Электронная цифровая подпись. Техническое и организационное обеспечение цифровой электронной подписи.
Влияние новых цифровых технологий проникло во все направления деятельности. Построенные по этим технологиям быстрые, надежные и эффективные устройства произвели настоящую революцию в бизнесе. Совершенствование цифровых систем, аппаратного и программного обеспечения в области связи неизбежно приведет к появлению полностью электронного рынка. Интернет-представительства компаний, расположенных по всему миру, по защищенным электронным межбанковским платежам совершают виртуальные операции, совершая сделки с помощью электронной почты. Таким образом, новый способ торговли и вспомогательных операций перерастет в набор новых деловых технологий, который можно достаточно точно назвать электронным бизнесом.
Одним из основных реквизитов обычных документов является рукописная подпись. Она является одним из средств идентификации личности. В основу использования рукописной подписи как средства идентификации положена гипотеза об уникальности личных биометрических параметров человека.
Без специальных дополнительных мер защиты рукописная подпись не гарантирует тот факт, что документ не подвергся содержательным изменениям в ходе хранения или транспортировки.
В отличие от рукописной подписи, электронная цифровая подпись (ЭЦП) позволяет однозначно связать автора документа, содержание документа и владельца ЭЦП. С ее помощью можно помечать, а впоследствии аутентифицировать документы, имеющие электронную природу.
Все стадии обслуживания (создание, применение, удостоверение и проверка ЭЦП) автоматизированы, что значительно повышает эффективность документооборота. Это свойство ЭЦП широко используется в электронной коммерции. Использование электронной подписи имеет недостатки: механизм подписи не контролируется визуальными методами.
Важной проблемой договорных отношений, происходящих в электронной форме, является возможность отказа одной из сторон от условий сделки и/или от своей подписи. Из нее вытекает потребность в средствах объективной идентификации партнеров. Если таких средств нет или они несовершенны, договаривающиеся стороны получают возможность отказа от своих обязательств, вытекающих из условий договора.
Чтобы последовательность символов, представляющих сообщение, могла однозначно идентифицировать ее автора, необходимо, чтобы она обладала уникальными признаками, известными только отправителю и получателю сообщения. С незапамятных времен это достигается применением средств шифрования (более общий термин — криптография). Если обе стороны используют один и тот же метод шифрования сообщений, известный только им, то мы можем говорить о том, что они общаются в защищенном канале. В защищенном канале каждая из сторон получает относительную уверенность в том, что:
• автором сообщения действительно является партнер (идентификация партнера);
• сообщение не было изменено в канале связи (аутентификация сообщения).
Эта уверенность относительна, так как посторонним лицам могут стать известны и метод шифрования, и его ключ.
Метод шифрования — это формальный алгоритм, описывающий порядок преобразования исходного сообщения в результирующее. Ключ шифрования — это набор параметров (данных), необходимых для применения метода.
Юлий Цезарь для связи со своими военачальниками использовал метод подстановки с ключом, равным 3. В исходном сообщении каждый символ замещался другим символом, отстоящим от него в алфавите на 3 позиции.
В данном случае последовательность символов ключа можно рассматривать как ключевое слово. Если ключ содержит несколько ключевых слов, его называют ключевой фразой.
Если один и тот же ключ используется многократно для работы с различными сообщениями, его называют статическим. Если для каждого сообщения используется новый ключ, его называют динамическим. В этом случае сообщение должно нести в себе зашифрованную информацию о том, какой ключ из известного набора был в нем использован.
Рассмотренный выше метод подстановки является классическим примером симметричного шифрования. Симметричность заключается в том, что обе стороны используют один и тот же ключ. Каким ключом сообщение шифровалось, тем же ключом оно и дешифруется.
Современные алгоритмы симметричного шифрования обладают очень высокой стойкостью и могут использоваться для уверенной аутентификации сообщений, но у них есть заметный недостаток, препятствующий их применению в электронной коммерции. Дело в том, что для использования симметричного алгоритма стороны должны предварительно обменяться ключами, а для этого опять-таки нужно либо прямое физическое общение, либо защищенный канал связи. Проблема не разрешается, а лишь переходит на другой уровень.
Электронная коммерция и средства ЭЦП основаны на методах несимметричной криптографии.
Несимметричная криптография использует специальные математические методы, после применения одного из таких средств образуется пара взаимосвязанных ключей, обладающая уникальным свойством: то, что зашифровано одним ключом, может быть дешифровано только другим, и наоборот. Владелец пары ключей может оставить один ключ себе, а другой ключ распространить. Публикация открытого ключа может происходить прямой рассылкой через незащищенный канал, например по электронной почте. Еще удобнее выставить открытый ключ на своем Web-сервере, где его сможет получить каждый желающий.
