Использование CASE (Computer Aided Software Engineering) средств.

Представляет собой совокупность методов проектирования информационной системы а так же набор инструментальных средств, позволяющих в наглядной форме моделировать предметную область, анализировать эту модель на всех стадиях разработки и сопровождения информационной системы и разрабатывать приложения в соответствии с информационными потребностями пользователей.

Современные CASE средства охватывают обширную область поддержки многочисленных технологий проектирования ИС: от простых средств анализа и документирования до полномасштабных средств автоматизации, покрывающих весь жизненный цикл ИС. В разряд CASE средств попадают как относительно дешевые системы для ПК с весьма ограниченными возможностями, так и дорогостоящие системы для неоднородных вычислительных платформ информационных средств.

CASE средствам присуще следующие основные особенности:

1. Наличие мощных графических средств для описания и документирования системы, обеспечивающих удобный интерфейс разработчику.

2. Интеграция отдельных компонентов CASE средств, обеспечивающая управляемость процессом разработки ИС.

3. Использование специальным образом организованного хранилища проектных метаданных.

Интегрированное CASE средства (комплекс средств, поддерживающих полный жизненный цикл ИС) содержат следующие компоненты:

1. Репозиторий являющийся основой CASE средства. Он должен обеспечивать хранение версий проекта и его отдельных компонентов, синхронизацию поступления информации от различных разработчиков при групповой разработке контроль метаданных на правоту и непротиворечивость.

2. Графические средства анализа и проектирования, обеспечивающие создание и редактирование комплекса взаимосвязанных диаграмм, образующих модели деятельности организации и системы.

3. Средства разработки приложения.

4. Средства управления требованиями.

5. Средства документирования.

6. Средства тестирования.

7. Средства управления проектом.

Содержимое репозитория (хранилища) включает не только информационные объекты различных типов, но и отношения между их компонентами, а так же правила использования или обработки этих компонентов. Репозиторий может хранить свыше 100 типов объектов, примерами которых являются диаграмма, определения экранов и меню, проекты отчетов, описания данных, исходные коды и т.п.

Графические средства (диограммеры) обеспечивают:

1. Создание иерархически связанных диаграмм, в которых сочетаются графические и текстовые объекты.

2. Создание, перемещение и выравнивание групп объектов, изменение их размеров, масштабирование.

3. Сохранение связей между объектами при их перемещении и изменении размеров.

4. Автоматический контроль ошибок.

Классификация CASE средств

Классификация по типам отражает функциональную ориентацию CASE средств на те или иные процессы жизненного цикла и включает следующие типы:

1. Средства анализа и проектирования, предназначенные для построения и анализа, как модели деятельности организации, так и модели проектирования системы. К таким средствам относится … их целью является определение системных требований и свойств, которыми система должна обладать, а так же создание проекта системы, удовлетворяющий этим требованиям и обладающими соответствующими свойствами. Выходом таких средств является спецификации компонентов системы и структур данных.

2. Средства проектирования БД, обеспечивающие моделирование данных и генерацию схем БД для наиболее распространенных СУБД. Средства проектирования БД имеются в составе таких CASE средств … . Наиболее известным средством ориентированным только на проектирование БД является ERwin.

3. Средства управления требованиями, обеспечивающие комплексную поддержку разнородных требований к создаваемых в системе. Примерами таких средств являются DOORS, Requisite PRO.

4. Средства документирования. Наиболее известные из них SoDA.

5. Средства тестирования. Наиболее развитым на сегодняшний день средством является Rational Suite Test Studio – это набор продуктов предназначенных для автоматического тестирования приложения.

6. Средства управления проектом.

Классификация по категориям определяет степень интегрированости по выполняемым функциям и включает:

1. Отдельные локальные средства решающие небольшие автономные задачи.

2. Набор частично интегрированных средств, охватывающих большинство процессов жизненного цикла ИС.

3. Полностью интегрированные средства, поддерживающие весь жизненный цикл ИС и связанные общим репозиторием.

