Контрафакт в Беларуси: тенденции и методики нейтрализации

Контрафакт в Беларуси: тенденции и методики нейтрализации

К проблеме криминалистического исследования магнитных и оптических носителей информации с точки зрения соблюдения законодательства по авторскому праву и смежным правам в экспертных учреждениях Республики Беларусь обратились в 2001 году. За прошедшие годы был опубликован ряд научных работ и практических пособий, приобретен определенный опыт по выявлению контрафактных изделий. Несмотря на то, что сегодня многое из музыки и кино, а также различного рода программного обеспечения перешло в интернет, данный вид исследования по-прежнему остается актуальным.

Авторским коллективом, состоящим из практических сотрудников Государственного экспертно-криминалистического центра МВД Республики Беларусь и преподавателей УО «Академия МВД республики Беларусь» была создана, апробирована, утверждена и опубликована методика технико-криминалистического исследования магнитных и оптических носителей информации, содержащих объекты интеллектуальной собственности в целях установления технических признаков контрафактности. Сегодня, благодаря утверждению вышеназванной методики, в правоприменительную практику введено понятие технических признаков контрафактности.

Технические признаки контрафактности – это:

· отличия исследуемого изделия, его составных частей, в том числе включенных в изделие фонограмм, аудиовизуальных произведений, компьютерных программ, других объектов авторского права или смежных прав) от лицензионного образца продукции соответствующего вида и наименования.

· несоответствие требованиям нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов, регламентирующих производство и распространение лицензионной продукции, содержащей объекты интеллектуальной собственности.

Какие же из признаков контрафакта покупатели могут распознать во время приобретения аудио- и видео-дисков, программного обеспечения и. таким образом, обезопасить себя от использования некачественных товаров?

В Республике Беларусь принят СТБ 1743-2007 «Маркировка носителей аудио- и видеопродукции и программного обеспечения», в котором – в числе других норм – регламентирована информация, наличие которой обязательно на частях полиграфического оформления перечисленных изделий. К данной информации, в первую очередь, относятся сведения об обладателях авторского права (знак принадлежности (с), и наименование правообладателя), а для изделий, содержащих фонограммы, видеозаписи концертов и видеоклипов, также и об обладателях смежных прав (знак принадлежности (р) и наименование правообладателя). Красочные изображения на частях полиграфической упаковки должны быть высокого качества, края линий штрих-кодов ровными и четкими. Являются техническими признаками контрафактности наличие на носителях информации музыки, записанной в формате МР3, или видеозаписи более 2, 5 часов на 4, 5 –гигабайтных дисках и более 5 часов – на 9-гигабайтных.

Для дисков DVD, HD DVD, Blu-Ray и UMDв мире принята региональная защита, то есть, разделение на зоны распространения данных видов изделий. Республика Беларусь относится к зоне распространения под номером пять. Информация об этом также должна быть нанесена на полиграфические части упаковки и сам носитель информации. Иногда правообладатель снабжает свою продукцию защитными наклейками в виде голограмм. В том числе такими, которые могут саморазрушаться во время вскрытия упаковки. «Пираты» подделывают их. Международная федерация производителей фонограмм собирает информацию о компаниях, которым никогда не разрешалось выпускать на рынок лицензионную продукцию. Многие из «пиратов», не скрываясь, указывают среди другой информации, нанесенной на упаковку, сведения о себе в виде логотипов. Их наличие является техническим признаком контрафактности.

ВРЕЗКА

Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь выступает за то, чтобы улучшить систему защиты персональных данных белорусов. Об этом сообщил начальник отдела ОАЦ Анатолий Матвеев. Сотрудник ОАЦ обратил внимание на разрозненность законодательства, касающегося защиты персональных данных. Между тем, с точки зрения эксперта, ряд вопросов требует установления единых требований к деятельности субъектов, подбору и обработке персональных данных. «Кроме того, нет специального состава ответственности за незаконное распространение и использование персональных данных, а также за несоздание условий по их защите.

Решить эти вопросы, по мнению ОАЦ, возможно только после определения государственного органа, который будет осуществлять контрольную и надзорную деятельность по выполнению требований по защите персональных данных. Также незаконные деяния могут охватываться общими составами административного и уголовного воздействия» - отметил представитель Центра. Центр в свою очередь, готов вместе с этим органом определять такие требования по технической, криптографической защите информации в системах, где будут обрабатываться эти сведения, добавил Анатолий Матвеев.

