Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Содержание
Введение.............................................................................................................. 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР........................................................................... 6
1.1. Понятие и уровни общего недоразвития речи в логопедии................... 6
1.2. Развитие связной речи у дошкольников старшего возраста с нормой речи и с ОНР 10
1.3. Психолого-педагогические особенности дошкольников с ОНР........... 18
1.4. Методические подходы к исследованию и преодолению недостатков связной речи у детей с ОНР....................................................................................................... 23
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей связной речи у дошкольников с ОНР........................................................................................................................... 34
2.1. Цели, задачи и процедура проведения констатирующего эксперимента 34
2.2. Результаты констатирующего эксперимента......................................... 37
Глава 3. Основные направления логопедической работы по развитию связной речи детей с ОНР................................................................................................................. 64
Заключение........................................................................................................ 74
Список литературы........................................................................................... 78
Приложения...................................................................................................... 84
Введение
Актуальность исследования. Связная речь является сложной формой речевой деятельности. Для полноценного овладения связной речью необходим достаточный уровень речевого и интеллектуального развития.
Развитие речи в онтогенезе предполагает освоение богатейшего словарного запаса языка, овладение языковыми законами и нормами родного языка, а также практическое их применение, умение пользоваться усвоенным материалом, а именно умение полно, связно, последовательно передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст.
Развитие связной речи в дошкольном возрасте является важным условием успешности обучения ребенка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся может давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества, писать изложения и сочинения.
Формирование связной речи у детей многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи. Даже при IV уровне общего недоразвития речи у детей отмечаются трудности смыслового программирования и языкового оформления связного высказывания, недостатки формирования логико-семантических и формально-грамматических операций продуцирования связного высказывания.
Степень разработанности проблемы. Проблема изучения общего недоразвития речи (ОНР) отражена в работах Р. Е. Левиной, Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой и др. Вопросами развития ребенка дошкольного возраста с дизартрией занимались Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова, Е. Н. Винарская, О. Г. Приходько и др.
В ходе изучения разных форм речевых нарушений у детей дошкольного возраста в специальной психологии сформулировано теоретическое обоснование общего недоразвития речи, обозначены причины возникновения и клинические типы ОНР, обозначены направления коррекционно-педагогической работы (Н. С. Жукова, Р. Е. Левина, Е. М. Мастюкова и др.).
Вопросы развития связной речи у детей с нормальным речевым развитием изучались в разных аспектах К.Д.Ушинским, Е.И.Тихеевой, Е.А.Флериной, А.М.Бородич, Ф.А.Сохиным и другими авторами. У детей с ОНР препятствием к успешному формированию связной речи является нарушение всех компонентов речевой системы. Об этом писали Р.Е.Левина, Т.Б.Филичева, В.П.Глухов, Т.А.Ткаченко, Г.В.Чиркина, С.Н.Шаховская, Л.Н.Ефименкова и другие.
В силу того, что связная речь формируется поэтапно в течение длительного времени под влиянием все более полного овладения ребенком закономерностями родного языка, недостаточное внимание к своевременному устранению этого нарушения в дошкольном возрасте может привести к значительным трудностям при обучении в школе. Эффективность процесса зависит, прежде всего, от своевременного его начала и эффективности выбранного метода коррекционного воздействия с учетом выявленных нарушений и особенностей данной группы детей.
Принимая во внимание принцип поэтапности формирования умственных действий, можно предположить, что эффективность методики развития связной речи будет зависеть от применения перессказа, позволяющего облегчить формирование алгоритма продуцирования связного высказывания и способствующего интериоризации внешних действий во внутренний план.
Объект исследования – связная речь у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования – особенности пересказа у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Цель исследования – исследование особенностей связной речи старших дошкольников с ОНР на основе пересказа.
В задачи исследования входило:
- Рассмотреть теоретические аспекты изучения особенностей связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР;
- Провести экспериментальное изучение особенностей связной речи у дошкольников с ОНР;
- Представить результаты констатирующего эксперимента.
- Определить основные направления логопедической работы по развитию связной речи детей с ОНР.
Гипотеза исследования: использование пересказа позволяет выявить сформированность связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении особенностей связной речи у дошкольников с ОНР, в углублении научных представлений о структуре речевого дефекта при данной форме речевой патологии, в обосновании необходимости использования методов пересказа в процессе логопедической работы по формированию связной речи у дошкольников с ОНР.
