Информация. свойства информации.
Задания первые.
Количество информации. Формы представления информации
В качестве единицы информации условились принять один бит (англ. bit — binary, digit — двоичная цифра).
Бит в теории информации — количество информации, необходимое для различения двух равновероятных сообщений. А в вычислительной технике битом называют наименьшую "порцию" памяти, необходимую для хранения одного из двух знаков "0" и "1", используемых для внутримашинного представления данных и команд.
Бит — слишком мелкая единица измерения. На практике чаще применяется более крупная единица — байт, равная восьми битам. Именно восемь битов требуется для того, чтобы закодировать любой из 256 символов алфавита клавиатуры компьютера (256=28).
Широко используются также ещё более крупные производные единицы информации:
1 Килобайт (Кбайт) = 1024 байт = 210 байт,
1 Мегабайт (Мбайт) = 1024 Кбайт = 220 байт,
1 Гигабайт (Гбайт) = 1024 Мбайт = 230 байт.
В последнее время в связи с увеличением объёмов обрабатываемой информации входят в употребление такие производные единицы, как:
1 Терабайт (Тбайт) = 1024 Гбайт = 240 байт,
1 Петабайт (Пбайт) = 1024 Тбайт = 250 байт.
За единицу информации можно было бы выбрать количество информации, необходимое для различения, например, десяти равновероятных сообщений. Это будет не двоичная (бит), а десятичная (дит) единица информации.
Информация может существовать в самых разнообразных формах: в виде текстов, рисунков, чертежей, фотографий; в виде световых или звуковых сигналов; в виде радиоволн; в виде электрических и нервных импульсов; в виде магнитных записей; в виде жестов и мимики; в виде запахов и вкусовых ощущений; в виде хромосом, посредством которых передаются по наследству признаки и свойства организмов и т.д.
Предметы, процессы, явления материального или нематериального свойства, рассматриваемые с точки зрения их информационных свойств, называются информационными объектами.
Информационные процессы.
Процессы, связанные с определенными операциями над информацией, называются информационными процессами.
Сбор данных– это деятельность субъекта по накоплению данных с целью обеспечения достаточной полноты. Соединяясь с адекватными методами, данные рождают информацию, способную помочь в принятии решения. Например, интересуясь ценой товара, его потребительскими свойствами мы собираем информацию для того, чтобы принять решение: покупать или не покупать его.
Передача данных–это процесс обмена данными. Предполагается, что существует источник информации, канал связи, приемник информации, и между ними приняты соглашения о порядке обмена данными, эти соглашения называются протоколами обмена. Например, в обычной беседе между двумя людьми негласно принимается соглашение, не перебивать друг друга во время разговора.
Хранение данных– это поддержание данных в форме, постоянно готовой к выдаче их потребителю. Одни и те же данные могут быть востребованы не однажды, поэтому разрабатывается способ их хранения и методы доступа к ним по запросу потребителя.
Обработка данных–это процесс преобразования информации от исходной ее формы до определенного результата. Сбор, накопление, хранение информации часто не являются конечной целью информационного процесса.
4. Информация в жизни человечества:
Человечество со дня своего выделения из животного мира значительную часть своего времени и внимания уделяло информационным процессам. На первых этапах носителем данных была память, и информация от одного человека к другому передавалась устно. По мере развития цивилизации, объемы информации, которые необходимо было накапливать и передавать, росли, и человеческой памяти стало не хватать, появилась письменность. Изобретение письменности характеризует первую информационную революцию. Изобретение печатного станка характеризует вторую информационную революцию.(началась в 16 веке).Третья информационная революция связывается с открытием электричества и появлением (в конце 19 века) на его основе новых средств коммуникации-телефона, телеграфа, радио. Наше время отмечается как четвертая информационная революция. Пользователи информации стали миллионы людей. Появились дешевые компьютеры. Компьютеры стали мультимедийными, т.е. они обрабатывают различные виды информации: звуковую, графическую и видео. Средства связи получили повсеместное распространение, а компьютеры для совместного участия в информационном процессе соединяются в компьютерные сети. Появилась всемирная компьютерная сеть Интернет. На наших глазах появляется информационное общество, где акцент внимания и значимости смещается с традиционных видов ресурсов на информационный ресурс, который, хотя всегда существовал, но не рассматривался ни как экономическая, ни как иная категория.
