Подходы к исследованию систем

ЛЕКЦИЯ 2

«Принципы системного подхода при моделировании систем»

В настоящее время при анализе и синтезе больших систем получил развитие системный подход, который отличается от клас­сического (или индуктивного) подхода.

Классический (индуктивный подход) рассматривает систему путем перехода от частного к общему и синтезирует (конст­руирует) систему путем слияния ее компонент, разрабатываемых раздельно.

Системный (дедуктивный подход)предполагает последовательный переход от общего к частному, когда в основе рассмотрения лежит цель, причем исследуемый объект выделяется из окружающей среды.

Объект моделирования

Информационно-технические системы, такие как автоматизированные системы обработки информации и управления (АСОИУ) решают задачи управления и обладают таким общим свойством — стремлением достичь некоторой цели. Эта особенность учитывается в определении системы.

Система S—множество взаимосвязан­ных элементов любой природы, причем множество целенаправленное.

Внешняя среда Е - множество существующих вне системы элементов любой природы, оказыва­ющих влияние на систему или находящихся под ее воздействием.

В зависимости от цели исследования могут рассматриваться разные соотношения между самим объектом S и внешней средой Е. Таким образом, в зависимости от уровня, на котором находится наблюдатель, объект исследования может выделяться по-разному и могут иметь место различные взаимодействия этого объекта с внешней средой.

С развитием науки и техники сам объект непрерывно усложняет­ся, и уже сейчас говорят об объекте исследования как о некоторой сложной системе, которая состоит из различных компонент, вза­имосвязанных друг с другом. Поэтому, рассматривая системный подход как основу для построения больших систем и как базу создания методики их анализа и синтеза, прежде всего необходимо определить само понятие системного подхода.

Противоречий между системным подходом и материалистичес­кой диалектикой не существует: системный подход — это элемент учения об общих законах развития природы и одно из выражений диалектического учения. Можно привести разные опреде­ления системного подхода, но наиболее правильно то, которое позволяет оценить познавательную сущность этого подхода при таком методе исследования систем, как моделирование. Поэтому весьма важны выделение самой системы S и внешней среды Е из объективно существующей реальности и описание системы исходя из общесистемных позиций.

При системном подходе к моделированию систем необходимо прежде всего четко определить цель моделирования. Поскольку невозможно полностью смоделировать реально функционирующую систему (систему-оригинал, или первую систему), создается модель (система-модель, или вторая система) под поставленную проблему.

Системный подход

С усложнением объектов моделирования возникла необходи­мость наблюдения их с более высокого уровня. В этом случае наблюдатель (разработчик) рассматривает данную систему S как некоторую подсистему какой-то метасистемы, т. е. системы более высокого ранга, и вынужден перейти на позиции нового системного подхода, который позволит ему построить не только исследуемую систему, решающую совокупность задач, но и созда­вать систему, являющуюся составной частью метасистемы. Напри­мер, если ставится задача проектирования автоматизированной системы управления (АСУ) предприятием, то с позиции системного подхода нельзя забывать о том, что эта система является составной частью АСУ объединением и отрас­левой АСУ.

Системный подход получил применение в системотехнике в свя­зи с необходимостью исследования больших реальных систем, ког­да сказалась недостаточность, а иногда ошибочность принятия каких-либо частных решений. На возникновение системного подхо­да повлияли увеличивающееся количество исходных данных при разработке, необходимость учета сложных стохастических связей в системе и воздействий внешней среды Е. Все это заставило ис­следователей изучать сложный объект не изолированно, а во вза­имодействии с внешней средой, а также в совокупности с другими системами некоторой метасистемы.

Системный подход позволяет решить проблему построения сло­жной системы с учетом всех факторов и возможностей, пропорци­ональных их значимости, на всех этапах исследования системы Sи построения модели М. Системный подходозначает, что каждая система S является интегрированным целым даже тогда, когда она состоит из отдельных разобщенных подсистем. Таким образом, в основе системного подхода лежит рассмотрение системы как интегрированного целого, причем это рассмотрение при разработке начинается с главного — формулировки цели функционирования.

Процесс синтеза модели М на базе системного подхода условно представлен на рис. 2. На основе исходных данных Д, которые известны из анализа внешней системы, тех ограничений, которые накладываются на систему сверху либо исходя из возможностей ее реализации, и на основе цели функционирования формулируются исходные требования Тк модели системы S. На базе этих требова­ний формируются ориентировочно некоторые подсистемы П, эле­менты Эи осуществляется наиболее сложный этап синтеза — выбор Всоставляющих системы, для чего используются специальные критерии выбора КВ.

Подходы к исследованию систем - student2.ru

Рис. 2. Процесс синтеза модели на основе системного подхода.

Лекция 3

«Процессы и характерные особенности разработки моделей»

Стадии разработки моделей

На базе системного подхода может быть предложена и некоторая последовательность разработки мо­делей, когда выделяют две основные стадии проектирования: мак­ропроектирование и микропроектирование.

На стадиимакропроектированияна основе данных о ре­альной системе Sи внешней среде Естроится модель внешней среды, выявляются ресурсы и ограничения для построения модели системы, выбирается модель системы и критерии, позволяющие оценить адекватность модели Мреальной системы S. Построив модель системы и модель внешней среды, на основе критерия эффективности функционирования системы в процессе моделирования выбирают оптимальную стратегию управления, что позволяет реализовать возможности модели по воспроизведению отдельных сторон функционирования реальной системы S.