Практическая значимость исследования состоит в разработке эффективных методов диагностики и коррекции нарушений связного высказывания у детей с общим речевым недоразвитием с применением методов пересказа.
Структура и объем дипломной работы: дипломная работа состоит из содержания, трех глав, заключения, списка использованной литературы, состоящего из 59 наименований и 6 приложений. Основной текст работы составляет 77 печатных страниц, 11таблиц, и 6 диаграмм.
Заключение
В результате проведенного исследования можно сделать ряд выводов.
Под общим недоразвитием речи (ОНР) понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей при нормальном слухе и интеллекте нарушено формирование всех компонентов речевой системы. Для предупреждения тяжелых форм ОНР важное значение имеет раннее диагностирование нарушений речи у детей и своевременно оказанная им медико-психолого-педагогическая помощь. Детям, у которых имеется предрасположенность к появлению нарушений речевого развития, необходимо специальное логопедическое, а часто и медицинское воздействие. Своевременность выявления детей с ОНР для проведения с ними соответствующей коррекционной работы может значительно исправить их речевое и умственное развитие.
Определено, что проблема развития связной речи находится на стыке ряда наук: физиологии, нейропсихологии, психолингвистики, психологии, педагогики, специальной педагогики, специальной психологии. связная речь рассматривается как продукт речемыслительной деятельности, находящийся в тесной связи с развитием таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, воображение. Несформированность связного речевого высказывания (наряду с нарушением других сторон речи), рассматривается в качестве закономерного и постоянного симптома в структуре речевого дефекта.
На сегодняшний день количество детей с нарушениями речевого развития возрастает, в связи с чем требуется разработка профилактических и коррекционных мер по оптимизации речевого развития детей старшего дошкольного возраста. У дошкольников часто встречается комплексное нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи –дизартрия, имеющая в своей основе недостаточную иннервацию речевого аппарата, органические поражения центральной и периферической нервной системы.
Проведенный анализ литературы показал, что при всем многообразии схожих по содержанию с изучаемой проблемой научных исследований и методических разработок, отсутствуют подходы к проведению специально организованной коррекционно-развивающей работы по развитию связной речи старших дошкольников с нарушением речи, исходя из ФГОС ДО [1], на основе интеграции логопедической работы с различными образовательными областями
Во второй главе представлено экспериментальное изучение особенностей связной речи у дошкольников с ОНР. Результате которого определено, что дети с ОНР испытывают значительные трудности при формировании связной речи в отличие от сверстников с нормальным речевым развитием, и, что при применении наглядного моделирования возрастает уровень выполнения заданий у всех детей. Очевидно, что трудности, мешающие дошкольнику с ОНР правильно выполнять экспериментальные задания, связаны с несформированностью всех компонентов языковой системы.
Анализ трудностей языкового оформления позволил сделать вывод о том, что наименьшие показатели имеет полнота объема высказывания, что свидетельствует об ограниченности и скудности словарного запаса детей изучаемой категории. Также можно отметить, что конструкции предложения у детей с ОНР зачастую простые, нераспространенные, они практически не используют сложные предложения, их речь не развернута, допускаются аграмматизмы. Сравнивая показатели по всем компонентам рассмотрения языкового оформления между двумя обследуемыми группами, можно говорить о том, что дети с ОНР оформляют свои выказывания намного беднее, чем дети без речевой патологии. Так же нами было отмечено, что при выполнении заданий связные речевые высказывания составлялись с некоторой помощью или после повторных наводящих и стимулирующих вопросов.
В отличие от детей из экспериментальной группы, дети с нормальным речевым развитием так же допускали ошибки при построении речевых высказываний, но их ошибки носили не стойкий, единичный характер.
Данные проведенного экспериментального исследования указывают на то, что дошкольники с ОНР при формировании связной речи нуждаются во вспомогательных средствах. В качестве такого средства мы использовали наглядное моделирование плана высказывания и получили более высокие результаты. У детей экспериментальной группы высокий уровень точности семантической передачи и языкового оформления отмечается в заданиях с использованием наглядного моделирования и в этих же заданиях совсем отсутствует низкий уровень выполнения. Рассказы детей, составленные с опорой на наглядную модель, не имели нарушений в логико-смысловом построении сообщения. Проанализировав полноту объема рассказов детей с применением наглядных моделей, мы пришли к выводу, что объем высказываний стал более полным у детей обеих групп по сравнению с рассказами, составленными без моделей, увеличилось количество сложных предложений и простых распространенных предложений у детей обеих групп, а количество простых нераспространенных предложений сократилось.