Информационные ресурсы – это идеи человечества и указания по их реализации, накопленные в форме, позволяющей их воспроизводство. Это книги, статьи, патенты, диссертации, научно-исследовательская и опытно-конструкторская документация, технические переводы, данные о передовом производственном опыте и др. Информационные ресурсы (в отличие от всех других видов ресурсов — трудовых, энергетических, минеральных и т.д.) тем быстрее растут, чем больше их расходуют.
Информационные технологии
Информационные технологии (ИТ, от англ. information technology, IT) – широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям создания, сохранения, управления и обработки данных, в том числе с применением вычислительной техники. В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для создания, хранения, обработки, ограничения к передаче и получению информации. Специалистов по компьютерной технике и программированию часто называют ИТ-специалистами.
Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, ИТ – это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами ИТ требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их внедрение должно начинаться с создания математического обеспечения, моделирования, формирования информационных хранилищ для промежуточных данных и решений.
Представление данных.
Чтобы работать с данными различных видов, необходимо унифицировать форму их представления, а это можно сделать с помощью кодирования. Кодирование – это представление данных одного типа через данные другого типа. Естественные языки – это не что иное, как системы кодирования понятий для выражения мыслей с помощью речи. В качестве другого примера можно привести азбуку Морзе для передачи телеграфных сигналов, морскую флажковую азбуку. Проблемами универсального кодирования занимаются различные области науки, техники, культуры. Универсальная система кодирования требуется для того, чтобы большое количество различных видов информации можно было бы обработать на компьютере.
Подготовка данных для обработки на компе (представление данных) в информатике имеет свою специфику, связанную с электроникой. Внутренняя азбука компа очень бедна, содержит всего два символа:1 и 0, поэтому и возникает проблема представления всего многообразия типов данных-чисел, текстов, звуков, графических изображений, видео и др. – только этими двумя символами с целью дальнейшей обработки средствами вычислительной техники.
Операционные системы.
Операционная система предназначена для того, чтобы скрыть от пользователя все эти сложности. Этот уровень АПС является программным обеспечением, управляющим всеми электронными компонентами компьютера, распределяющим его ресурсы, организующим вычислительный процесс и предоставляющим пользователю удобный интерфейс, избавляющий его от необходимости непосредственного общения с аппаратурой. Действие чтения файла в этом случае становится намного более простым, чем когда нужно заботиться о перемещении головок диска, ждать, пока они установятся на нужное место, и т. д. Над ОС в структуре аппаратно-программных средств компьютера расположены остальные системные программы. Здесь находятся интерпретатор команд, системы окон, компиляторы и редакторы кода. Компиляторы — это ПО, переводящее программу с языка программирования высокого уровня на машинный язык. После этого программа записывается в ОЗУ и затем выполняется. Интерпретаторы — это ПО, переводящее операторы программы на машинный язык по очереди и немедленно выполняющее их. Очень важно понимать, что такие программы не являются частью ОС. Под операционной системой обычно понимается то программное обеспечение, которое запускается в режиме ядра и защищается от вмешательства пользователя с помощью аппаратных средств. А компиляторы и редакторы запускаются в пользовательском режиме. Если пользователю не нравится какой-либо компилятор, он может выбрать другой или написать свой собственный, но он не может написать свой собственный обработчик прерываний, являющийся частью операционной системы и защищенный аппаратно от попыток его модифицировать. Во многих ОС есть программы, которые работают в пользовательском режиме. Они помогают операционной системе выполнять специализированные функции. Например, программы, позволяющие пользователям изменять свои пароли. Эти программы не являются частью ОС и запускаются не в режиме ядра, но выполняемые ими функции влияют на работу системы. Такие программы также защищаются от воздействия пользователя.
