Свободное распространение информации
Информация, распространяемая без СМИ, должна включать в себя достоверные сведения об обладателе информации или об ином лице, ее распространяющем.
Получатель информации вправе отказаться от получения информации, если оно приводит к открытию его личности. Предоставление информации осуществляется на основании добровольного соглашения сторон, в кругу которого распространяется информация (или на основании ФЗ).
Закон об Информации в РФ.
Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» — нормативный документ Российской Федерации, юридически описывающий понятия и определения в области информационной технологии и задающий принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, а также регулирующий отношения при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации при применении информационных технологий.
Принят Государственной Думой 8 июля 2006 года. Одобрен Советом Федерации14 июля 2006 год.
Согласно Закону об информации в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Информация, распространяемая без использования средств массовой информации, должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или об ином лице, распространяющем информацию, в форме и в объеме, которые достаточны для идентификации такого лица.
При использовании для распространения информации средств, позволяющих определять получателей информации, в том числе почтовых отправлений и электронных сообщений, лицо, распространяющее информацию, обязано обеспечить получателю информации возможность отказа от такой информации.
Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Основным источником правовой информации для специалистов и широкого круга граждан в настоящее время являются средства массовой информации.
Законом о СМИ вводятся следующие основные понятия:
-под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;
-под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, иная форма периодического распространения массовой информации;
-под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;
-под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год;
-под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы;
-под распространением продукции средства массовой информации понимается продажа периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программ, трансляция радио-, телепрограмм (вещание),
Закон об информации регулирует три группы отношений, достаточно емкие по содержанию:
1) отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации (ст. 29 Конституции РФ);
2) отношения, возникающие при применении информационных технологий и средств их обеспечения (например, правоотношения по созданию информационных сетей);
3) отношения, возникающие при защите информации (например, связанные с правом на защиту личной жизни, защиты информации от несанкционированного доступа).
В сфере гражданско-правовой ответственности за незаконное распространение и использование информации также существуют определенные нормы. Во-первых, в ч. 2 ст. 17 Закона об информации установлена возможность требовать компенсации морального вреда, причиненного таким правонарушением. Здесь следует иметь в виду правила ст. 151 и п. 2 ст. 1099 ГК РФ. Таким образом, ч. 2 ст. 17 Закона об информации позволяет требовать компенсации морального вреда, если незаконным распространением и использованием информации были нарушены не только неимущественные, но также и имущественные права гражданина (физического лица). Однако подобный иск в любом случае может быть удовлетворен только при наличии вины правонарушителя.