Таким образом, проанализировав результаты констатирующего эксперимента, можно сказать, что применение метода пересказа позволяет выявить уровень развития связной речи дошкольников, что подтверждает гипотезу нашего исследования.
В заключительно третьей главе представлены основные направления логопедической работы по развитию связной речи детей с ОНР. В настоящее время специальная психолого-педагогическая литература располагает достаточным материалом по формированию связной речи дошкольников. Вместе с тем ощущается дефицит способов развития смысловой и языковой сторон высказывания, изолированное формирование которых невозможно. Опора на наглядный материал позволяет актуализировать и активизировать лексический запас ребенка с ОНР.
Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Алгоритмизированная форма организации самостоятельного речевого высказывания является опорой и системообразующим каркасом, структура которого используется при составлении различных синтаксических конструкций, а позднее и при составлении рассказов.
Включение наглядных моделей в процесс обучения содействует закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий, развитию понимания логико-грамматических конструкций и целостного речевого высказывания, а так же позволяет логопеду более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказ.
Определено, что при обучении дошкольников виды самостоятельного рассказывания и обозначили следующий порядок работы: воспроизведение рассказа, составленного по следам демонстрируемого действия; составление рассказа по демонстрируемому действию; пересказ рассказа с использованием сюжетных картинок; составление рассказа по серии сюжетных картинок; составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием моделирования плана высказывания; составление описательных рассказов с использование схемы описания.
Результаты проведенного нами эксперимента подтверждают эффективность применения наглядного моделирования в ходе коррекционно-логопедической работы при формировании связной речи у дошкольников с ОНР 3 уровня. Таким образом, гипотеза исследования подтверждена, цель достигнута, задачи решены.
Список литературы
1. ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования) утверждён 17 октября 2013 года Приказом №1155 Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс]. — режим доступа: минобрнауки.рф (дата обращения 12.10.2014)
2. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. - Ч. 1: Устная связная речь. Лексика: пособие для логопеда / Н.Г. Андреева; под ред. Р.И. Лалаевой.— М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006.— 182 с.: ил.— (Коррекционная педагогика).
3. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии. М., 2008.
4. Баряева, Л. Б. Учим детей общаться. Формирование коммуникативных умений у младших дошкольников с первым уровнем речевого развития: Учебно-методическое пособие / Л. Б. Баряева, Л. В. Лопатина. — СПб. : ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011. — 144 с.
5. Белякова Л. И., Волоскова Н. Н. Логопедия. Дизартрия. — М.: изд. центр ВЛАДОС, 2009. — 287с.
6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб.: Питер, 2008. — 400с.
7. Бурлакова, М. К. Коррекция сложных речевых расстройств : сборник упражнений / М. К. Бурлакова. - Москва : В. Секачев, 2011. — 362 с
8. Вачков, И. В. Введение в сказкотерапию, или избушка, избушка, повернись ко мне передом... / И. В. Вачков. — М. : Генезис, 2011. — 285 с.
9. Винарская Е. Н. Дизартрия. — М.: ACT Астрель, 2010. — 141с.
10. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. — М.: Эксмо, 2008. — 508с.
11. Гаркуша Ю. Ф. Возможности изучения динамики развития дошкольника с нарушением речи // Логопед, 2009. № 1. С. 10–17.
12. Гербова, В. В. Коммуникация: развитие речи и общения детей в подготовительной к школе группе детского сада / В.В. Гербова. — М. : Мозаика-Синтез, 2013. — 110 с.
13. Глухов В.П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи. – М.: В. Секачев, 2012.
14. Глухов В.П. Комплексный подход к формированию связной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речевого и познавательного развития. М., 2013.
15. Глухов В.П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольнников с общим недоразвитием речи: Учебно-методич. пособие для студентов пед. и гуманит. вузов и практикующих логопедов. М., 2012.
16. Глухов В.П. Психолингвистика: Учебник для педагогических и гуманитарных вузов. М., 2013.