Ключ, оставленный для себя, называется закрытым, или личным, ключом (private). Опубликованный ключ называется открытым, или публичным (public).
Сообщения (заказы, договоры и т. п.), направляемые владельцу ключевой пары, шифруются его открытым ключом. Они дешифруются с помощью закрытого ключа. Если же владелец ключевой пары захочет обратиться с сообщением к своим клиентам, он зашифрует его закрытым ключом, а получатели прочитают его с помощью соответствующих открытых ключей. При этом достигается возможность идентификации отправителя.
Электронный документ
Электронный документ(ЭД) — информация, зафиксированная на машинном носителе и соответствующая требованиям, установленным Законом об ЭД (принят в РБ 10.01 2000 г. №3570-З).
ЭД может использоваться во всех сферах деятельности, где применяются программные и технические средства, необходимые для создания, обработки, хранения, передачи и приема информации. С помощью ЭД могут совершаться сделки (заключаться договоры), производиться расчеты, осуществляться переписка и передача документов и иной информации.
ЭД имеет формы внутреннего и внешнего представления. Формой внутреннего представления ЭД является запись информации, составляющей ЭД, на машинном носителе. Формой внешнего представления ЭД является воспроизведение ЭД на экране дисплея, на бумажном либо ином отделимом от машинного носителя материальном объекте в доступном для визуального обозрения виде (без дополнительных технических приспособлений) и форме, понятной для восприятия человеком.
ЭД состоит из двух частей — общей и особенной. Общая часть ЭД включает информацию, представляющую собой содержание документа (сюда входит и информация об адресате). Особенная часть ЭД состоит из одной или нескольких электронных подписей.
Электронная цифровая подпись — набор символов, вырабатываемый средствами электронной цифровой подписи и являющийся неотъемлемой частью электронного документа. Средства электронной цифровой подписи — программные и технические средства, обеспечивающие выработку и проверку электронной цифровой подписи и имеющие сертификат соответствия.
Современные информационные технологии предоставляют для электронного документооборота нужное средство как идентификации, так и аутентификации. С помощью средств ЭЛЕКТРОННОЙ ЦИФРОВОЙ ПОДПИСИ технически возможна полная автоматизация не только документооборота, но и финансового обращения, и на повестку дня выходит решение юридических и организационных проблем. Прежде всего, необходима правовая база для законодательного признания режима действия электронной подписи, а также для функционирования инфраструктуры электронной цифровой подписи (ЭЦП).
К инфраструктуре ЭЦП относятся не только рассмотренные ранее органы сертификации и лицензирования средств ЭЦП и иерархические структуры, удостоверяющие открытые ключи пользователей. В самом общем случае с помощью механизма ЭЦП возможно удостоверение любых информационных объектов: даты и времени совершения сделки, платежных средств, использованных во взаиморасчетах, программных средств, распространяемых в электронных сетях, сообщений информационных агентств. Все эти функции берет на себя инфраструктура ЭЦП. В частности, ее составной частью должны стать новые электронные платежные системы наличных и безналичных расчетов, а также операционные и клиринговые центры, обрабатывающие транзакции с помощью кредитных и дебетовых карт.
Таким образом, правовой основой электронной коммерции являются правовые акты, координирующие и регулирующие использование средств ЭЦП и функционирование инфраструктуры ЭЦП.
Электронная оргтехника
Оргтехника — это комплекс технических средств для подготовки документов, их копирования, обработки, хранения и автоматического поиска, для чертежных работ и счетных операций, внутриучрежденческой и внешней связи, используемых в целях механизации и автоматизации управленческих и инженерно-технических работ. Другими словами, оргтехника — это технические средства, позволяющие автоматизировать процесс обработки и передачи управленческой и инженерно-технической информации. К оргтехнике относятся:
• копировальная техника;
• средства связи;
• микрокалькуляторы;
• периферийное оборудование информационных систем.
Копировальная техника
Копировальный аппарат, более известный как «ксерокс» (от названия фирмы Xerox, первой освоившей выпуск таких аппаратов), обеспечивает создание копий, чаще всего на бумаге, различного рода изображений (текстовых документов, иллюстраций и пр.). В основе работы копировальных аппаратов (как, кстати, и многих электронных принтеров) лежит технология ксерографии. Существуют, правда, и струйные копировальные 'аппараты, но они имеют малую скорость копирования и неудобны в эксплуатации, а поэтому не получили широкого распространения.
