
Различают Визуальную (зрение), Аудиальную (слух) и Кинестетическую (ощущения, вкус, запахи). Иногда отдельно из кинестетики выделяют также Олфакторную (запахи) и Густаторную (вкус). В аудиальной системе используют обозначение А для музыки и неязыковых звуков, и Ад (дигитальная) для слов, или чего-либо, несущего смысл. Внутренний диалог и осмысленная речь - Ад.
Orientation - Ориентация
Репрезентация может быть обращена наружу (н) или внутрь (в); на хранимый в памяти (п) или конструируемый сенсорный опыт (к).
Link - Связь
Как используемые репрезентативные системы связаны между собой.
A --> B | Изменение модальности в пределах того же опыта. |
A / B | Сравнение, совпадение / несовпадение. |
A --- В | Наложение, перенос. |
Effect - Эффект
Каждый элемент мыслительного процесса должен иметь некую цель. Можно выделить три основных эффекта: Данный шаг:
a. Создает или вводит сенсорную репрезентацию,
b. Оценивает отдельно взятые состояния по какому-либо признаку/критерию,
c. Воздействует с целью изменения на какую-либо часть опыта и поведения.
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
МАСШТАБИРОВАНИЕ
Существуют три стратегии мышления:
1. УКРУПНЕНИЕ
2. РАЗУКРУПНЕНИЕ
3. ПЕРЕНОС МАСШТАБА В СТОРОНУ
Масштабирование любым способом является основой стратегий нашего мышления.
С их помощью можно научиться масштабировать собственные цели и задачи, классифицировать предметы и явления; выявлять отдельные элементы и похожие примеры.
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
МОДЕЛЬ ТОТЕ
Модель ТОТЕ была создана в сороковые годы в качестве модели управления для самонаводящихся снарядов, а позже (в шестидесятые годы) использовалась в качестве общей модели целенаправленных действий человека (Miller, Galanter et Pribram 1960). Преимущество ТОТЕ как способа описания (мысленного) поведения заключается в том, что ТОТЕ является достаточно простой моделью (в ней используется только три или четыре понятия), но при этом она включает в себя важные с точки зрения кибернетики понятия «цель» и «обратная связь» (Dilts 1980).
ТЕСТ1 | ОПЕРАЦИЯ | ТЕСТ 2 | ЕХIТ |
определение критериев настоящего и желаемого состояния | действие, изменяющее настоящее состояние | сравнение критериев полученного и желаемого состояния | при соответствии критериев |
Модель ТОТЕ
АНАЛИЗ ТОТЕ
Тестирование позволяет сравнить ситуацию, которая имеется в настоящий момент (нынешнее состояние) с той ситуацией, которую хотите получить (желаемое состояние). Различие между этими двумя ситуациями определяется и оценивается на основании определенного критерия.
ного
Тестирование
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
«ДЕКАРТОВЫ КООРДИНАТЫ»
1. Выберите какое-либо событие или действие, которое может произойти или которое вы собираетесь совершить, но еще колеблетесь.
2. Поочередно заполните все четыре нижеследующие графы, напишите 6-10 ответов, на каждый из ниже перечисленных вопросов. (ВАЖНО! Избегайте копирования ответов, не переносите их слепо из одной графы в другую, каждый раз отвечайте на вопрос. Несмотря на кажущуюся похожесть вопросов, они задают разные точки прицела и ответы будут соответственно разными. Некоторые ответы могут повторяться, но чем больше будет разница угла зрения - тем лучше)
Ответы располагайте в порядке убывания значимости.
Что случится, если событие произойдет? ++ | Что НЕ случится, если событие произойдет? – + |
Что случится, если событие НЕ произойдет? + – | Что Не случится, если событие НЕпроизойдет? – – |
3. Как расширилось ваше представление о цели?
В первую очередь спросите себя, вы согласны с теми потерями, к которым может привести достижение цели? Если нет, то каким образом можно достичь цели и избежать потери. Найдите такие способы.
4. Как насчет мотивации? Если ее по-прежнему еще недостаточно, сосредоточьтесь на пару минут и поразмышляйте детально и сенсорно о тех плюсах, которые вы от достижения данной цели получите, и тех минусах, от которых вы сможете избавиться.
5. Отметьте результаты, которые получили в своей работе и выполните присоединение к будущему. Где, когда и как именно вы начнете реализацию собственной цели.
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________