Реализация педагогических условий использования моделирования как средства формирования знаний об окружающем мире у младших школьников
В отличие от работы с готовой моделью, моделирование предполагает совместные действия учителя и учащихся по построению и изучению модели исследуемого природного объекта или явления. Моделирование как особый вид познавательной деятельности представляет собой процесс создания учащимися под руководством учителя образа изучаемого объекта, включающего наиболее существенные его характеристики, с отвлечением от незначимых и второстепенных. Например, для выбора способа удаления пыли с растений важно выделить такие их признаки, как количество листьев и характер поверхности. Безразличны несущественные для данной деятельности их цвет и форма. Абстрагироваться от этих признаков представляет возможность моделирования.
Моделирование относится к группе практических методов обучения. Сами учащиеся под руководством учителя в процессе рассуждений создают такие модели: чертят план местности, строят простейшие графики и диаграммы по результатам наблюдений за погодой, чертят схемы всевозможных связей, изготавливают их из глины песка, картона, бумаги и т.п. С учетом того что учащимся начальных классов в значительной степени еще свойственно конкретно-образное мышление, наиболее часто осуществляется предметное, образное и знаковое моделирование, реже – мысленное.
Например, подразделяя природу на неживую и живую, учитель подводит учащихся к тому, что, несмотря на огромное разнообразие живых существ, для них, в отличие от неживых, характерно то, что они дышат, питаются, растут, размножаются, умирают. Или при знакомстве с растениями учащиеся в процессе сравнения убеждаются, что для большинства из них характерно наличие таких частей, как корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами.
Учитель постепенно подводит учащихся к осознанию возможности изображения их символом (рисунком или схемой). Символические рисунки играют роль переходного мостика от конкретно -образного к абстрактному мышлению, а также позволяют сделать процесс моделирования конкретным и наглядным. Эффективно при этом использование опорных карточек. На каждой отдельной карточке изображается рисунок (символ), представляющий один из элементов моделируемого объекта.
Например, чтобы познакомить учащихся со строением растений или животных, можно использовать модель, позволяющую разъединить целое на части и затем вновь объединить их в целое. Наиболее характерные признаки изучаемого объект указываются на отдельных карточках.
На уроке окружающего мира по теме «Кто чем питается» или « Цепи питания» целесообразно использовать карточки с различными звеньями цепей питания. Здесь же можно использовать групповую работу детей и игровое моделирование.
Предложите детям, используя карточки со звеньями составить цепь питания и подумать как связаны они между собой. Каждая группа составляет разные по количеству звеньев цепи питания. Фрагмент урока представлен в приложении 3.
Так же нами была разработана система заданий для заполнения графической модели календаря – ширмы.
Данная система предлагает задания для наблюдения для птицами и животными зимой.
Цель наблюдения: дать представление о жизни птиц и животных в зимний период.
Наблюдение 1.
Учебная задача: пронаблюдать за внешним видом синицы, ее повадками, учить описывать, выделяя главные признаки, научиться отличать синицу от других птиц.
Содержание:
-Пронаблюдайте за птицей.
- Какого она размера?
- Посмотрите на окрас, на что обратили внимание?
- Каков окрас спинки? Головка?
- Как птица передвигается по ветке? А по земле?
- Как можно описать полет этой птицы?
- Прислушайтесь, какой звук издает эта птица. Постарайтесь описать.
- Как вы думаете, чем питается синица? Покормите птицу. Посмотрите как птица собирает корм?
- Как мы с вами можем помочь птицам прокормиться зимой?
- Чем мы можем подкармливать синицу?
- А как мы с вами будем подкармливать синичку, ведь эта птичка не есть с руки?
- А из чего мы с вами можем сделать кормушку?
- Постарайтесь сделать кормушку для птиц, повесьте ее в парке. Пронаблюдай, как птица собирает корм?
- Как вы думаете, в какое время года мы можем наблюдать синицу?
Наблюдение 2.
Учебная задача: пронаблюдать за белкой, внешним видом, повадками, рассмотреть следы.