К основным техническим характеристикам копировальных аппаратов относятся:
· скорость копирования — количество копий, производимое аппаратом за одну минуту (коп./мин);
· рекомендованный объем копирования (коп./месяц или коп./ день). Эта характеристика обусловлена таким понятием, как «усталость материалов». Механическая часть большинства копировальных аппаратов сделана из пластмассы, поэтому при превышении рекомендованного количества копий возможны поломки этой части ксероксов;
· масштабирование — возможность аппарата уменьшать (увеличивать) копию по отношению к оригиналу. Выражается обычно в процентном соотношении;
· максимальный размер оригинала и получаемой копии (если применяется масштабирование, то размеры оригинала и копии могут не зависеть друг от друга). Эти характеристики приведены в соответствие со стандартами размеров листа бумаги (А6; А4; АЗ);
· срок службы тонер-картриджа— количество копий, сделанных при заправке картриджа одним тонером. После выработки тонера возможна заправка картриджа очередным тонером, что по стоимости будет дешевле покупки нового картриджа, но после заправки качество воспроизводимых копий может ухудшиться. Количество заправок ограничено (обычно до 3 раз);
· срок службы копировального барабана — количество копий, воспроизведенных на одном селеновом барабане. Селен, которым покрыт барабан, в процессе эксплуатации стирается, поэтому срок службы барабана ограничен количеством копий. Селеновое покрытие можно восстановить. Такие услуги примерно в два раза дешевле покупки нового барабана, но качество копий после восстановления барабана обычно становится хуже;
· наличие устройства автоподачи бумаги. Если оно присутствует, то указывается еще одна характеристика — емкость лотка для бумаги. Она измеряется в количестве листов.
Картридж — специальная кассета, в которой находится красящий порошок —тонер.
На сегодняшний день спектр предлагаемых копировальных аппаратов весьма широк: от портативных персональных до высокоскоростных стационарных аппаратов. Поэтому перед покупкой аппарата нужно четко представлять объем работы, который он будет выполнять.
Если предполагаются небольшие объемы копирования (15-20 коп./день), то подойдут недорогие модели. Такие аппараты достаточно компактны и удобны, обеспечивают хорошее качество копирования.
Если объем печати будет достигать 200-400 коп./день, то нужно приобретать более дорогую модель. Такие аппараты снабжены устройствами автоматической подачи бумаги, определения размера оригинала и автоматического выбора соответствующего формата для изготовления копии. Конструкции некоторых аппаратов предусматривают установку устройства автоматической подачи оригиналов и сортирующего устройства для подбора копий по комплектам.
Если целью работы является изготовление печатной продукции большими тиражами (до 10 тыс. экз.), то целесообразно приобрести дорогие высокоскоростные цветные аппараты, снабженные сенсорным монитором и встроенной микроЭВМ. В них помимо всего прочего предусмотрены функции редактирования изображений (изменение цвета, введение оттенков и т.д.), скрепления копий в брошюры и др.
Перед приобретением ксерокса следует обратить внимание на то, что не все они адаптированы к отечественной сети электропитания. Необходимо, чтобы в характеристиках было указано: 220 В/50 Гц. Стол экспонирования может быть фиксированным или подвижным. Аппарат с фиксированным столом экспонирования при эксплуатации занимает столько же места, сколько и в нерабочем состоянии. Подвижный же стол во время работы смещается на некоторое расстояние, следовательно, ему потребуется дополнительное рабочее пространство. На аппарате может быть установлен ручной и/или автоматический Регулятор контрастности копий (в характеристиках указывался: «ручная экспозиция» и/или «автоэкспозиция»).
Средства связи
Успех деятельности офиса во многом определяет связь. Традиционные средства (почта, телефон, телеграф) на современном этапе дополнены новым - факсимильной связью.Факсимильный аппарат состоит из трех устройств: телефона, автоответчика и факса.
Телефон факсимильного аппарата практически ничем не отличается от обычного телефона. Он предоставляет ряд сервисных услуг, например сокращенный набор номера: достаточно нажатия одной-двух кнопок — телефон сам наберет необходимый номер, предварительно внесенный в память аппарата. Некоторые аппараты снабжены дополнительной радиотелефонной трубкой. Используя эту трубку, можно вести разговор по абонентской телефонной линии, к которой подключен аппарат, но необязательно находиться рядом с ним. Возможна также связь между телефоном и радиотрубкой.
Большинство телефонов снабжены встроенными динамиками, которые позволяют набирать номер и прослушивать разговор не снимая трубки (спикерфон).