И, наконец, над системными программами расположены прикладные программы. Обычно они покупаются или пишутся пользователем для решения собственных задач — обработки текста, работы с графикой, технических расчетов или создания системы управления базой данных. Операционные системы выполняют две основные функции — расширение возможностей машины и управление ее ресурсами. Как уже упоминалось, архитектура (система команд, организация памяти, ввод/вывод данных и структура шин) компьютера на уровне машинного языка неудобна для работы с программами, особенно при вводе/выводе данных. Так, процедура ввода/вывода данных с гибкого диска выполняется через микросхемы контроллера. Контроллер имеет 16 команд. Каждая задается передачей от 1 до 9 байт в регистр устройства. Это команды чтения и записи данных, перемещения головки диска, форматирования дорожек, инициализации, распознавания, установки в исходное положение и калибровки контроллера и приводов. Основные команды read и write (чтение и запись). Каждая из них требует 13 параметров, которые определяют адрес блока на диске, количество секторов на дорожке, физический режим записи, расстановку промежутков между секторами. Программист при работе с гибким диском должен также постоянно знать, включен двигатель или нет. Если двигатель выключен, его следует включить прежде, чем данные будут прочитаны или записаны. Двигатель не может оставаться включенным слишком долго, так как гибкий диск изнашивается. Поэтому программист вынужден выбирать между длинными задержками во время загрузки и изнашивающимися гибкими дисками. Отсюда ясно, что обыкновенный пользователь не захочет сталкиваться с такими трудностями во время работы с дискетой или жестким диском, процедуры управления которым еще сложнее. Ему нужны простые высокоуровневые операции. В случае работы с дисками типичной операцией является выбор файла из списка файлов, содержащихся на диске. Каждый файл может быть открыт для чтения или записи, прочитан или записан, а потом закрыт. А детали этих операций должны быть скрыты от пользователя. Программа, скрывающая истину об аппаратном обеспечении и представляющая простой список файлов, которые можно читать и записывать, называется операционной системой. Операционная система не только устраняет необходимость работы непосредственно с дисками и предоставляет простой, ориентированный на работу с файлами интерфейс, но и скрывает множество неприятной работы с прерываниями, счетчиками времени, организацией памяти и другими низкоуровневыми элементами. В каждом случае процедура, предлагаемая ОС, намного проще и удобнее в обращении, чем те действия, которые требует выполнить основное оборудование. С точки зрения пользователя ОС выполняет функцию виртуальной машины, с которой проще и легче работать, чем непосредственно с аппаратным обеспечением, составляющим реальный компьютер. А для программ ОС предоставляет ряд возможностей, которые они могут использовать с помощью специальных команд, называемых системными вызовами. Концепция, рассматривающая ОС прежде всего как удобный интерфейс пользователя, — это взгляд сверху вниз. Альтернативный взгляд снизу вверх дает представление об ОС как о механизме управления всеми частями компьютера. Современные компьютеры состоят из процессоров, памяти, дисков, сетевого оборудования, принтеров и огромного количества других устройств. В соответствии со вторым подходом работа ОС заключается в обеспечении организованного и контролируемого распределения процессоров, памяти и устройств ввода/вывода между различными программами, состязающимися за право их использовать.
14. Ввод-вывод.
