Uses SysUtils; //подключение модулей (библиотек)

Label

1,m1,Stop;

Const

MaxN: Word = 100 ;

Kod = $20; {Шестнадцатеричная константа}

Type

Matrix = array [1..Kod] of Real;

Var

A,B : Integer; С : Integer = 5;

Result : Matrix;

Procedure <имя> ; begin <тело процедуры> end;

Function <имя> : <тип>; begin <тело функции> end;

BEGIN

<операторы>; END.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

Программа состоит из заголовка, раздела описаний и раздела операторов. В строке может быть несколько операторов (объявлений). Разделитель – символ ";".

Любой подраздел раздела описаний может отсутствовать, если в нем нет необходимости. Подразделы Label, Type, Const, Varмогут следовать друг за другом в любом порядке и встречаться в разделе описаний сколько угодно раз. При этом обязательно соблюдение правила: все, что в программе используется,должно быть перед этим описано.

Комментарии– это произвольный поясняющий текст в любом месте программы, заключенный в фигурные скобки { } , или между двойными символами (* *), или после символа //.

Директивы компилятораиспользуются программистом для управления режимами компиляции (включать или выключать контроль ошибок, изменять распределение памяти и т.д.). Они заключаются в фигурные скобки и имеют отличительный признак $. При использовании директив-переключателей указывается буква-ключ с последующим знаком "+" (включить режим) или "-" (выключить). Например, {$R-} – отключить проверку принадлежности заданному диапазону. Директивы-параметры устанавливают режимы и параметры компиляции. Например, {$APPTYPE CONSOLE} – директива консольного приложения.

Глава 6. УПРАВЛЯЮЩИЕ СТРУКТУРЫ

§ Оператор присваивания

§ Простой и составной операторы

§ Условный оператор

§ Оператор множественного выбора

§ Оператор цикла с предусловием

§ Оператор цикла с постусловием

§ Оператор цикла с параметром

§ Оператор и процедуры безусловного перехода

Билет 24. Управляющие структуры . Оператор присваивания . Простой и составной оператор. Оператор множественного выбора.

ОПЕРАТОР ПРИСВАИВАНИЯ

Операторомназывается конструкция языка программирования, служащая для задания какого-либо действия или последовательности действий над данными в программе. Совокупность операторов программы реализует заложенный в ней алгоритм.

Процесс «засылки» значения в переменную называется присваиванием(первое присваивание называется инициализацией). Присваивание осуществляется с помощью специальной конструкции – оператора присваивания:

идентификатор

:= выражение

Переменной

Var W,H : Integer;

Begin W := 23; H := 17;

W := W * H

End.

ПРОСТОЙ И СОСТАВНОЙ ОПЕРАТОРЫ

Оператор в программе – это единое неделимое предложение, выполняющее какое-либо действие. Простой операторне содержит в себе других операторов (оператор присваивания, оператор безусловного перехода,…).

Два последовательных оператора должны разделяться точкой с запятой (имеет смысл конца оператора):

a := 11; b := a * a; Write(a,b) ;

Составной оператор– это последовательность операторов, рассматриваемых как единый. Оформляется с помощью зарезервированных слов begin и end (операторные скобки).

begin a := 11; b := a * a;

Write(a,b) еnd;

Билет 25. Условный оператор . Оператор и процедуры безусловного перехода.

УСЛОВНЫЙ ОПЕРАТОР

else
оператор
Условный операториспользуется для программирования ветвлений, т.е. ситуаций, когда возникает необходимость при определенных условиях выполнять различные действия. Условный оператор имеет структуру:

логическое

If then оператор

Выражение

В каждой ветви допускается запись только одного оператора.

if K > 5 then begin

X := X + 5; Y := 1 еnd

Else

Y := -1;

ВЛОЖЕННЫЕ УСЛОВНЫЕ ОПЕРАТОРЫ

Альтернатива else считается принадлежащей ближайшему условному оператору if, не имеющему своей ветви else.

if <условие 1> then if <условие 2> then

<оператор А> else

<оператор Б>;

____________________________

if <условие 1> then begin if <условие 2> then

<оператор A> end

Else

<оператор Б> ;

ОПЕРАТОР МНОЖЕСТВЕННОГО ВЫБОРА

Оператор выбораиспользуется для реализации нескольких альтернативных вариантов действий, каждый из которых соответствует своим значениям некоторого параметра.

Значение <выражения>, а также <константа/диапазон> должны относиться к одному из порядковых типов. Uses SysUtils; //подключение модулей (библиотек) - student2.ru

В зависимости от значения <выражения> выбирается тот оператор, которому предшествует константа выбора, равная вычисленному значению (альтернатива – операторы после else).