17. Гусарова Н. Н. Беседы по картинке.-СПб.: ДЕТСТВО — ПРЕСС, 2010.
18. Диалог: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования соответствует Федеральным государственным требованиям / рук. авт. коллектива О. Л. Соболева. — М. : Дрофа, 2013. — 863 с.
19. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой. — М., 2009. — 144с.
20. Дьяченко, О. М. Развитие воображения дошкольника : методическое пособие для воспитателей и родителей / О. М. Дьяченко. — М. : Мозаика-Синтез, 2008. — 126 с
21. Жукова Н. С. Отклонения в развитии детской речи. — Екатеринбург, 2008. — 316с.
22. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М., 2009. — 320с.
23. Киселева В. А. Комплексное исследование детей со стертой дизартрией // Логопедия: методические традиции и новаторство / Под ред. С.Н. 10.Шаховской, Т. В. Волосовец. — Воронеж, 2008. С. 39–50.
24. Ковригина, Л. В. Онтогенез и дизонтогенез речевого развития : учебно -методический комплекс / Л. В. Ковригина / м-во образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО "Новосибирский гос. пед. ун-т". — Новосибирск : НГПУ, 2011. — 169 с.
25. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии / В. В. Лебединский. — М.: Академия, 2011. — 140 с.
26. Левина Р. Е. Характеристика ОНР у детей / Р. Е. Левина, Н. А. Никашина. — М.: Просвещение, 2009. — 159с.
27. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Красанд, 2010.- 2016с.
28. Львов М. Р. Основы теории речевой деятельности. — М., 2008. — 248с.
29. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников / Л. В. Лопатина, Л. А. Позднякова. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010. — 143 с
30. Лукаш, О. А. Нейропсихологические основы формирования речи у детей / О. А. Лукаш. — Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2011. — 165 с.
31. Маршак, С. Я. Стихи, песенки, загадки : стихи для дошкольного возраста / С. Я. Маршак. — М.: Планета детства, 2012. — 191 с.
32. Мастюкова Е. М. Дети с церебральным параличом // Специальная психология / Под ред. В. И. Лубовского. — М., 2008. — 120с.
33. Никитенко А. В. Развитие связной диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи посредством словесно-логических игр [Текст] / А. В. Никитенко // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 70-75.
34. От рождения до школы: Примерная основная общеразвивающая программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. — 304 с
35. Поваляева М. А. Справочник логопеда. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2008. — 448с.
36. Приходько О. Г. Ранняя диагностика дизартрических нарушений у детей // IV Царскосельские чтения. Научно-теоретическая межвузовская конференция с международным участием. — СПб, ЛГОУ, 2009. — С. 7–10.
37. Приходько, О.Г. Ранний возраст. Диалог. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования; под ред. О. Л. Соболевой. — М. : Дрофа, 2013. — С. 28-81.
38. Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи; под ред. Л.В. Лопатиной. — СПб. : ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2009. — 415 с.
39. Пылаева, Н. М. Учимся видеть и называть: методика развития зрительно -вербальных функций у дошкольников: методическое руководство / Н. М. Пылаева, Т. В. Ахутина. — М. : В. Секачев, 2012. — 23 с.
40. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. — М., 2009. — 208с.
41. Cеменова Л.Э. Проявление гендерной субъективности в контексте личностного становления детей с нормальным и проблемным психическим развитием. Нижний Новгород, 2009.
42. Сингаевская О.В., Соболева А.В. Развитие связной речи дошкольников //Логопедия сегодня. - 2011г. - №2. - С.26-30
43. Тишина Л.А., Толпегина А.С. Формирование навыков краткого пересказа у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи//Школьный логопед. – 2010г. - №. - С.67-73
44. Ушакова, Т. Н. Рождение слова: проблемы психологии речи и психолингвистики / Т. Н. Ушакова. — М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. — 524 c
45. Ушинский, К. Д. Воспитание человека: Избранное / К. Д. Ушинский. — М. : Карапуз, 2000. — 256 с.
46. Филичева, Т. Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи : программно -методические рекомендации / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г. В. Чиркина. — 2-е изд., — М. : Дрофа, 2010. — 189 с.
47. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. — М., «Издательство ГНОМ и Д», 2008. — 128с.