Одной из важнейших функций ОС является управление устройствами ввода-вывода компьютера. Операционная система дает этим устройствам команды, перехватывает прерывания и обрабатывает ошибки. Она должна обеспечить простой и удобный интерфейс между устройствами и остальной частью системы. Интерфейс должен быть одинаковым для всех устройств с целью достижения независимости от применяемой аппаратуры. Программное обеспечение ввода-вывода составляет существенную часть операционной системы. Устройства ввода-вывода можно разделить на две категории: блочные устройства и символьные устройства. Блочные устройства хранят информацию в виде блоков фиксированного размера, причем у каждого блока имеется свой адрес. Размеры блоков колеблются от 521 до 32 768 байт. Важное свойство блочного устройства состоит в том, что каждый его блок может быть прочитан независимо от остальных блоков. Наиболее распространенными блочными устройствами являются диски. Другой тип устройств ввода-вывода — символьные устройства. Символьное устройство принимает или предоставляет поток неструктурированных символов. Оно не является адресуемым и не выполняет операцию поиска. Принтеры, сетевые адаптеры, мыши и большинство других устройств, не похожих на диски, можно считать символьными устройствами. Такая классификация является условной. Некоторые устройства не попадают ни в одну из категорий. Например, часы не являются блок-адресуемыми. Они не формируют и не принимают символьных потоков. Вся их работа заключается в инициировании прерываний в строго определенные моменты времени. И все же модель блочных и символьных устройств является настолько общей, что может служить основой для достижения независимости программного обеспечения ОС от устройств ввода-вывода. Например, файловая система имеет дело с абстрактными блочными устройствами, а зависимую от устройств часть оставляет программному обеспечению низкого уровня. Устройства ввода-вывода обычно состоят из механической и электронной частей. Механический компонент находится в самом устройстве. Электронный компонент устройства называется контроллером или адаптером. В современных компьютерах контроллеры встраиваются в материнскую плату или располагаются на самом устройстве ввода-вывода. Многие контроллеры способны управлять несколькими идентичными устройствами. Если интерфейс между контроллером и устройством является официальным стандартом ANSI, IEEE или ISO либо фактическим стандартом, то различные производители могут выпускать отдельно устройства и контроллеры, удовлетворяющие данному интерфейсу. Так производятся жесткие диски, соответствующие интерфейсу IDE (Integrated Drive Electronics— встроенный интерфейс накопителей) или SCSI (Small Computer System Interface — системный интерфейс малых компьютеров). Еще одним аспектом ПО ввода-вывода является буферизация. Часто данные, поступающие с устройства, не могут быть сохранены там, куда они направлены. Например, когда пакет приходит по сети, ОС не знает, куда его поместить, пока не будет проанализировано его содержимое. Буферизация предполагает копирование данных в больших количествах, что часто является основным фактором снижения производительности операций ввода-вывода. И последним понятием, которое связано с вводом-выводом, является понятие выделенных устройств и устройств коллективного использования. С некоторыми устройствами, такими как диски, может одновременно работать большое количество пользователей. При этом не должно возникать проблем при одновременном открытии на одном и том же диске нескольких файлов. Другие устройства, такие как, накопители на магнитной ленте, предоставляются в монопольное пользование. Пока не завершит свою работу один пользователь накопитель не может быть предоставлен другому пользователю. ОС должна уметь управлять как устройствами общего доступа, так и выделенными устройствами. Существуют три различных способа осуществления операций ввода-вывода. Простейший вид ввода-вывода состоит в том, что всю работу выполняет центральный процессор. Этот метод называется программным вводом-выводом. ЦП вводит или выводит каждый байт или слово, находясь в цикле ожидания готовности устройства ввода-вывода. Второй способ представляет собой управляемый прерываниями ввод-вывод, при котором ЦП начинает передачу ввода-вывода для символа или слова, после чего переключается на другой процесс, пока прерывание от устройства не сообщит ему об окончании операции ввода-вывода. Третий способ заключается в использовании прямого доступа к памяти (DMA — Direct Memory Access), при котором отдельная микросхема управляет переносом целого блока данных и инициирует прерывание только после окончания операции переноса блока.
Драйверы устройств.