В большинстве автоответчиков используется принцип магнитной записи, как и у магнитофонов. Ответ «хозяина» (исходящее сообщение) через микрофон записывается на микрокассету. Оно может быть следующего плана: «Здравствуйте. Это фирма «М and К». К сожалению, в данный момент мы не можем вам ответить, но если вы сообщите свои фамилию и номер телефона, мы свяжемся с вами в ближайшее время. Пожалуйста, говорите после длинного сигнала».
Если на аппарате задан режим автоответа, то после приема звонка включится автоответчик и указанное исходящее сообщение прозвучит в трубке позвонившего (считывается с микрокассеты). Далее следует длинный сигнал, который означает, что включилось устройство, записывающее в течение некоторого времени на другую микрокассету сообщение позвонившего. Время записи одного сообщения ограничено. Оно обычно устанавливается заводом-изготовителем, но в некоторых аппаратах может регулироваться пользователем. По истечении этого времени автоответчик отключается. Система автореверса возвращает в исходное положение кассету с исходящим сообщением. При приеме очередного звонка этот процесс повторяется.
В моделях, разработанных в последние годы, используется цифровая технология записи. В таких случаях сообщение записывается не на микрокасету, а в электронную память, собранную на микросхемах. У некоторых аппаратов может быть применена комбинированная память, исходящее сообщение записывается в электронную память, а входящее — на микрокассету.
Автоответчик также может быть снабжен рядом дополнительных сервисных функций, например:
• перенаправление сообщений — автоответчик записывает сообщения, а затем звонит (возможно — в определенное время) по заранее заданному номеру и «зачитывает» их;
• защита сообщений от нежелательного прослушивания — в аппарат вносится код, не зная которого нельзя прослушать записанные сообщения, и др.
Некоторые автоответчики комплектуются специальным устройством, именуемым «бипер». На этом устройстве, размером со спичечный коробок, записан звуковой сигнал, который является ключом к автоответчику. «Хозяин» может позвонить своему автоответчику с любого телефонного аппарата и, приложив бипер к телефонной трубке, передать звуковой код. Автоответчик на другом конце линии, приняв код, автоматически включается и зачитывает все записанные на нем сообщения.
Факс включает:
• сканер для считывания документа;
• модем, передающий и принимающий сообщения через телефонную линию;
• принтер для печати документов.
Сканер считывает информацию с оригинала, «оцифровывает» ее (участкам текста оригинала, имеющим белый цвет, присваивается уровень логического нуля, а имеющим черный цвет — логической единицы) и передает в модем.
Модем (модулятор-демодулятор), установленный на передающей стороне, кодирует (делает пригодной для передачи по телефонной линии) информацию, полученную от сканера, и передает ее телефонной линии. На принимающей стороне модем Декодирует полученное с линии сообщение и передает его на принтер.
Принтер позволяет копировать на бумаге принимаемое сообщение. Принтер факсимильного аппарата может использовать обычную или термобумагу.
В аппаратах, работающих с обычной бумагой, реализован с не- 1 которой модификацией тот же принцип, что и в копировальных аппаратах. Основные части печатающего устройства такого факса — селеновый барабан и светодиодная линейка (множество светодиодов, расположенных над барабаном параллельно его оси). При приеме сообщения каждый из светодиодов загорается в тот момент, когда через него проходит импульс, несущий информацию о черном цвете. При этом разряжается (нейтрализуется) соответствующий участок положительно заряженного барабана. Далее процесс печати в точности повторяет процесс печати копировального аппарата.
При печати на термобумаге (специальной термочувствительной бумаге, которая изменяет свой цвет при изменении температуры) в качестве печатающего элемента используются «горячие точки» линейки из тугоплавкого материала. Импульсы, несущие информацию о черном цвете, проходя в определенной последовательности через тугоплавкий материал, нагревают со- , ответствующие участки линейки. Линейка, прилегая к термобумаге, «обжигает» на ней до черноты нужные места — так, построчно, информация выводится на печать.
Следует знать, что термочувствительная бумага со временем выцветает и изображение может исчезнуть. Поэтому документы, имеющие ценность, следует скопировать, например, на ксероксе. Есть некоторые модели факсимильных аппаратов, использующие струйную печать, но они не популярны по тем же причинам, что и копировальные аппараты, использующие такой метод печати.