Содержание.
- Как вы думаете, кому могут принадлежать эти следы?
- Рассмотрите следы белки. Опишите их.
- Попробуйте отличить следы передних лап, от задних? В чем их отличие?
- Если увидим дупло или гайно белки, можно задать ряд вопросов:
- Рассмотрите дупло белки/гайно.
- Из чего сделано гайно?
- Какую имеет форму?
После экскурсии можно попросить детей зарисовать гайно/дупло.
- Как вы думаете для чего гайно/дупло?
Если увидим белку, можно задать следующие вопросы:
- Рассмотрите белку Опишите.
- Какого размера?
- Опишите окра?
- Рассмотрите уши. В чем особенность?
- Меняет ли белка окрас на зиму? Если да то с какого на какой.
- Чем питаются белки?
- Делает ли белка запасы на зиму?
- Где прячет запасы?
- Как передвигается белка по ветке? По земле?
- Как вы думаете, какие звуки издает белка?
В работе с детьми на уроках мы увидели, что использование моделирования, имеет большое значение для формирования знаний об окружающем мире, а также для совершенствования их умений и навыков. Они видят результаты своих занятий, переживают достижения, которые вселяют уверенность в собственных силах, мобилизует их к достижению более высоких показателей в учёбе.
Таким образом, в процессе игрового моделирования и заполнеии графической модели календаря – ширмы учащиеся не только воспроизводят и совершенствуют усваиваемые знания, умения и навыки, но и свободно ими оперируют в разнообразной практической деятельности.
Выводы по главе 2
Нами была проведена опытно-экспериментальная работа с целью определить уровень сформированности знаний у младших школьников об окружающем мире. Результаты исследования показали, что у болшинства младших школьников сформированы знания об окружающем мире.
Вторая методика показала, что школьники могут проводить сравнения и группировать объекты и предметы на основе имеющихся знаний.
Так же в ходе работы, нами была разработана система заданий, которые можно использовать для заполнения календаря наблюдений и приведен пример работы в группе при использовании игрового моделирования.
Заключение
В младшем школьном возрасте закладывается фундамент совокупности экологических представлений и знаний о природе, субъективного отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней. Поэтому очень важно, чтобы уже в этом возрасте дети получили достоверные знания и приобрели практические умения, направленные на бережное взаимодействие с природой.
Для развития знаний о природе может быть использован метод моделирования - система действий по построению, преобразованию и использованию наглядно воспринимаемой системы (модели), элементы которой находятся в отношении подобия к элементам некоторой другой системы. Важнейшим свойством модели является подобие или аналогия, способность к замещению одного предмета другим. В современной отечественной педагогике признается значимость моделирования как метода познавательного развития детей.
Модели являются важным средством формирования у школьников разнообразных знаний о природе, в частности о взаимосвязи животных и среды обитания, о роли человека в их жизни. Они успешно дополняют наблюдения за природой, существенно расширяют круг явлений, которые доступны познанию школьников.
Список литературы
1) Базик, И. Развитие способности к пространственному наглядному моделированию - 1984. - № 11. - С 34-36.
2) Венгер, Л.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: - М.: Просвещение, 1988. - 144 с.
3) Веракса, Н.Е. Детская психология: Учебник для студ. вузов / Н.Е. .Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Юрайт, 2014. - 446 с
4) Ветрова Н.И. Этапы формирования приемов абстрагирования признаков наблюдаемых предметов у детей - Л.: Наука, 1976. - С.37-44.
5) Выготский, Л.С. История развития высших психический функций / Л.С. Выготский // В кн.: Психология развития человека. - М.: Смысл; Эксмо, 2003. - С. 208-547.
6) Давыдов, В.В. О понятии развивающего обучения: Сборник статей. Вып.13- Томск: Пеленг, 1995. - 144 с.
7) Дьяченко, О.М. Психическое развитие - М.: Педагогика, 1984. - 128 с.
8) Запорожец, А.В. Восприятие и действие - М.: Просвещение, 1967. - 323 с.