У контроллера каждого устройства есть набор регистров, используемых для того, чтобы давать управляемому устройству команды и считывать состояние устройства. Число таких регистров и выдаваемые команды зависят от конкретного устройства. Например, программа управления мышью должна получать от мыши информацию о том, насколько далеко она продвинулась по горизонтали и вертикали, а также о нажатых кнопках мыши. Программа управления диском должна знать о секторах, дорожках, цилиндрах, головках, их перемещении и времени установки, двигателях и тому подобных вещах, необходимых для правильной работы диска. Очевидно, что эти программы управления будут сильно различаться. Такая программа управления каждым устройством ввода-вывода, подключенным к компьютеру, называется драйвером устройства. Она обычно пишется производителем и распространяется вместе с устройством. Поскольку для каждой ОС требуются специальные драйверы, производители устройств обычно поставляют драйверы для нескольких наиболее популярных операционных систем. Операционная система обычно классифицирует драйверы по нескольким категориям в соответствии с типами обслуживаемых ими устройств. К наиболее общим категориям относятся блочные устройства, например, диски, содержащие блоки данных, к которым возможна независимая адресация, и символьные устройства, такие как клавиатуры и принтеры, формирующие или принимающие поток символов. В большинстве операционных систем определены два стандартных интерфейса, один из которых должны поддерживать все блочные драйверы, а второй — все символьные драйверы. Эти интерфейсы включают наборы процедур, которые могут вызываться остальной операционной системой для обращения к драйверу. К этим процедурам относятся, например, процедуры чтения блока или записи символьной строки. Драйвер устройства выполняет несколько функций: 1)обработку абстрактных запросов чтения и записи независимого от устройств и расположенного над ними программного обеспечения; 2) инициализацию устройства; 3) управление энергопотреблением устройства и регистрацией событий; 4) проверку входных параметров. Если они не удовлетворяют определенным критериям, драйвер возвращает ошибку. В противном случае драйвер преобразует абстрактные термины в конкретные. Например, дисковый драйвер может преобразовывать линейный номер блока в номера головки, дорожки и секторы; 5) проверку использования устройства в данный момент. Если устройство занято, запрос может быть поставлен в очередь. Если устройство свободно, проверяется его состояние. Возможно, требуется включить устройство или запустить двигатель, прежде чем начнется перенос данных. Как только устройство готово, может начинаться собственно управление устройством. Драйверам не разрешается обращаться к системным вызовам, но им часто бывает необходимо взаимодействовать с остальным ядром. Для этого драйверам можно вызывать некоторые системные процедуры, например, для выделения им аппаратно – фиксированных страниц памяти в качестве буферов, а также для возвращения этих страниц обратно ядру. Кроме того, драйверы пользуются вызовами, управляющими диспетчером памяти, таймерами, контроллером DMA, контроллером прерываний и т. п.
16. Прикладное программное обеспечение.Прикладное программное обеспечение (ППО) составляют программы конечного пользователя. Это самый обширный класс программного обеспечения. В настоящее время в большинстве сфер человеческой деятельности разработаны и применяются прикладные программные продукты. ППО, классифицируя по назначению, можно разделить на прикладные программы общего назначения и прикладные программы специального назначения. Классификация весьма условна потому, что некоторые типы программ (например, программы, обрабатывающие тексты) имеют своих представителей и в классе общего назначения (редакторы и процессоры) и в классе профессиональных программ (издательские системы). Прикладное программное обеспечение общего назначения используется для решения наиболее общих задач информационного характера в любой сфере человеческой деятельности. Оно объединяет в себе широко используемые программы большинством пользователей персональных компьютеров, например, текстовые редакторы, электронные таблицы, графические системы, игры, развлечения.
Текстовые редакторы.