Установление связи в факсимильных аппаратах может осуществляться вручную и автоматически. При ручном способе процесс передачи сообщения будет выглядеть следующим образом: на одной стороне пользователь помещает оригинал в аппарат, набирает необходимый номер телефона, говорит абоненту, чтобы тот принял сообщение, и нажимает кнопку START. Одновременно абонент на другом конце линии на своем аппарате должен нажать кнопку START/СОРY. При автоматическом способе установления связи передаваемое сообщение заносится в память передающего факса, а в память его телефона — номера телефонов абонентов, которым нужно передать сообщение. В заданное время (это может быть и ночью, когда услуги связи стоят дешевле) факсимильный аппарат сам свяжется с необходимыми абонентами и передаст сообщение.
Для того чтобы сообщение передавалось без ошибок, нужно использовать только качественные оригиналы с хорошо различимым текстом. Если документ слишком светлый или имеет малый формат, то необходимо при копировании придать большую контрастность или увеличить формат.
Международным консультативным комитетом по телеграфии и телефонии ССIТТ установлены следующие стандарты для факсов: Group 1, Group 2, Group 3 и Group 4.
Аппараты, работающие в стандарте Group 1, были разработаны в конце 1960-х годов. Они способны передавать информацию со скоростью 300 бод (бод — единица измерения скорости передачи данных, равная количеству информационных битов (0/1), передаваемых в секунду). Для передачи одной страницы текста с такой скоростью требуется около 6 минут. На сегодняшний день аппараты стандарт Group 1 практически не используются.
В середине 1970-х годов появились факсы стандарта Group 2. Время передачи данных в таких аппаратах сократилось в два раза. Нужно отметить, что устройства, реализующие стандарт Group 2, весьма чувствительны к помехам и шуму в телефонной линии. Тем не менее такие аппараты сегодня все еще пользуются спросом.
Group 3 появился в 1980 году. Этот стандарт принес много нового в технологию факсимильной связи. В нем в отличие от прежних стандартов использован метод цифрового сканирования и сжатия данных, что существенно увеличило скорость передачи (9 600 бод). Поэтому время, требуемое для передачи одной страницы текста, сократилось до 15-20 секунд. Стандарт Group 3 предполагает автоматическую подстройку скорости передачи информации. Это означает, что если, например, аппарат стандарта Group 3 передает сообщение аппарату стандарта Group 2, он автоматически снижает скорость, обеспечивая нормы, принятые в стандарте Group 2. Бывает, что из-за плохого качества работы линии связи по ней невозможна передача со скоростью 9 600 бод. В таких случаях факс также автомагически пробует наладить связь со скоростью 7 200 бод, затем 4 800 бод и т.д.
В январе 1988 года был введен стандарт Group 4. Аппараты, совместимые с Group 4, весьма дорогие, но они позволяют передавать до 30 страниц текста в минуту при хорошем качестве. Ожидается, что этот стандарт получит широкое распространение, но в настоящее время большинство факсимильных аппаратов СНГ совместимы лишь со стандартом Group 3.
Факсы в факсимильных аппаратах питаются от электросети. Поэтому необходимо, чтобы его характеристики по электропитанию соответствовали отечественным стандартам (220 В/50 Гц). Рекомендуется подключать аппарат через сетевой фильтр. Если такой фильтр не поставляется вместе с аппаратом, то его следует приобрести отдельно.
Пейджер (раgег) — это радиоприемник индивидуального пользования. Он представляет собой небольшое (размером с пачку сигарет) устройство, снабженное жидкокристаллическим индикатором для вывода передаваемой информации и несколькими кнопками, позволяющими передвигаться по тексту, включать и выключать устройство.
Процесс передачи сообщения на пейджер выглядит следующим образом: абонент, желающий передать сообщение, звонит на пейджинговый передатчик. Оператор передатчика набирает сообщение абонента на клавиатуре ПЭВМ и пересылает его на необходимый пейджер. Пейджер, приняв сообщение, известит об этом «хозяина» звуковым, световым или вибрационным сигналом. Некоторые пейджеры, снабженные синтезаторами речи, способны «выговаривать» сообщение. Такая связь поддерживается на расстоянии 20—25 км от передатчика в закрытом помещении или автомобиле. На открытой местности это расстояние увеличивается до 40 км.
Услуги пейджинговой связи постоянно расширяются. На сегодня с ее помощью можно получить информацию о курсах валют для взаимных расчетов, мировых котировках основных валют, о погоде и пр. Ряд пейджинговых компаний предоставляет своим абонентам возможность передачи сообщений с компьютера, оборудованного модемом, самостоятельно, без использования операторской службы и приема сообщений на пейджер по электронной почте. Весьма интересна и пейджинговая автомобильная противоугонная система.