22.01.2008

Работы по эксплуатации и сопровождению программного изделия.

Во время фазы эксплуатации и сопровождения начинается практическое использование программного изделия. Цель сопровождения ПИ – обеспечить удовлетворение реальных потребностей пользователя. Процесс сопровождения включает работы по внесению изменений программы и документацию для развития и совершенствования функциональных возможностей программного изделия и повышения его качества, по поддержанию изделия в рабочем состоянии и по повышению эффективности его использования.

Занятый сопровождением штат, должен полностью понимать программный продукт в который необходимо вносить изменения. В некоторых случаях требуется обучение специалиста по сопровождению. В процессе эксплуатации и сопровождения создается документ отражающий историю развития проекта.

На ранних стадиях эксплуатации существует определенный гарантийный период, когда разработчик сохраняет ответственность за исправление ошибок в программном продукте. Окончание гарантийного периода фиксируется окончательной приемкой.

Сопровождение программного обеспечения связано с внесением изменений в течении всего времени использования программного изделия. К причинам, определяющим необходимость внесения изменения в изделие, относится:

1. Наличие ошибок в используемом программном продукте.

2. Изменение требований пользователя (расширение или модификация).

3. Появление более совершенных общесистемных программных средств или технических устройств.

4. Изменение организационной структуры, условий и методов работы пользователей.

Первая причина связана с качеством программного изделия, остальные обусловлены (как правило) длительным процессом эксплуатации. Конечной целью, Любых изменений является совершенствование программного изделия: повышение его корректности, надежности и функциональной полезности. Однако внесение изменений в программное изделие моет породить новые ошибки, поэтому требуется жесткая регламентация всех процессов внесения изменений.

Задачи службы сопровождения программного изделия.

В процессе эксплуатации программного изделия пользователи взаимодействуют с крупой ответственной за сопровождение. Задачами службы сопровождения являются:

1. Сбор и анализ поступающих от пользователей сведений об обнаруженных ошибках, замечаний и предложений по совершенствованию и изменению программного изделия.

2. Исправления ошибок в программах выдающих результаты, не отвечающие установленным требованиям, и внесения соответствующих изменений в документацию.

3. Модернизация программного изделия путем расширения функциональных возможностей или улучшения эксплуатационных характеристик программного изделия.

4. Внесение изменений в программу с целью их приспособления к условиям работы конкретного пользователя.

5. Контроль правильности всех корректировок, вносимых в изделие и проверка качества измененных программ.

6. Доведение до пользователя информации о внесенных изменениях.

7. Обучение и постоянные консультации пользователя с целью повышения эффективности использования программного изделия.

24.01.2008

Порядок внесения изменений строго регламентирован. Обычно в службе сопровождения хранится подлинник программного изделия с текстовыми данными, на основе которых проводились его тестовые испытания. С подлинника копируется дубликат, а пользователям направляется копия с дубликатом. Все претензии пользователей к программному изделию рассматриваются как ошибки, которые регистрируются, и после анализа сопровождающих материалов (обычно это данные, при которых произошла ошибка, распечатка результатов и т.д.) определяется уровень серьезности ошибки. Изменения, связанные с ошибками, могу привести к серьезным финансовым или юридическим последствиям для организации разработчика, поэтому решения об изменениях могут приниматься на уровни руководства организации. Вместе с тем часть претензий может возникать из-за неправильной эксплуатации изделия, низкой квалификации пользователя, из-за ошибок в пользовательской копии. Поэтому, прежде всего, проверяется достоверность проявления такой ошибки на эталонном варианте изделия с данными представленными пользователю. При отсутствии ошибки тестируется копия пользователя, и если ошибка не появляется, она снимается с учета в группе сопровождения, о чем делается сообщение пользователю. Для принятых предложений по корректировке составляется план работ по внесению изменений и определяются ресурсы для их выполнений.

29.01.2008

Управление жизненным циклом программного изделия.

Наши рекомендации