Важным элементом в текстовых документах является выделение смысловых фрагментов, таких как слово, предложение, абзац, колонтитул, колонцифра, колонки, стили оформления. Кратко опишем их. Символ — это отдельный знак (литера) в тексте, ему в соответствие ставится код; для буквенных символов указывается национальная принадлежность. Словом назовем часть текста между двумя пробелами. Чтобы подчеркнуть важную мысль, высказываемую в тексте, слово или несколько слов могут выделяться шрифтом. Предложение — часть текста между двумя точками. Мелкие структурные элементы разбиваются на предложения. Чтобы передать оттенки настроения в предложениях, используют знаки препинания. Абзац — часть текста между двумя символами перевод строки. Если документ большой, то используются средства структурирования текста: главы, параграфы. Названия их могут выноситься в колонтитулы. Колонтитулы — это надписи, появляющиеся на каждой странице текстового документа вверху или внизу. Номер страницы — это разновидность колонтитула, называемая колонцифрой. В печатных документах выше описанные приемы оформления текста называются форматированием. Примечание — пояснение к отдельному слову или предложению, размещаемое в нижней части страницы. Сноска — комментарий, содержащий ссылку на другой литературный источник. Кадр — рамка, служащая для размещения текста, рисунка, таблицы; может обтекаться текстом. Стиль — набор способов оформления фрагментов документа. Раздел — отдельная часть документа, в пределах которой можно установить поля, колонтитулы. Научные тексты, как правило, сопровождаются таблицами, формулами, диаграммами. Современные информационные технологии предоставляют возможность создания текстового документа, ориентированного не на печатную страницу, а на просмотр документа с экрана монитора. Такие документы называются электронными, они могут включать в себя кроме текстовых данных, таблиц, диаграмм, фотографий еще и различные анимационные картинки, звуковые файлы, гиперссылки (т.е. ссылки на файл в собственном компьютере или в Интернете). Пользователю предоставляется многообразие программных продуктов по работе с документами. Условно их можно разбить на текстовые редакторы и текстовые процессоры. Текстовые процессоры — это программы, предоставляющие более широкий круг (в сравнении с редакторами) возможностей форматирования (шрифты, таблицы, формулы), создания документов, содержащих данные разных типов (вставка графических, звуковых данных), создания электронных документов. Типичным представителем этой группы является текстовый процессор Word. Существует еще одна отдельная группа текстовых процессоров — это настольные издательские системы. В чем-то они похожи на обычные текстовые процессоры, позволяют набирать и форматировать документ, но, как правило, используются для верстки.
Текстовый процессор Word.
Текстовый процессор Word сейчас один из самых популярных программных продуктов в мире. Его последние версии представляют мощный программный конгломерат, объединяющий около тысячи различных возможностей по работе с текстовыми и электронными документами. Ранние версии (а именно — до Word 5.0) работали под управлением операционной системы MS-DOS. Начиная с версии Word6.0 был воплощен принцип эквивалентности экранного и печатного изображения WYSIWYG. Седьмая версия (она же Word 95) вышла уже не как самостоятельный программный продукт, а в составе интегрированного пакета программ Microsoft Office офисного назначения. Восьмая версия вышла в составе пакета Microsoft Office 97, была ориентирована на использование кодировки Unicode, там же появились средства по работе с электронными документами. Версия Word 9.0 или Word 2000 (она рассматривается в настоящей книге) входит в состав пакета Microsoft Office 2000. В ней расширены возможности работы в сети, т.е. появились средства работы группы разработчиков, работающих в корпоративной компьютерной сети над одним проектом. В Word любой документ создается на основе некоторого образца, называемого шаблоном. Шаблон — это именованная совокупность параметров (страниц, абзацев, шрифтов и д. р.) для создания документа, сохраняемая в библиотеке шаблонов. Например, при создании документа по умолчанию (пиктограмма Q на панели инструментов СТАНДАРТНАЯ) автоматически применяется шаблон ОБЫЧНЫЙ, который предполагает: шрифт Times New Roman, размером 12 пунктов, выравнивание слева, одинарный интервал между строками, запрет висячих строк. Но если создавать документ с помощью меню ФАЙЛ/СОЗДАТЬ... то откроется многостраничное диалоговое окно «Создание документа», представляющее библиотеку шаблонов. Там хранятся шаблоны различных документов, записок, отчетов, факсов, WEB-страниц и др. Причем отдельные виды шаблонов имеют значок с волшебной палочкой — это Мастера. Текстовый процессор Word, как известно, является многооконным приложением, что создает удобства при одновременной работе с несколькими документами, например, при создании документа на основе нескольких источников. Для этого Word (как и все приложения Windows) использует временную область памяти — Буфер Обмена. В него помещаются перемещаемые и копируемые данные. Обмен данными можно производить между разными приложениями Windows, и эти данные могут быть в текстовом, графическом или смешанном виде.
Электронные таблицы.