Актуальность этой задаче придает то, что по мере развития современных технологий потребность в обработке персональных данных в электронном виде в различных информационных системах (банковской, медицинской, туристической) становится всё более востребованным. «Это привлекает внимание злоумышленников, которые выбирают объектом воздействия не конкретного пользователя, а информационные системы и центры обработки данных. Полученная путем несанкционированного доступа информация используется в мошеннических целях: рассылка СПАМа, незаконные операции с банковскими картами» - констатировал эксперт.

Что же касается правового использования компьютерных программ, то подобные программы являются объектом интеллектуальной собственности. Это означает, что обладателю имущественных прав (автору либо правообладателю) принадлежат объекты интеллектуальной деятельности. Правообладателю принадлежит исключительное право использования этой программы по своему усмотрению. Только он имеет право сохранять программу на свой компьютер, импортировать, продавать и сдавать ее в прокат. Иные лица могут использовать ее только с разрешения правообладателя. Для того, чтобы они могли пользоваться программой, необходимо, чтобы с правообладателем был заключен лицензионный договор. По этому договору передаются права от правообладателя к пользователю. При этом последнему передаются только те права, которые указаны в договоре. В ИТ-сфере существует расхожий термин «лицензия». Под ним понимается договор. И когда существуют различные виды договора, то есть различный объем передаваемых прав, мы говорим, что существуют различные виды лицензий.

НЕКОТОРЫЕ ВИДЫ ЛИЦЕНЗИЙ:

· однопользовательская: правообладатель разрешает использовать компьютерную программу только на одном компьютере;

· сетевая: правообладатель разрешает использовать компьютерную программу в сети одной организации;

· для коммерческого использования: правообладатель разрешает использовать эту программу в сети одной организации;

· свободная: правообладатель разрешает использование данной программы без оплаты.

За использование компьютерной программы любыми способами, которые не указаны в лицензионном договоре, наступает уголовная либо гражданско-правовая ответственность.

Чем же опасно пиратство?

Если разработчик затрачивает силы, время и средства на исследование рынка, разработку программ, тестирование и оплату, то пират тратится исключительно на тиражирование и продажу. И, соответственно, как и любой нелегальный бизнес, получает баснословные прибыли. Если легальный разработчик может иметь доходность от своего программного продукта 30%, то доходность пиратов составляет 900% - по причинам, указанным выше. Ни о какой конкуренции здесь, безусловно, не может идти и речи.

Важность защиты авторских прав в Российской Федерации осознана на высшем уровне. Президент России проводит регулярные встречи с представителями ИТ-индустрии. Усилилась борьба с компьютерным пиратством на уровне государства. Традиционных видов пиратства в России заметно поубавилось. Нетрадиционные же, такие как интернет-пиратство, продолжают процветать. С интернет-пиратами еще не научились окончательно бороться. Причинами его являются мало проработанное законодательство, а также малый рост правоприменения.

Вымирающим видом пиратов в России являются «лоточники». Связано это с бурным развитием интернет-технологий. Помимо этого, с нелегальными торговцами на лотках начала активно бороться милиция. Большое внимание данному виду пиратства уделяется по-прежнему. Казалось бы, чего проще - купить раскладной стол либо арендовать небольшой павильон в людном месте и активно торговать контрафактом.

Достаточно распространенным видом пиратства, который сегодня сходит на нет, стали «предустановщики». В уменьшении их активности следует видеть усиление контроля со стороны правообладателей и правоохранительных органов. Это может быть небольшая фирма, которая занимающаяся реализацией компьютеров, которая, чтобы быть конкурентоспособной на рынке, предлагает покупателю наравне с железом установку нелицензионного софта, операционной системы, дополнительных приложений и прочего.

«Черными внедренцами» называют физические и юридические лица, которые занимаются нелицензионным распространением компьютерных программ. Качество их услуг весьма низкое, и люди это достаточно асоциальные: либо студенты, либо безработные, которые ссылаются на свое затруднительное материальное положение. Имея порой самые начальные навыки обращения с компьютером, они размещают объявления с предложениями услуг по обслуживанию программ. Число их не уменьшается - в связи с обильным предложением появляется и спрос. Пользователь не хочет приобретать лицензионные продукты, предпочитая воспользоваться услугами данных лиц. В связи с тем, что в России это один из основных видов пиратства, наработана богатая практика борьбы с ними. Выкладывание же в сети нелегального контента, ввиду непроработанности законодательства, приобретает все большие масштабы. В целом ситуацию с «Черными внедренцами» удалось переломить. «Черных внедренцев» стали привлекать к уголовной ответственности не только за нарушение авторских прав, но и за использование и установку нелегального ПО.

