Стратегии микромоделирования
Стратегии микромоделирования подразумевают моделирование отдельных элементов того или иного навыка (т. е. простой поведенческой, простой когнитивной или простой лингвистической способности, например, навыка представления информации) (рис. 31). 1. Определите навык, который вас интересует.
2. Попросите моделируемого человека продемонстрировать этот навык в специфическом контексте.
3. Выявите его ТОТЕ относительно использования данного навыка в данном контексте.
Рис. 31. Микромоделирование включает выявление структуры ТОТЕ данной деятельности
Вопросы для моделирования ТОТЕ
1. В каком контексте вы обычно применяете данный навык?
2. Какие цели и задачи определяют ваши действия во время применения навыка в данном контексте? (Перечислите их в виде коротких предложений или ключевых слов. )
3. На основании чего вы делаете вывод о том, что достигли этих целей?
4. Что вы предпринимаете для достижения целей? Каковы конкретные меры и действия, с помощью которых вы достигаете необходимого результата в данном контексте?
5. Если вы сталкиваетесь с непредвиденными затруднениями или проблемами в достижении своих целей в данном контексте, к каким мерам вы прибегаете, чтобы исправить ситуацию?
Пример: моделирование навыков подачи информации
1. Докладчик (моделируемый человек) делает короткое сообщение (3-5 мин. ) перед группой из трех человек по выбранной им теме.
2. Каждый член группы называет определенный простой поведенческий паттерн, который он хотел бы смоделировать из выступления докладчика.
3. Группа выявляет ТОГЕ докладчика относительно данного сообщения (т. е. цели, обоснования и действия докладчика), чтобы создать контекст для поведенческого паттерна.
4. Каждому члену группы дается 20 мин. на то, чтобы смоделировать желаемый поведенческий паттерн с помощью любой процедуры моделирования по выбору.
5. После того как поведение будет успешно смоделировано и продемонстрировано каждым членом группы, им предстоит ответить на вопросы: «Как этот паттерн влияет на меня на других уровнях (помимо данного поведения)?», «Какие допущения и предположения кроются за этим поведением?».
Стратегии макромоделирования
Стратегии макромоделирования включают в себя определение навыков, составляющих более сложную способность (сложный поведенческий, сложный когнитивный или сложный лингвистический навык), например, навыки лидерства (рис. 32).
1. Создайте для моделируемого человека контекст, который потребует проявления данной способности.
2. Определите специфические поведенческие примеры моделируемой способности/
3. Начиная с поведения, выявите различные уровни процессов («как», «почему» и «кто»), поддерживающих данное поведение.
Рис. 32. Макромоделирование включает в себя «разделение» сложной способности на различные уровни процессов, необходимых для ее осуществления
Вопросы для многоуровневого моделирования
Работая вместе с партнером или группой, определите поведенческий паттерн для моделирования. Начиная с уровня поведения, выявите остальные логические уровни поддержки, связанные с данным поведением.
1. «Какой контекст или окружение вы изучаете?»
«Когда и где проявляется данная способность или имеет место данная деятельность?»
Контекст, в котором проявляется данная способность:
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
2. «Каковы специфические формы поведения, связанные с исследуемой вами способностью? Какие аспекты поведения являются особенно значимыми для достижения желаемого результата?» «Какие специфические формы поведения существенны для моделируемого процесса?»
(Создайте или сымитируйте пример контекста, в котором проявляется данное поведение, с целью получить пример моделируемой способности. Это необходимо для того, чтобы обосновать следующие вопросы или установить для них «якорь» на чем-то конкретном и избежать сугубой «теоретичности» ответов. )
3. «Какие мысли и способности связаны с данным поведением?» «Как вы мыслите в тот момент, когда поступаете данным образом? Какие когнитивные процессы лежат в основе поведения (или предполагаются им), которое вы определили и продемонстрировали на втором этапе?»
Мысли и способности, которые я связываю с этим поведением:
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
4. «Какие убеждения и ценности выражены или подкрепляются мыслями и действиями, которые вы описали?»
«Какие ценности выражены в вашем поведении и способностях?»
Я ценю:
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
«Почему именно эти мысли и формы поведения выражают ваши ценности? Какие убеждения создают мотивацию для ваших мыслей и действий?»
Я убежден, что:
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
5. «Каково ваше восприятие идентификации или роли в связи с вашими мыслями и действиями, а также выраженными в них убеждениями и ценностями?» (Нередко бывает полезно использовать как буквальное описание, так и метафору.)
«Кто вы, если разделяете данные убеждения, ценности, способности и формы поведения?»
Я (или: Я похож на... )
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
«Какова ваша миссия?» «Кому еще приносит пользу данная деятельность?»
Моя миссия:
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
6. «Каково ваше ощущение более крупной системы, в которой вы осуществляете свою деятельность?»
«Каково ваше видение более крупной системы, в которой вы выполняете данную миссию?»
Моя миссия соответствует видению более крупной системы, заключающемуся в том, что:
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Пример упражнения на макромоделирование
1. Обозначьте точку в пространстве, представляющую контекст, в котором моделируемый человек проявляет «X» (т. е. руководящие способности, креативность, обучение ит. д. ). Попросите этого человека встать на указанное место и, оставаясь в первой позиции, наблюдайте и контролируйте окружение, позволяющее делать «X». Определите убеждения и ценности, которые управляют данным человеком в этом контексте.
2. Обозначьте другую точку для контекста, в котором данный человек не способен проявить «X». Определите убеждения и ценности, отличающие этот контекст от первого.
3. Попросите человека попеременно занимать каждое из этих положений и в каждом из них приступать к действиям или думать о тех мерах, которые он предпримет в ближайшем времени, равно как и о долговременных последствиях, связанных с этими действиями или мерами.
4. Определите еще одно место — для третьей позиции, из которой моделируемый человек может наблюдать одновременно за эффективным и неэффективным контекстами. Перейдя в нее, оцените сходство и различия между первым и вторым контекстами по отношению к убеждениям, ценностям и ожидаемым последствиям.
5. Добавьте четвертую позицию, находясь в которой можно было бы поразмышлять над всем остальным. Из этого положения оцените предположения, управляющие оценками «третьей позиции». Уместны ли они? Как вы определили, что составляет контексты креативности, обучения или руководящих способностей? Каковы были ваши допущения относительно убеждений и ценностей в данных контекстах? и т. д.