48. Халилова, Л. Б. Психолингвистические механизмы декодирования речи: норма и речевая патология / Л. Б. Халилова, А. С. Володина. — М. : Изд-во: Парадигма, 2013. — 152 с.
49. Хватцев, М. Е. Логопедия : кн.для препод.и студ. высш.пед. учеб. заведений: в 2-х кн. Кн.1 / М. Е. Хватцев ; под ред. Р. И. Лалаевой, С. Н. Шаховской. - М. : ВЛАДОС, 2010. - 272 с. - (Педагогическое наследие).
50. Хватцев, М. Е. Логопедия : кн.для препод.и студ. высш.пед. учеб. заведений: в 2-х кн. Кн.2 / М. Е. Хватцев ; под ред. Р. И. Лалаевой, С. Н. Шаховской. - М. : ВЛАДОС, 2010. - 293 с. - (Педагогическое наследие).
51. Шахнарович, А. М. Психолингвистические проблемы овладения общением в онтогенезе / А. М. Шахнарович, Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов // Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. — М. : Либроком, 2009. — 328 с.
52. Шевченко А.В. Особенности самосознания и условия его формирования у дошкольников с задержкой психического развития: Дис. … канд. психол.наук. Иркутск, 2008.
53. Щербак, С. Г. Изучение особенностей связной монологической речи детей с дизартрическими расстройствами / С. Г. Щербак // Дефектология. — 2010. — №1. — С. 47-56.
54. Эльконин Д. Б. Основные вопросы теории детской игры // Детская психология: учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — 2-е изд. — М.: Академия, 2008. С. 317–337
Приложения
Приложение 1
Пересказ текста
Речевой материал: сказка «Дружба».
Дружба
Летом подружилась белочка с зайчиком. Белочка была рыженькая, а зайчик был серенький. Каждый день они прибегали на небольшую полянку и там угощали друг друга.
Белочка приносила грибы, шишки, орехи, а зайчик – морковку, капусту.
Но вот прошло лето. Наступила осень, а потом зима. Выпал белый снег. Белочка спряталась к себе в дупло, а зайчик под густую ветку ели.
Один раз белочка высунулась из дупла. Она увидела зайчика, но не узнала его, потому что зайчик был не серый, а белый. Зайчик тоже увидел белочку и тоже не узнал ее. Он ведь был знаком с рыженькой белочкой, а эта была серая.
Но наступит лето, и они снова узнают друг друга.
Процедура: Ребёнку читается сказка, задаются вопросы по ее содержанию. После того как ребёнок ответил на вопросы, сказка читается ещё раз. Экспериментатор просит пересказать текст.
Инструкция: “Прослушай внимательно сказку. Что тебе было непонятно? Ответь на мои вопросы:
Вопросы:
- Какая была белочка?
- А какой был зайчик?
- Чем они угощали друг друга?
- Куда спрятались белочка и зайчик?
- Почему белочка и зайчик спрятались?
- Почему они не узнали друг друга?
Прослушай сказку ещё раз и постарайся ее пересказать”.
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 5
Таблица 1
Характеристика детей экспериментальной группы.
