Ниже перечислены характерные черты параллельных и распределенных СУБД.
· Распределенная/параллельная база данных – это именно база данных, а не "коллекция" файлов, индивидуально хранимых на разных узлах сети. В этом заключается разница между DDB и распределенной файловой системой. Распределенные данные представляют собой DDB, только если они связаны в соответствии с некоторым структурным формализмом (таким как реляционная модель), а для доступа к ним имеется единый высокоуровневый интерфейс.
· Система обладает полной функциональностью СУБД. Она не сводится по своим возможностям ни к распределенным файловым системам, ни к системам обработки транзакций. Обработка транзакций – только одна из функций, предоставляемых подобными системами. Наряду с этим они должны также обеспечивать функции запросов и структурной организации данных, которые необязательно поддерживаются системами обработки транзакций.
· Распределение (включая фрагментацию и репликацию) данных по множеству узлов невидимо для пользователей. Это свойство называется прозрачностью. Технология распределенных/параллельных баз данных распространяет основополагающую для управления базами данных концепцию независимости данных на среду, где данные распределены и реплицированы по множеству компьютеров, связанных сетью. Это обеспечивается за счет нескольких видов прозрачности: прозрачность сети (следовательно, прозрачность распределения), прозрачность репликации и прозрачность фрагментации. Прозрачность доступа означает, что пользователи имеют дело с единым логическим образом базы данных и осуществляют доступ к распределенным данным точно так же, как если бы они хранились централизованно. В идеале полная прозрачность подразумевает наличие языка запросов к распределенной СУБД, не отличающегося от языка для централизованной СУБД.
· Вопросы прозрачности более критичны для распределенных, чем для параллельных СУБД. Для этого есть две причины. Во-первых, многопроцессорные системы, для которых реализуются параллельные СУБД, функционируют под управлением единой операционной системы. Операционная система может быть организована таким образом, чтобы брать на себя некоторые аспекты функциональности СУБД, предоставляя тем самым определенную степень прозрачности. Во-вторых, разработки программного обеспечения на параллельных системах поддерживаются языками параллельного программирования, также обеспечивающими некоторую степень прозрачности.
В идеале параллельная (и, в меньшей степени, распределенная) СУБД обладает свойством линейной масштабируемости (linear scaleup) и линейного ускорения (linear speedup). Под линейной масштабируемостью понимается сохранение того же уровня производительности при увеличении размера базы данных и одновременном пропорциональном увеличении процессорной мощности и объема памяти. Линейное ускорение означает, что с наращиванием процессорной мощности и объема памяти при сохранении прежнего размера базы данных пропорционально возрастает производительность. Более того, при расширении системы должна потребоваться лишь минимальная реорганизация существующей базы данных.
http://citforum.ru/database/classics/distr_and_paral_sdb/#part_2
26. Принципиальные особенности и сравнительные характеристики файл-серверной, клиент-серверной и интранет технологий распределенной обработки данных.
Файл-сервер
Файл-серверные приложения — приложения, схожие по своей структуре с локальными приложениями и использующие сетевой ресурс для хранения данных в виде отдельных файлов. Функции сервера в таком случае обычно ограничиваются хранением данных (возможно также хранение исполняемых файлов), а обработка данных происходит исключительно на стороне клиента. Количество клиентов ограничено десятками ввиду невозможности одновременного доступа на запись к одному файлу. Однако клиентов может быть в разы больше, если они обращаются к файлам исключительно в режиме чтения.
Достоинства:
низкая стоимость разработки;
высокая скорость разработки;
невысокая стоимость обновления и изменения ПО.
Недостатки:
рост числа клиентов резко увеличивает объём трафика и нагрузку на сети передачи данных;
высокие затраты на модернизацию и сопровождение сервисов бизнес-логики на каждой клиентской рабочей станции;
низкая надёжность системы.
В среде файлового сервера обработка данных распределена в сети, обычно представляющей собой локальную вычислительную сеть (ЛВС). Файловый сервер содержит файлы, необходимые для работы приложений и самой СУБД. Однако пользовательские приложения и СУБД размещены и функционируют на отдельных рабочих станциях, и обращаются к файловому серверу только по мере необходимости получения доступа к нужным им файлами, как показано на рис. Таким образом, файловый сервер функционирует просто как совместно используемый жесткий диск. СУБД на каждой рабочей станции посылает запросы файловому серверу по всем необходимым ей данным, которые хранятся на диске файлового сервера. Такой подход характеризуется значительным сетевым трафиком, что может привести к снижению производительности всей системы в целом. Рассмотрим, например, ситуацию, когда пользователь посылает запрос на выборку данных обо всех сотрудниках отделения компании, находящегося по адресу 163 Main St. Эту задачу можно сформулировать с помощью следующего оператора SQL (глава 5):
SELECT fName, IName
FROM Branch b, Staff s
WHERE b.branchNo = s.branchNo AND b . street = 163 Main St
Поскольку файловый сервер не воспринимает команд на языке SQL, то СУБД
должна запросить у файлового сервера файлы, соответствующие отношениям Отделение и Работник, а не искомые имена сотрудников. Таким образом, архитектура с использованием файлового сервера обладает следующими основными недостатками.
Большой объем сетевого трафика.
На каждой рабочей станции должна находиться полная копия СУБД.
Управление параллельной работой, восстановлением и целостностью усложняется, поскольку доступ к одним и тем же файлам могут осуществлять сразу несколько экземпляров СУБД.