Решение ряда экономических задач часто приводит к обработке прямоугольных таблиц данных разных типов (текстовых, числовых). Применение для таких задач средств алгоритмических языков высокого уровня оказалось во многих случаях не эффективно. Текстовые процессоры дают возможность ведения и форматирования таблиц, но они плохо приспособлены для вычислений. Выше указанные причины вызвали появление программ, называемых электронными таблицами, объединяющими в себе возможности: текстовых процессоров по созданию и форматированию таблиц; математической обработки табличных данных; визуализации результатов в форме таблиц, диаграмм, графиков.
История развития программ обработки электронных таблиц насчитывает около 20 лет, налицо огромный прогресс в этой области программного обеспечения. Примерами программ электронных таблиц являются Lotus 1-2-3 (Lotus), Microsoft Excel. В настоящее время наибольшее распространение получил программный комплекс Microsoft Excel. Современные программные продукты этого вида имеют: калькуляционный (вычислительный) модуль, с помощью которого происходит обработка данных (текстовых или числовых) в таблицах; модуль диаграмм для создания презентационной графики, который позволяет на основе числовых данных, полученных с помощью калькуляционного модуля, создать диаграммы различных типов; модуль базы данных, реализующий доступ к внешним базам данных. Электронные таблицы можно использовать для решения задач учета, составления бланков, планирования производства, расчета налогов и заработной платы, учета кадров и др. Благодаря мощным математическим функциям, имеющимся в электронных таблицах, с их помощью можно решать множество задач в области естественных и технических наук.
Excel. Создание таблиц.
Ввод данных в ячейку и в диапазон. В любой ячейке Excel может содержаться текстовая строка, число или формула. Тип данных определяется автоматически при вводе. Если ввод начинается со знака равенства, то процессором это понимается как формула. Заметим, что формулы содержат обычные арифметические операторы, например, + (плюс), — (минус), • (умножить), / (разделить). Кроме того, они могут использовать специально встроенные функции, которые облегчают процесс вычисления. Редактирование содержимого ячейки можно произвести двойным щелчком по ячейке. При этом она переводит ее в режим редактирования содержимого, т.е. в поле ячейки появляется курсор, изменения вносятся с клавиатуры, как в текстовых редакторах. Завершаем редактирование нажатием клавиши Enter или щелчком на пиктограмме в строке формул. Автозаполнение. Если необходимо продублировать какое-либо данное (числовое или текстовое) в ряд смежных ячеек в строке или столбце, то можно ввести одно данное, затем перетащить маркер заполнения ячейки с введенным данным по строке или столбцу, произойдет автоматическое копирование содержимого ячейки. Иногда требуется заполнить смежные ячейки не одинаковыми, но похожими данными, например, «1 блок», «2 блок», «3 блок» или «ряд 1», «ряд 2», «ряд 3». Делается это также с помощью маркера заполнения, т.е. в ячейку вводится первое данное («1 блок»), затем ячейка протягивается за маркер заполнения. Копирование ячеек, содержащих данные. Чтобы скопировать содержимое ячейки или диапазона, нужно активизировать ячейку или выделить диапазон, вызвать меню ПРАВКА / КОПИРОВАТЬ или правой кнопкой мыши вызвать контекстное меню пункт КОПИРОВАТЬ, активизировать ячейку, являющуюся началом диапазона, куда должны быть скопированы данные, меню ПРАВКА / ВСТАВИТЬ или контекстное меню пункт ВСТАВИТЬ, затем нажать клавишу [Enter]. Форматирование ячеек. Форматирование в Excel предполагает ряд действий по установке: форматов данных, параметров шрифтов и выравнивания, границ, заливки. Форматируемые ячейки или диапазон должны быть выделены, затем меню ФОРМАТ / ЯЧЕЙКИ вызывает диалоговое окно «Формат ячейки», имеющее шесть вкладок: ЧИСЛО, ВЫРАВНИВАНИЕ, ШРИФТ, ГРАНИЦА, ВИД, ЗАЩИТА устанавливаются необходимые параметры. Вкладка ЧИСЛО позволяет установить формат ячейки как числовой. В поле «Числовые форматы» приведены различные типы форматов, которые выбираются щелчком мыши или с помощью клавиш управления курсором. Опишем числовые форматы. «Числовой» — устанавливает число знаков после запятой, при необходимости разделитель групп разрядов (три разряда — пробел, начиная от запятой) удобен для представления чисел с фиксированной запятой, применимы все арифметические операции.
