Информационная картина мира (9 ч)
Способы организации информации организация информации в виде списка. Упорядочение списков по разным признакам (в алфавитном порядке, по возрастанию или убыванию численных характеристик).
Сбор информации путем наблюдения. Фиксация собранной информации в виде списка.
организация информации в виде простых (не содержащих объединённых ячеек) таблиц. структура простой таблицы (строки, столбцы, ячейки), заголовки строк и столбцов. запись информации, полученной в результате поиска или наблюдения, в таблицу, предложенную учителем. запись решения логических задач в виде таблиц. создание различных таблиц (расписание уроков, распорядок дня, каталог книг личной или классной библиотеки, и т.д.) вручную и с помощью компьютера.
Компьютер — универсальная машина для обработки информации (3 ч)
Фундаментальные знания о компьютере
Компьютер как исполнитель алгоритмов. Программа — алгоритм работы компьютера, записанный на понятном ему языке.
Подготовка к знакомству с системой координат, связанной с монитором (продолжение).
Гигиенические нормы работы на компьютере.
Практическая работа на компьютере (при наличии оборудования)использование метода Drag-and-Drop.
Поиск нужной информации в гипертекстовом документе.Набор текста с помощью клавиатуры (в том числе заглавных букв, знаков препинания, цифр).
Алгоритмы и исполнители (11 ч)
Линейные алгоритмы с переменными имя и значение переменной. Присваивание значения переменной в процессе выполнения алгоритмов.Команды с параметрами для формальных исполнителей. Краткая запись команд формального исполнителя. Создание алгоритмов методом последовательной детализации создание укрупненных алгоритмов для формальных исполнителей
и для планирования деятельности человека. Детализация шагов укрупненного алгоритма.
Условный алгоритм (ветвление) выбор действия в условном алгоритме в зависимости от вы-
полнения условия. запись условного алгоритма с помощью блоксхем. использование простых и сложных высказываний в качестве условий. Создание и исполнение условных алгоритмов для формальных исполнителей. Планирование деятельности человека с помощью условных алгоритмов.
Объекты и их свойства (10 ч)
Объекты.Объект и его свойства. имя и значение свойства (например, имя свойства — цвет, значение свойства — красный). Поиск объекта, заданного его свойствами. конструирование объекта по его свойствам. Описание объекта с помощью его свойств как информационная статическая модель объекта. сравнение объектов. Понятие класса объектов. Понятие класса объектов. Примеры классов объектов. Разбиение набора объектов на два и более классов.
Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность (1 ч)
Носители информации коллективного пользования библиотечные книги, журналы, компакт-диски, дискеты, жесткие диски компьютеров как носители информации коллективного пользования.
Правила обращения с различными носителями информации.
Формирование ответственного отношения к сохранности носителей информации коллективного пользования.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
Нравственно-этическое оценивание. выпускник начальной школы будет знать и применять правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного
пользования и личной информацией обучающегося. Ученик сможет выделять нравственный аспект поведения при работе с любой информацией и при использовании компьютерной техники коллективного пользования.
Ученик научится самостоятельно соблюдать правил работы с файлами в корпоративной сети, правила поведения в компьютерном классе, цель которых — сохранение школьного имущества и здоровья одноклассников.
Самоопределение и смыслообразование. Ученик сможет находить ответы на вопросы: «какой смысл имеет для меня учение? какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и в условиях самообразования?». У него будет сформировано отношение к компьютеру как к инструменту, позволяющему учиться самостоятельно.
выпускник начальной школы получит представление о месте информационных технологий в современном обществе, профессиональном использовании информационных технологий, осознает их практическую значимость.
Метапредметные результаты образовательной деятельности
В процессе изучения курса «Информатика и ИКТ» у выпускника начальной школы будут сформированы умения:
— ставить учебные цели;
— использовать внешний план для решения поставленной задачи;
— планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Контроль и коррекция.
У учеников будут сформированы умения:
— осуществлять итоговый и пошаговый контроль выполнения учебного задания по переходу информационной обучающей среды из начального состояния в конечное;
— сличать результат действий с эталоном (целью);
— вносить коррективы в действия в случае расхождения результата
решения задачи с ранее поставленной целью.
Оценивание. Ученик будет уметь оценивать результат своей работы с помощью тестовых компьютерных программ, а также самостоятельно определять пробелы в усвоении материала курса с помощью специальных заданий учебника.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Класс
Для учащихся:
- Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика. 3 класс: Учебник-тетрадь. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2009.
Для учителя:
1.Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика. 3 класс: Методическое пособие для учителя к учебнику-тетради. – М.: Академкнига/Учебник, 2012.
2.Паутова А.Г. Информатика. 2 класс: Комплект компьютерных программ. Методическое пособие + CD. — М.: Академкнига/Учебник, 2004.
Требования к подготовке учеников
на конец второго года изучения информатики (конец 3-го класса)
Учащиеся должны иметь представление:
— об организации информации в виде списка и таблицы;
— о структуре таблиц (строки, столбцы, ячейки);
— о переменной, её имени и значении, о присваивании переменной значения;
— о выборе продолжения действий в алгоритме с ветвлением;
— об объектах и их свойствах;
— об имени и значении свойства;
— о классах объектов.
Учащиеся должны знать:
— правила пользования различными носителями информации коллективного пользования.
Учащиеся должны уметь:
— фиксировать собранную информацию в виде списка;
— упорядочивать короткие списки по алфавиту;
— фиксировать информацию в виде таблицы, структура которой предложена учителем;
— нужную информацию в таблице;
— находить нужную информацию в источниках, предложенных учителем;
— находить в готовых алгоритмах ветвления и линейные участки;
— составлять и исполнять алгоритмы с ветвлениями для знакомых формальных исполнителей;
— приводить примеры объектов и их свойств;
— находить и конструировать объект с заданными свойствами;
— выделять свойства, общие для различных объектов;
— объединять объекты в классы, основываясь на общности их свойств;
— определять истинность сложных высказываний;
— на клетчатом поле находить клетку с заданным адресом;
— на клетчатом поле определять адрес указанной клетки.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 2-4 КЛАССОВ
Раздел программы | Кол-во часов | ||
2 класс | 3 класс | 4 класс | |
1. Информационная картина мира. | |||
2. Компьютер — универсальная машина по обработке информации. | |||
3. Алгоритмы и исполнители. | |||
4. Объекты и их свойства. | |||
5. Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность. | |||
Всего часов: |
Организация учебного процесса: классно-урочная;в соответствии с рекомендациями об организации практических работ по информатике и ИКТ на каждом уроках предполагается работа учащихся за компьютером со специальными программами (15 мин.).
Организация текущего и промежуточного контроля знаний:
Две контрольных работы по итогам полугодия.