Значения констант должны быть уникальными в каждом наборе, т.е. они могут появиться только в одном варианте.

ОПЕРАТОР МНОЖЕСТВЕННОГО ВЫБОРА

case I of { I : Word }

1 : X := X +1;

2 ,3 : X := X +2; 4..9 : begin Write(X);

X := X + 3 {м.б. ";"}

end else X := X * X; {м.б. ";"}
Writeln(X) {м.б. ";"}

end;

Билет 26. Операторы цикла.

ОПЕРАТОР ЦИКЛА "ПОКА" (С ПРЕДУСЛОВИЕМ)

while
условное
выражение
do
оператор

<Оператор> (тело цикла), стоящий после служебного слова do, будет выполняться циклически до тех пор, пока выполняется логическое условие, т.е. пока значение <условного выражения> равно True.

Чтобы цикл имел шанс когда-либо завершиться, содержимое его тела должно влиять на условие цикла. Условие должно состоять из корректных выражений и значений, определенных еще до первого выполнения тела цикла.

Var F,N : Int64; {вычисление 10!}

Begin

F := 1; N := 1; while N <= 10 do begin

F := F * N; Inc(N) { N := N + 1} end;

Writeln( F ) End.

ОПЕРАТОР ЦИКЛА "ДО" (С ПОСТУСЛОВИЕМ)

repeat
оператор
until
условное
выражение
;

Операторы между словами repeat и until образуют телоцикла.

Если <условное выражение> имеет значение True, то цикл завершается.

Цикл "Пока"– "Пока условие истинно, выполнять операторы тела".

Цикл "До"– "Выполнять тело цикла до тех пор, пока не станет истинным условие";

ОПЕРАТОР ЦИКЛА C ПАРАМЕТРОМ (ЦИКЛ ПО СЧЕТЧИКУ)

Используется для организации "строгих" циклов, которые должны быть проделаны заданное число раз.

<Параметр цикла> – переменная порядкового типа, к этому же типу должны относиться значения <выражения 1> и <выражения 2>. Uses SysUtils; //подключение модулей (библиотек) - student2.ru

Значение <параметра цикла> меняется в возрастающем (при использовании зарезервированного слова to) или убывающем (downto) порядке от значения <выражения 1> до значения <выражения 2> с постоянным шагом, равным интервалу между двумя ближайшими значениями в типе, к которому относится <параметр цикла> (для целочисленных типов – это 1, для символьного – от одного символа к другому при увеличении кода на 1, и т.д.).

Циклы for допускают вложенность, если никакой из вложенный циклов не использует и не модифицирует переменные – параметры внешних циклов.

ОПЕРАТОР ЦИКЛА C ПАРАМЕТРОМ (ЦИКЛ ПО СЧЕТЧИКУ)

Var

I : Integer;

C : Char;

B : Boolean;

E : (E1,E2,E3,E4);

Begin for I := -10 to 10 do Write(I); for C := 'a' to 'z' do Write(C); for B := False to True do Write(B); for E := E1 to E4 do

begin {составной оператор}

I := ORD(E);

Write(I) end End.

ОПЕРАТОР БЕЗУСЛОВНОГО ПЕРЕХОДА

зрения теории
структурного программирования
).
Синтаксические диаграммы
<
объявления
меток
>
и
<
оператора безусловного
перехода>
Uses SysUtils; //подключение модулей (библиотек) - student2.ru Uses SysUtils; //подключение модулей (библиотек) - student2.ru
Оператор безусловного переходапередает управление выполнением в указанное c помощью метки место программы (является "лишним" с точки

Меткаможет стоять в программе в любом месте между операторами и отделяется от второго оператора двоеточием ":".

Область действия операторов безусловного перехода строго локализована. Запрещены переходы по оператору goto между процедурами, а также между основным блоком и процедурой.

Label L1, L2; Begin ... goto L1; ... L1 : goto L2; ...

L2 : End.

ПРОЦЕДУРЫ БЕЗУСЛОВНОГО ПЕРЕХОДА

Процедуры Exit и Halt специально предназначены для выхода из программных блоков (процедур, функций, основного программного блока).

Halt (<код завершения>) осуществляет выход из программы, возвращая операционной системе заданный код завершения.

Exit осуществляет безусловный выход из подпрограммы. Если процедура использована в основном блоке, то она выполняется аналогично Halt.

Процедуры неструктурной передачи управления при работе с циклическими структурами:

Break – реализует выход из цикла любого типа;

Continue – осуществляет переход на следующую итерацию цикла, игнорируя оставшиеся до конца тела цикла операторы.

Наши рекомендации