«Денежный» — как числовой, но число сопровождается знаком валюты р., $, ?, ¥ и т.д. С точки зрения общего формата запись в ячейке 12,34$ является текстом, но если формат ячейки объявлен как денежный, то это число, с которым могут производиться арифметические действия. Удобен формат для денежных расчетов.
«Финансовый» — то же, что и денежный, но выравнивание в столбцах происходит по запятой; удобен тем, что длина записи числа отражает ее величину, это снижает вероятность ошибки при просмотре документа. «Дата» — позволяет отобразить дату по одному из шаблонов. Дата есть число дней, прошедших от 1-го января 1900 г. С датой можно работать как с числом, т.е. если в ячейке А1 содержится дата 01.05.04, а в ячейке В1 мы наберем формулу = А1 + 1, то результат получится 02.05.04, но если ячейку А1 переформатировать в числовой формат, то получится 38108, т.е. количество дней, прошедших с 1-го января 1900 г.
«Время» — служит для отображения времени по одному изпредлагаемых шаблонов. Допустима арифметика, но надо помнить, что время — это доля суток от 0 часов, т.е. число 0,25 в формате «дата-время» даст 6 часов утра, 0,5 — 12 часов.
«Процентный» — число в ячейке умножается на 100 и добавляется символ %.
«Дробный» — число представляется в виде обыкновенной дроби (приближенно) по шаблону
«Экспоненциальный» — число представляется в виде мантиссы и порядка; удобен для приближенных вычислений с плавающей запятой в различных научно-технических расчетах.
«Текстовый» — содержимое, каким бы оно ни было,
воспринимается процессором как текст. Арифметические операции недопустимы.
«Дополнительный» — то же, что и текстовый, но текст форматируется по маске (образцу): номер телефона, почтовый индекс и т.д.
Вкладка ВЫРАВНИВАНИЕ. Некоторые команды этой вкладки дублируются на панели инструментов «Форматирование», техника аналогична Word.
Вкладка ШРИФТ аналогична диалоговым окнам выбора шрифта Word. Вкладка ГРАНИЦА — позволяет установить толщину, форму, цвет линий границ любых ячеек. Сначала устанавливается «тип линии» и цвет, затем указывается, к каким границам выделенного диапазона их применить.
Вкладка ВИД — определяет цвет и узор заливки ячеек. Вкладка ЗАЩИТА — позволяет снять защиту с выделенного диапазона. Обычно это делается перед тем как защищать весь лист, т.е. если на рабочем листе сделаны расчеты, то с исходных данных защиту снимают, а весь лист с формулами и промежуточными результатами защищается (меню СЕРВИС / ЗАЩИТА / ЗАЩИТИТЬ ЛИСТ...)
Растровый редактор Paint.
Paint — простейший графический редактор (разработчик Microsoft), предназначенный для создания и редактирования растровых графических изображений в основном формате Windows (BMP) и форматах Интернета (GIF и JPEG). Он приемлем для создания простейших графических иллюстраций, в основном схем, диаграмм и графиков, которые можно встраивать в текстовые документы. В Paint можно создавать рекламу, буклеты, объявления, приглашения, поздравления и др. Основные возможности Paint:
• Проведение прямых и кривых линий различной толщины и цвета.
• Использование кистей различной формы, ширины и цвета.
• Построение различных фигур — прямоугольников,
многоугольников, овалов, эллипсов — закрашенных и незакрашенных.
• Помещение текста на рисунок.
• Использование преобразований — поворотов, отражений, растяжений и наклона.Начало работы с Paint. Графический редактор Paint встроен в операционную систему Windows. Для запуска его применяе