Стадия микропроектирования в значительной степени зави­сит от конкретного типа выбранной модели. В случае имитацион­ной модели необходимо обеспечить создание информационного, математического, технического и программного обеспечений систе­мы моделирования. На этой стадии можно установить основные характеристики созданной модели, оценить время работы с ней и затраты ресурсов для получения заданного качества соответствия модели процессу функционирования системы S.

Независимо от типа используемой модели М при ее построении необходимо руководствоваться рядом принципов системного под­хода:

1. Пропорционально-последовательное продвижение по эта­пам и направлениям создания модели.

2. Согласование информаци­онных, ресурсных, надежностных и других характеристик.

3. Пра­вильное соотношение отдельных уровней иерархии в системе моде­лирования;

4. Целостность отдельных обособленных стадий постро­ения модели.

Модель М должна отвечать заданной цели ее создания, поэтому отдельные части должны компоноваться взаимно, исходя из единой системной задачи. Цель может быть сформулирована качественно, тогда она будет обладать большей содержательностью и длитель­ное время может отображать объективные возможности данной системы моделирования. При количественной формулировке цели возникает целевая функция, которая точно отображает наиболее существенные факторы, влияющие на достижение цели.

Построение модели относится к числу системных задач, при решении которых синтезируют решения на базе огромного числа исходных данных, на основе предложений больших коллективов специалистов. Использование системного подхода в этих условиях позволяет не только построить модель реального объекта, но и на базе этой модели выбрать необходимое количество управляющей информации в реальной системе, оценить показатели ее функци­онирования и тем самым на базе моделирования найти наиболее эффективный вариант построения и выгодный режим функциониро­вания реальной системы.

ЛЕКЦИЯ 2

«Принципы системного подхода при моделировании систем»

В настоящее время при анализе и синтезе больших систем получил развитие системный подход, который отличается от клас­сического (или индуктивного) подхода.

Классический (индуктивный подход) рассматривает систему путем перехода от частного к общему и синтезирует (конст­руирует) систему путем слияния ее компонент, разрабатываемых раздельно.

Системный (дедуктивный подход)предполагает последовательный переход от общего к частному, когда в основе рассмотрения лежит цель, причем исследуемый объект выделяется из окружающей среды.

Объект моделирования

Информационно-технические системы, такие как автоматизированные системы обработки информации и управления (АСОИУ) решают задачи управления и обладают таким общим свойством — стремлением достичь некоторой цели. Эта особенность учитывается в определении системы.

Система S—множество взаимосвязан­ных элементов любой природы, причем множество целенаправленное.

Внешняя среда Е - множество существующих вне системы элементов любой природы, оказыва­ющих влияние на систему или находящихся под ее воздействием.

В зависимости от цели исследования могут рассматриваться разные соотношения между самим объектом S и внешней средой Е. Таким образом, в зависимости от уровня, на котором находится наблюдатель, объект исследования может выделяться по-разному и могут иметь место различные взаимодействия этого объекта с внешней средой.

С развитием науки и техники сам объект непрерывно усложняет­ся, и уже сейчас говорят об объекте исследования как о некоторой сложной системе, которая состоит из различных компонент, вза­имосвязанных друг с другом. Поэтому, рассматривая системный подход как основу для построения больших систем и как базу создания методики их анализа и синтеза, прежде всего необходимо определить само понятие системного подхода.

Противоречий между системным подходом и материалистичес­кой диалектикой не существует: системный подход — это элемент учения об общих законах развития природы и одно из выражений диалектического учения. Можно привести разные опреде­ления системного подхода, но наиболее правильно то, которое позволяет оценить познавательную сущность этого подхода при таком методе исследования систем, как моделирование. Поэтому весьма важны выделение самой системы S и внешней среды Е из объективно существующей реальности и описание системы исходя из общесистемных позиций.

При системном подходе к моделированию систем необходимо прежде всего четко определить цель моделирования. Поскольку невозможно полностью смоделировать реально функционирующую систему (систему-оригинал, или первую систему), создается модель (система-модель, или вторая система) под поставленную проблему.

Подходы к исследованию систем

Важным для системного под­хода является определение структуры системы — совокупности связей между элементами системы, отражающих их взаимодейст­вие. Структура системы может изучаться извне с точки зрения состава отдельных подсистем и отношений между ними, а также изнутри, когда анализируются отдельные свойства, позволяющие системе достигать заданной цели, т. е. когда изучаются функции системы. В соответствии с этим наметился ряд подходов к ис­следованию структуры системы с ее свойствами, к которым следует прежде всего отнести структурныйи функциональный.

При структурном описании выявляются состав выделенных эле­ментов системы Sи связи между ними. Совокупность элементов и связей между ними позволяет судить о структуре системы. После­дняя - в зависимости от цели исследования может быть описана на разных уровнях рассмотрения. Наиболее общее описание струк­туры — это топологическое описание, позволяющее определить в самых общих понятиях составные части системы и хорошо фор­мализуемое на базе теории графов.

При функциональном описании, когда рас­сматриваются отдельные функции, т. е. алгоритмы поведения систе­мы, и реализуется функциональный подход, оценивающий функции, которые выполняет система, причем под функцией понимается свойство, приводящее к достижению цели. Поскольку функция отоб­ражает свойство, а свойство отображает взаимодействие системы Sс внешней средой Е, то свойства могут быть выражены в виде либо некоторых характеристик элементов Si(j) и подсистем S i- систе­мы, либо системы Sв целом.

Проявление функций системы во времени S(t), т. е. функци­онирование системы, означает переход системы из одного состояния в другое, т. е. движение в пространстве состояний Z.

Наши рекомендации