9) Михеев, В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике - Чебоксары: Изд-во Чуваш. пед. ун-та, 2011. - 174 с.
10) Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования школьников: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования - М.: Академия, 2013. - 272 с.
11) Поддьяков, Н.Н. Умственное воспитание детей школьного возраста. - Москва: Просвещение, 1988. - 190 с.
Приложения
Приложение 1
Методика «Тестирование». Цель данной диагностики выявить уровень знаний о живой и неживой природе, а так же уровень знаний из разных областей естествознания. Учащимся было предложено ответить на 6 вопросов и обвести выбранный вариант ответа. Тест включал следующие вопросы и варианты ответа:
Вопрос 1. При пожаре нужно звонить по телефону:
1) 01 2) 02 3) 03 4) 04
Вопрос 2. Какую из перечисленных достопримечательностей можно увидеть в Санкт - Петербурге?
1)Храм Христа Спасителя 3)Дворцовая площадь
2)Царь – колокол 4) Красная площадь
Вопрос 3. Что является объектом неживой природы? Выдели все верные ответы.
1) снежный ком 2) бабочка на цветке 3) солнце на небе
4) многоквартирный дом
Вопрос 4. Что является причиной смены времён года на нашей планете?
1) вращение Земли вокруг своей оси
2) влияние других планет Солнечной системы
3) вращение Земли вокруг Солнца
4)вращение Луны вокруг Земли
Вопрос 5. Укажи, что из перечисленного не является государственным символом России.
1) герб 2) марш 3) флаг 4) гимн
Вопрос 6. Укажи естественный водоём.
1) канал 2) река 3) водохранилище
Приложение 2
Методика «Четвертый лишний» (по методике Е. Рогова). Цель данной диагностики выявить умение младших школьников сравнивать и группировать различные объекты и предметы на основе знаний об окружающем мире. Учащимся было предложено выбрать лишнее по смыслу слово(предмет или объект) из четырех, предложенных в строке. Нами использовались данные группы слов:
1) лампа свеча фонарь солнце
2) часы очки весы термометр
3) лодка тачка мотоцикл велосипед
4) самолет гвоздь пчела вентилятор
5) книга портфель чемодан кошелек
6) Иней пыль дождь роса
7) Собака лошадь корова лось
8) стол стул пол кровать
Приложение 3
Фрагмент урока
Тема урока: Кто что ест? Цепи питания.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель: создать условия для формирования умений классифицировать животных по типу питания, составлять цепи питания и устанавливать взаимосвязи, обосновывать необходимость поддержания человеком природных цепей питания.
Задачи:
-способствовать развитию речи и логического мышления, умений сравнивать, обобщать, делать выводы.
- содействовать воспитанию бережного отношения к животным, природе в целом.
Метапредметные
Оборудование: учебники А.Плешакова «Окружающий мир», рабочие тетради к учебнику, схема «Животные».
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя и учеников | Формируемые УУД |
Изучние нового материала | Рассказ учителя с элементами беседы. - Животные питаются растениями или другими животными. Поэтому учёные говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания. Это первое звено. Второе звено цепи – это растительноядные животные. - Как вы думаете почему? Третье звено – насекомоядные или хищные животные. Работа в группах Для закрепления предлагаю опять поработать в группах. Используя карточки оранжевого цвета составить цепь питания и подумать как связаны они между собой. Каждая группа составляет разные по количеству звеньев цепи питания. капуста - гусеница капустной белянки - синица - ястреб трава - гусеница – мышь – еж – лиса трава – жук - воробей - кошка Что произойдет, если из первой цепи убрать звено-синица? (Гусеницы съедят всю капусту) Таким образом, мы выходим на значимость каждого компонента пищевой цепи. | Регулятивные УУД: -проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве. Познавательные УУД: - учить осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Коммуникативные УУД - содействовать развитию умений слышать, слушать и понимать партнёра в учебном диалоге. - планировать свои действия в учебном сотрудничестве. Личностные УУД: - содействовать проявлению умений устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом. |