№ | Имя | Возраст | Речевой диагноз | Сопутствующий диагноз |
Алеша К | 6 лет | ОНР 3 | Аллергия | |
Владик Р | 6 лет | ОНР 3 | __ | |
Настя К | 6 лет | ОНР3 | Аллергия | |
Илья В | 6 лет | ОНР3 | ММД | |
Саша А | 6 лет | ОНР3 | __ | |
Валя Т | 6 лет | ОНР3 ст. дизартрия | ММД | |
Катя Ч | 5.9 лет | ОНР 3 | Нефропатия | |
Оксана М | 6 лет | Алалия ОНР 3 | Орг. поражение ЦНС | |
Максим М | 6 лет | ОНР 3 ст.дизартрия | Сход. косоглазие миопия 1ст. | |
Алеша М | 6 лет | ОНР 3 | __ |
Таблица 2
Сравнительный количественный анализ исследования пересказа у детей экспериментальной и контрольной групп
Экспериментальная группа | Сравнительная группа | ||||||
№ | Имя | Баллы | Баллы | № | Имя | Баллы | Баллы |
Алеша К. | Сережа П. | ||||||
Владик Р. | Алена Г. | ||||||
Настя К. | Дима А. | ||||||
Илья В. | Карина Б. | ||||||
Саша А. | Андрей К. | ||||||
Валя Т. | Саша З. | ||||||
Катя Ч. | Дима Б. | ||||||
Оксана М. | Яна К. | ||||||
Максим М. | Надя В. | ||||||
Алеша М. | Максим О. | ||||||
Средний балл | 2,1 | 2,0 | Средний балл | 3,5 | 3,7 | ||
Итого | 2,0 | Итого | 3,6 |
Таблица 3
Сравнительный количественный анализ исследования рассказа, составленного по серии сюжетных картинок у детей экспериментальной и контрольной групп
Экспериментальная группа | Сравнительная группа | ||||||
№ | Имя | Баллы | Баллы | № | Имя | Баллы | Баллы |
Алеша К. | Сережа П. | ||||||
Владик Р. | Алена Г. | ||||||
Настя К. | Дима А. | ||||||
Илья В. | Карина Б. | ||||||
Саша А. | Андрей К. | ||||||
Валя Т. | Саша З. | ||||||
Катя Ч. | Дима Б. | ||||||
Оксана М. | Яна К. | ||||||
Максим М. | Надя В. | ||||||
Алеша М. | Максим О. | ||||||
Средний балл | 2,0 | 1,9 | Средний балл | 3,7 | 3,8 | ||
Итого | 1,9 | Итого | 3,7 |
Таблица 4
Сравнительный количественный анализ исследования рассказа, составленного по сюжетной картинке без наглядной модели у детей экспериментальной и контрольной групп
Экспериментальная группа | Сравнительная группа | ||||||
№ | Имя | Баллы | Баллы | № | Имя | Баллы | Баллы |
Алеша К. | Сережа П. | ||||||
Владик Р. | Алена Г. | ||||||
Настя К. | Дима А. | ||||||
Илья В. | Карина Б | ||||||
Саша А. | Андрей К. | ||||||
Валя Т. | Саша З. | ||||||
Катя Ч. | Дима Б. | ||||||
Оксана М. | Яна К. | ||||||
Максим М. | Надя В. | ||||||
Алеша М. | Максим О. | ||||||
Средний балл | 1,6 | 1,6 | Средний балл | 3,0 | 3,3 | ||
Итого | 1,6 | Итого | 3,1 |
Таблица 5
Сравнительный количественный анализ исследования описательных рассказов о предмете без наглядной модели у детей экспериментальной и контрольной групп
Экспериментальная группа | Сравнительная группа | ||||||
№ | Имя | Баллы | Баллы | № | Имя | Баллы | Баллы |
Алеша К. | Сережа П. | ||||||
Владик Р. | Алена Г. | ||||||
Настя К. | Дима А. | ||||||
Илья В. | Карина Б. | ||||||
Саша А. | Андрей К. | ||||||
Валя Т. | Саша З. | ||||||
Катя Ч. | Дима Б. | ||||||
Оксана М. | Яна К. | ||||||
Максим М. | Надя В. | ||||||
Алеша М. | Максим О. | ||||||
Средний балл | 1,3 | 1,5 | Средний балл | 2,8 | 2,9 | ||
Итого | 1,4 | Итого | 2,8 |
Таблица 6
Сравнительный количественный анализ исследования рассказа, составленного по сюжетной картинке с применением наглядной модели у детей экспериментальной и контрольной групп
Экспериментальная группа | Сравнительная группа | ||||||
№ | Имя | Баллы | Баллы | № | Имя | Баллы | Баллы |
Алеша К. | Сережа П. | ||||||
Владик Р. | Алена Г. | ||||||
Настя К. | Дима А. | ||||||
Илья В. | Карина Б | ||||||
Саша А. | Андрей К. | ||||||
Валя Т. | Саша З. | ||||||
Катя Ч. | Дима Б. | ||||||
Оксана М. | Яна К. | ||||||
Максим М. | Надя В. | ||||||
Алеша М. | Максим О. | ||||||
Средний балл | 3,1 | 3,1 | Средний балл | 3,7 | 3,7 | ||
Итого | 3,1 | Итого | 3,7 |
Таблица 7
