Правосудие государственные автоматизированной системы
Государственная автоматизированная система РФ «Правосудие» - это территориально распределенная автоматизированная информационная система, предназначенная для формирования единого информационного пространства судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (СД), обеспечивающая информационную и технологическую поддержку судопроизводства на принципах поддержания требуемого баланса между потребностью граждан, общества и государства в свободном обмене информацией и необходимыми ограничениями на распространение информации.
В федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2002–2006 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2001 г. № 805, были поставлены такие задачи, как формирование единого информационного пространства, реализация конституционных принципов самостоятельности судебной власти и независимости судей, обеспечения единства судебной системы Российской Федерации, повышения эффективности деятельности судов, а также реализации прав граждан и юридических лиц на судебно-правовую информацию.
В рамках выполнения ФЦП предусмотрено создание Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие» (далее – ГАС «Правосудие») в интересах федеральных судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента.
В начале 2004 г. Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации был проведен открытый конкурс по выбору головного исполнителя на создание ГАС «Правосудие». Победителем конкурса стало Федеральное государственное унитарное предприятие Научно-исследовательский институт «Восход»
Судебным департаментом и ФГУП НИИ «Восход» был заключен государственный контракт «На выполнение работ по созданию Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие», по которому осуществляется поставка товаров и услуг за счет централизованных средств в рамках федеральной целевой программы, в том числе по подготовке технорабочего проекта на ГАС «Правосудие», его последующей реализации во всех судах общей юрисдикции и системе Судебного департамента, а также по созданию инфраструктуры дальнейшего поддержания системы в ходе ее эксплуатации и обучению пользователей.
При создании ГАС «Правосудие» сохранена преемственность программно-информационных комплексов автоматизации деятельности должностных лиц судебных органов, действующего имущественного комплекса в судах общей юрисдикции и системе Судебного департамента, обеспечивается непрерывность его функционирования в повседневной деятельности.
В соответствии с федеральной целевой программой «Развитие судебной системы России» на 2007–2011 г., начиная с 2007 г. развернуты широкомасштабные работы по внедрению информационных, программных и технических решений ГАС «Правосудие» в судах общей юрисдикции и региональных органах Судебного департамента, поставке современного оборудования.
В процессе внедрения и дальнейшего развития ГАС «Правосудие» большое внимание уделяется созданию единого информационного пространства судебной системы РФ на основе:
· обеспечения информационного взаимодействия судебных органов различного уровня, а также различных программных изделий, развернутых на объектах автоматизации;
· подключения объектов автоматизации к высокоскоростным каналам передачи данных;
· оснащения судебных органов современными средствами автоматизации и передачи данных.
Большое внимание уделяется процессам обучения пользователей работе с программными изделиями ГАС «Правосудие». При этом организованы следующие формы работы:
· дистанционное обучение;
· очное обучение;
· проведение семинаров;
· поставка на объекты автоматизации электронных учебных курсов.
АСИО – прокуратура.
В рамках Программы правовой информатизации России в НИИ Проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ на основе методологии системного структурного анализа разработана также Концепция создания автоматизированной системы информационного обеспечения органов прокуратуры Российской Федерации (АСИО-Прокуратура).
Целью данной программы является создание на всей территории Российской Федерации единой автоматизированной информационной среды, которая способна наиболее полно и оперативно удовлетворять информационные потребности органов прокуратуры всех уровней при осуществлении ими своих функций.
Единая информационная среда создается для органов прокуратуры, распределенных по всей территории России и образующих трехуровневую систему:
1 уровень - Генеральная прокуратура РФ;
2 уровень - прокуратуры республик в составе Российской Федерации; прокуратуры краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов; иные территориальные прокуратуры; специализированные прокуратуры, приравненные к прокуратурам областей;
3 уровень - прокуратуры городов и районов; специализированные прокуратуры, приравненные к прокуратурам районов.
В рамках создания АСИО-Прокуратура Программой предусматривается решение следующих основных задач:
• организация автоматизированных рабочих мест (АРМ) по каждому виду деятельности органов прокуратуры и формирование локальных проблемно-ориентированных баз данных и программно-технических средств для решения определенной логически полной группы задач по каждому направлению деятельности ;
• объединение локальных баз данных на каждом из уровней управления в интегрированный банк данных и формирование программно-технических средств, обеспечивающих возможность коллективного использования данных, содержащихся в интегрированном банке;
• объединение вычислительных и информационных ресурсов органов прокуратуры в единую информационно-вычислительную сеть с адаптацией к существующей в стране информационной инфраструктуре;
• обеспечение информационного взаимодействия с автоматизированными информационными системами и базами данных, созданными в органах государственной власти и управления, министерствах и ведомствах правовой сферы, других министерствах и ведомствах.
В настоящее время в Генеральной прокуратуре РФ функционируют:
• отдел писем (12 рабочих станций) для решения задачи «Жалоба»;
• управление кадров (5 рабочих станций);
• отдел статистики (5 рабочих станций);
• отдел по законодательству Российской Федерации (объединяет 35 рабочих станций) для информационного обслуживания сотрудников Генеральной прокуратуры РФ.
На региональном уровне действуют:
• АСИО «Надзор за следствием и дознанием», включающая подсистемы обработки информации по уголовным делам с продленными сроками следствия и содержания обвиняемых под стражей, по делам о преступлениях, совершенных организованными группами;
• АСИО о кадровом составе органов прокуратуры, где существует персональный учет кадров, контроль за проведением аттестации сотрудников прокуратуры и реализацией результатов ее проведения;
• АСИО по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам;
• АСИО по надзору за законностью постановлений судов по гражданским делам;
Компьютерная база органов прокуратуры сосредоточена в основном на центральном и областном уровнях. В последнее время персональные ЭВМ стали устанавливаться также в районных и городских прокуратурах.