ISO/IEC 12207:2008 Systems and software engineering — Software life cycle processes

Стандарт ISO/IEC 12207 был опубликован 1 августа 1995 года и явился первым международным стандартом, содержавшим представительный набор процессов ЖЦ, действий и задач в отношении ПО, которое рассматривалось как часть большей системы, а также применительно к программным продуктам и услугам. За стандартом ISO/IEC 12207 в ноябре 2002 года последовал стандарт ISO/IEC 15288, посвященный процессам ЖЦ систем. Широта применения ПС привела к тому, что ПО и процессы его разработки не могли рассматриваться в отрыве от систем, но только как составная часть системы и процесса её создания. В Дополнениях к стандарту ISO/IEC 12207 были введены цель процесса и его выходы и определена эталонная модель процесса, отвечающая требованиям стандарта ISO/IEC 15504-2. Международный стандарт ISO/IEC 12207:2008, представляет собой переработанные и исправленные дополнения к стандарту ISO/IEC 12207 и является первым шагом в стратегии SC7 по гармонизации спецификаций, имеющей целью создание полностью интегрированного набора процессов ЖЦ систем и программных средств и руководства по их применению.

Стандарт определяет стратегию и общий порядок в создании и эксплуатации ПО он охватывает жизненный цикл ПО от создания концепции ПО до завершения жизненного цикла. Общая структура стандарта представляет собой набор процессов жизненного цикла. Каждый процесс разделен на набор действий, каждое действие разделено на набор задач. Очень важная особенность стандарта ISO заключается в следующем: каждый процесс, действие или задача инициируется и выполняется другим процессом по мере необходимости, нет заранее определенных последовательностей (кроме логики связей по задачам и др.).

В стандарте ISO/IEC 12207:2008выделяется 7 групп процессов жизненного цикла:

  • процессы соглашения — 2;
  • процессы организационного обеспечения проекта — 5;
  • процессы проекта — 7;
  • технические процессы — 11;
  • процессы реализации программных средств — 7;
  • процессы поддержки программных средств — 8;
  • процессы повторного применения программных средств — 3.

Процессы соглашения

  • Поставка
  • Приобретение

Процессы организационного обеспечения проекта

  • Процесс менеджмента модели жизненного цикла;
  • Процесс менеджмента инфраструктуры;
  • Процесс менеджмента портфеля проектов;
  • Процесс менеджмента людских ресурсов;
  • Процесс менеджмента качества.

Процессы проекта

  • Процессы менеджмента проекта
  • процесс планирования проекта;
  • процесс управления и оценки проекта.
  • Процессы поддержки проекта
  • процесс менеджмента решений;
  • процесс менеджмента рисков;
  • процесс менеджмента конфигурации;
  • процесс менеджмента информации;
  • процесс измерений.

Технические процессы



  • Определение требований правообладателей
  • Анализ системных требований
  • Проектирование архитектуры системы
  • Процесс реализации
  • Процесс комплексирования системы
  • Процесс квалификационного тестирования системы
  • Процесс инсталляции программных средств
  • Процесс поддержки приемки программных средств
  • Процесс функционирования программных средств
  • Процесс сопровождения программных средств
  • Процесс изъятия из обращения программных средств

Процессы реализации программных средств

  • Процесс анализа требований к программным средствам;
  • Процесс проектирования архитектуры программных средств;
  • Процесс детального проектирования программных средств;
  • Процесс конструирования программных средств;
  • Процесс комплексирования программных средств;
  • Процесс квалификационного тестирования программных средств

Процессы поддержки программных средств

  • Процесс менеджмента документации программных средств;
  • Процесс менеджмента конфигурации программных средств;
  • Процесс обеспечения гарантии качества программных средств;
  • Процесс верификации программных средств;
  • Процесс валидации программных средств;
  • Процесс ревизии программных средств;
  • Процесс аудита программных средств;
  • Процесс решения проблем в программных средствах.

Процессы повторного применения программных средств

  • Процесс проектирования доменов;
  • Процесс менеджмента повторного применения активов;
  • Процесс менеджмента повторного применения программ.

Для поддержки практического применения стандарта ISO/IEC 12207 разработан ряд технологических документов: Руководство для ISO/IEC 12207 (ISO/IEC TR 15271:1998 Information technology - Guide for ISO/IEC 12207); Руководство по применению ISO/IEC 12207 к управлению проектами (ISO/IEC TR 16326:1999 Software engineering - Guide for the application of ISO/IEC 12207 to project management).

Государственный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-99содержит полный аутентичный текст международного стандарта ИСО/МЭК 12207-95 "Информационная технология. Процессы жизненного цикла программных средств".

В таблице 2.1 приведены ориентировочные описания некоторых процессов ЖЦ программных средств согласно стандарту ISO/IEC 12207.

Таблица 2.1. Содержание процессов ЖЦ программных средств ISO/IEC 12207

Особенности стандарта ISO/IEC 12207:2008:

  • Динамический характер стандарта заключается в такой последовательности процессов и задач, при которой один процесс вызывает другой или его часть;
  • Степень адаптивности - максимальное множество процессов и задач сконструированы так, что возможна их адаптация в соответствии с ПО;
  • Стандарт принципиально не содержит конкретные методы действий заготовки решений или документаций. Он описывает архитектуру жизненного цикла ПО, но не конкретизирует её в деталях. Польза стандарта в том, что он содержит наборы задач, характеристик, критериев оценки и др. дающие всесторонний охват проектных ситуаций.

Наши рекомендации