Сравнительный количественный анализ исследования описательных рассказов о предмете с применением наглядной модели у детей экспериментальной и контрольной групп
Экспериментальная группа | Сравнительная группа | ||||||
№ | Имя | Баллы | Баллы | № | Имя | Баллы | Баллы |
Алеша К. | Сережа П. | ||||||
Владик Р. | Алена Г. | ||||||
Настя К. | Дима А. | ||||||
Илья В. | Карина Б. | ||||||
Саша А. | Андрей К. | ||||||
Валя Т. | Саша З. | ||||||
Катя Ч. | Дима Б. | ||||||
Оксана М. | Яна К. | ||||||
Максим М. | Надя В. | ||||||
Алеша М. | Максим О. | ||||||
Средний балл | 3,1 | 2,7 | Средний балл | 3,8 | 3,7 | ||
Итого | 2,9 | Итого | 3,7 |
Приложение 6
ХОД ЗАНЯТИЯ
Этапы | Содержание | Примечание |
1.Орг. момент Объявление темы 2.Подбор определений. 3.Упражнение на развитие дыхания. 4. Физминутка 5. Развитие ручного праксиса и ориентировки в пространстве. 6.Составление рассказа по картине по цепочке ( с последующим рассказываем целой сказки лично каждым ребенком) 7.Выборочное рассказывание целой сказки одним-двумя детьми ( у каждого своя концовка) 11. Итог 12. Оценка работы ребенка. Сюрприз-ный момент. | Сегодня мы будем помогать нашей гостье Мартышке из Африки понять что же такое Зима. Она ведь не знает. -А какая она зима?(суровая, снежная, холодная, морозная, вьюжная, ветреная, колючая, блестящая, волшебная) -А какой снег?(белый, пушистый, мокрый, искристый, серебристый, кристаллический, мокрый, липкий) -С неба звездочка упала, На ладошку мне попала и пропала. -Что же это за звездочка? (снежинка) -А снежинки какие?(разрезные, кружевные, фигурные, красивые, разные, колючие, искристые, воздушные) -Зима снежинки разбросала. Возьмите их , подуйте на них. Кружатся снежинки в воздухе морозном, Падают на землю кружевные звезды. Вот одна упала на мою ладошку, Ой, не тай, снежинка, подожди немножко. Игра «Путаница». Педагог называет одни части тела, а показывает при этом другие, дети должны показать правильно. А теперь я предлагаю вам побыть волшебниками и самим сделать зимнюю картину. «У леса на опушке жила Зима в избушке. Возьмите голубой домик Зимы и прикрепите его в верхний правый угол. А лес был в нижнем правом углу, возьмите елочку и прикрепите её в нижний правый угол. Засыпала зима лес снегом и пошла дальше путешествовать. Добралась до озера, которое посередине нашей картины. Заковала его зима льдом, возьмите овал и прикрепите его посередине листа. Зима дальше путешествует. Оказалась она в городе. Прикрепите домик в нижний левый угол. Засыпала она все дома, деревья серебристым пушистым снегом, заморозила пруд, чтобы ребята смогли на коньках кататься, да на санках с горок-берегов. Затем зима оказалась в гостях у солнышка. Прикрепите солнышко в левый верхний угол. Как вы думаете, что случилась дальше? -Посмотрите, какая картина у нас получилась! -А теперь давайте составим совместный рассказ по этой картине по словесному плану: 1.Где жила Зима? 2.Откуда (с чего) начала свою прогулку зима? Что она сделала? 3.Куда отправилась Зимушка после леса и что она сделала? 4.Что зима сделала, когда добралась до города? 5.А теперь каждый сам придумает свой конец сказки. -Мы с вами вместе придумали сказку о Зимушке-зиме. Как назовем эту сказку? -«Проделки Зимушки-зимы». -А теперь мы с Обезьянкой хотим услышать целую сказку в исполнении кого-нибудь из вас, ребята! - Чему вы учились на занятии? - Что понравилось? - Что получилось? Выглянуло солнышко, обогрело землю и снежок начал таять. А вам Обезьяна дарит то, что тает во рту, а не в руках (детям логопед предлагает сладкую вату). | Появляется кукла обезьянки Дети отвечают Ребята отгадывают загадку Дети по очереди прикрепляют заготовленные заранее детали будущей картины на ковролине. Дети составляют рассказ по цепочке, отвечая полным предложе< Наши рекомендации
|