Клиент-сервер
Технология клиент-сервер была разработана с целью устранения недостатков, имеющихся в первых двух подходах. В этой технологии используется способ взаимодействия программных компонентов, при котором они образуют единую систему. Как видно из самого названия, существует некий клиентский процесс, требующий определённых ресурсов, а также серверный процесс, который эти ресурсы предоставляет. При этом совсем не обязательно, чтобы они находились на одном и том же компьютере. На практике принято размещать сервер на одном узле локальной сети, а клиенты — на других узлах.
В контексте базы данных клиент управляет пользовательским интерфейсом и логикой приложения, действуя как сложная рабочая станция, на которой выполняются приложения баз данных. Клиент принимает от пользователя запрос, проверяет синтаксис и генерирует запрос к базе данных на языке SQL или другом языке базы данных, который соответствует логике приложения. Затем он передает сообщение серверу, ожидает поступления ответа и форматирует полученные данные для представления их пользователю. Сервер принимает и обрабатывает запросы к базе данных, а затем передает полученные результаты обратно клиенту. Такая обработка включает проверку полномочий клиента, обеспечение требований целостности, поддержку системного каталога, а также выполнение запроса и обновление данных. Помимо этого, поддерживается управление параллельной работой и восстановлением.
Функции, выполняемые участниками взаимодействия в среде"клиент/сервер"
Этот тип архитектуры обладает приведёнными ниже преимуществами.
Обеспечивается более широкий доступ к существующим базам данных.
Повышается общая производительность системы. Поскольку клиенты и сервер находятся на разных компьютерах, их процессоры способны выполнять приложения параллельно. При этом настройка производительности компьютера с сервером упрощается, если на нем выполняется только работа с базой данных.
Стоимость аппаратного обеспечения снижается. Достаточно мощный ком пьютер с большим устройством хранения нужен только серверу — для хранения и управления базой данных.
Сокращаются коммуникационные расходы. Приложения выполняют часть операций на клиентских компьютерах и посылают через сеть только запросы к базе данных, что позволяет существенно сократить объем пересылаемых по сети данных.
Повышается уровень непротиворечивости данных. Сервер может самостоятельно управлять проверкой целостности данных, поскольку все ограничения определяются и проверяются только в одном месте. При этом каждому приложению не приходится выполнять собственную проверку.
Эта архитектура весьма естественно отображается на архитектуру открытых систем.
Интранет
(не понятно как в вопросе сравнивается клиент-серверная/файл-серверная арихитектуры и интранет. Последний должен сравниваться с интернетом, и может быть как клиентсерверным, так и фал-серверным.)
Интранет это внутренняя частная сеть организации. Таким образом, интранет это «частный» Интернет, ограниченный виртуальным пространством отдельно взятой организации. Intranet допускает использование публичных каналов связи, входящих в Internet, (VPN), но при этом обеспечивается защита передаваемых данных и меры по пресечению проникновения извне на корпоративные узлы.
Интранет построен на базе тех же понятий и технологий, которые используются для Интернета, такие как архитектура клиент-сервер и стек протоколов Интернет (TCP/IP).
Интранет можно представить как частную версию Интернета, или как частное расширение Интернета, ограниченного организацией с помощью брандмауэра.
Интранет также противопоставляют Экстранету; доступ к интранету предоставлен только служащим организации, в то время как к экстранету могут получить доступ клиенты, поставщики, или другие утверждённые руководством лица. В Экстранет-технологии помимо частной сети, пользователи имеют доступ к Интернет ресурсам, но при этом осуществляются специальные меры для безопасного доступа, авторизации, и аутентификации.
Интранет компании не обязательно должен обеспечивать доступ к Интернету. Когда такой доступ всё же обеспечивается, обычно это происходит через сетевой шлюз с брандмауэром, ограждая интранет от несанкционированного внешнего доступа. Сетевой шлюз часто также осуществляет пользовательскую аутентификацию, шифрование данных, и часто — возможность соединения по виртуальной частной сети (VPN) для находящихся за пределами предприятия сотрудников, чтобы они могли получить доступ к информации о компании, вычислительным ресурсам и внутренним контактам. Очевидная выгода использования интранет
Высокая производительность при совместной работе над какими-то общими проектами
Легкий доступ персонала к данным
Гибкий уровень взаимодействия: можно менять бизнес-схемы взаимодействия как по вертикали, так и по горизонтали.
Мгновенная публикация данных на ресурсах интранет позволяет специфические корпоративные знания всегда поддерживать в форме и легко получать отовсюду в компании, используя технологии Сети и гипермедиа. Например: служебные инструкции, внутренние правила, стандарты, службы рассылки новостей, и даже обучение на рабочем месте.
Позволяет проводить в жизнь общую корпоративную культуру и использовать гибкость и универсальность современных информационных технологий для управления корпоративными работами.
Преимущества веб-сайта в интранет перед клиентскими программами архитектуры клиентсервер
Не требуется инсталляция программы-клиента на компьютерах пользователей (в качестве неё используется браузер). Соответственно, при изменениях функциональности корпоративной информационной системы обновление клиентского ПО также не требуется.
Сокращение временных издержек на рутинных операциях по вводу различных данных, благодаря использованию веб-форм вместо обмена данными по
электронной почте
Кросс-платформенная совместимость — стандартный браузер на Microsoft Windows, Mac, и GNU/Linux/*NIX. Недостатки интранет
Сеть может быть взломана и использована в целях хакера
Непроверенная или неточная информация, опубликованная в интранет, приводит к путанице и недоразумениям.
В свободном интерактивном пространстве могут распространяться нелегитимные и оскорбительные материалы.
Легкий доступ к корпоративным данным может спровоцировать их утечку к конкурентам через недобросовестного работника.
Работоспособность и гибкость интранет требуют значительных накладных расходов на разработку и администрирование.