С предустановщиками и лоточниками ведет активную борьбу милиция. Против последних направлены такие операции МВД, как «Сеть» и «Контрафакт». Проходят массовые рейды, направленные на выявление компьютерных пиратов. Осуществляются негласные закупки, соответственно, после которых выносятся обвинительные приговоры. Обсуждение данной проблемы ведется на уровне Государственной Думы и правительства Российской Федерации.

Интернет является поистине кладезем информации для пиратов: в нем можно как разместить объявление об услугах «Черных внедренцев», так и распространить нелегальный контент с прямым извлечением доходов, предоставляя возможность скачивать с торрентов нелегальное ПО. Также можно предоставлять бесплатное скачивание с целью поднятия рейтинга, установку рекламных баннеров и распространять нелегальные программы. Как и любая программа, направленная на то, чтобы взломать программную защиту легального продукта, она несет потенциальный вред. Правоохранителями ведется активный мониторинг подобных действий с последующей передачей информации в компетентные органы. Поскольку компьютерным пиратством занимается «Управление К» БСТМ МВД России, пишутся письма провайдерам, которые, как правило, идут навстречу и закрывают доступ к нелегальному контенту по просьбе правообладателя.

Врезка: ограничение на покупку валюты для приобретения импортного оборудования однозначно повлечет лавинообразный рост контрабанды из-за рубежа и России и стимулирование незаконной предпринимательской деятельности, а сокращение платежей в бюджет от ИКТ может превысить 300 млн долларов в год. Введенное в Беларуси ограничение на покупку валюты для приобретения импортного оборудования на сумму, превышающую 50 тысяч евро в эквиваленте, усиливает позиции черного рынка сбыта контрабанды в стране и существенное сокращение платежей в бюджет. За последнее время в республике была создана товаропроводящая сеть компаний ИТ-сектора, отвечающая последним мировым требованиям. Компаниям-дистрибуторам предоставлялись отсрочки на 60-90 дней по расчетам за ввезенные товары, мировые лидеры ИТ-сектора активно сотрудничали с производителями и проектными компаниями для предоставления доступа к новейшим ИТ-технологиям. В результате такого сотрудничества снизилась цена на ИТ-товары для белорусского потребителя. Возросли поступления от их продажи в бюджет, доля черного рынка занимавшего пять лет назад более 60 процентов, была сокращена. Однако функционирование созданной с таким трудом сети становится практически невозможным. Также становится невозможным обеспечить потребителя средствами ИТ-технологий, а организации – еще и средствами коммуникаций. Из розничной сети исчезнут не производимые в стране товары – модули памяти, платы, ноутбуки, принтеры. Ставится под угрозу выполнение государственных программ по информатизации, создаются препятствия для поставленных задач развития экспорта программного обеспечения и ИКТ-услуг. При этом ожидается отток валютных вкладов населения для финансирования контрабандных закупок недобросовестных продавцов. Как полагают отдельные представители ИТ-отрасли, реализация норм постановления может повлечь возрождение черного рынка, существенное сокращение платежей в бюджет со стороны компаний ИТ-сектора и утечку наличной валюты в сопредельные государства как следствие смещения спроса на недобросовестных продавцов на рынки РФ, Литвы и Польши. Неизбежно снизятся объемы отечественного производства компьютерного оборудования (ПЭВМ, мониторов, СКС и других). А также сопутствующих услуг. В более долгосрочной перспективе возможно существенное отставание Беларуси от процессов формирования информационного общества и потеря конкурентоспособности на сопредельных рынках. Во избежание вышеуказанных негативных последствий специалисты предлагают пересмотреть перечень товаров к постановлению 240/5 и исключить оттуда продукты ИТ-сектора.

Елена Харламова.

       
         
         
         


Контрафакт в Беларуси: тенденции и методики нейтрализации

К проблеме криминалистического исследования магнитных и оптических носителей информации с точки зрения соблюдения законодательства по авторскому праву и смежным правам в экспертных учреждениях Республики Беларусь обратились в 2001 году. За прошедшие годы был опубликован ряд научных работ и практических пособий, приобретен определенный опыт по выявлению контрафактных изделий. Несмотря на то, что сегодня многое из музыки и кино, а также различного рода программного обеспечения перешло в интернет, данный вид исследования по-прежнему остается актуальным.

Авторским коллективом, состоящим из практических сотрудников Государственного экспертно-криминалистического центра МВД Республики Беларусь и преподавателей УО «Академия МВД республики Беларусь» была создана, апробирована, утверждена и опубликована методика технико-криминалистического исследования магнитных и оптических носителей информации, содержащих объекты интеллектуальной собственности в целях установления технических признаков контрафактности. Сегодня, благодаря утверждению вышеназванной методики, в правоприменительную практику введено понятие технических признаков контрафактности.

Технические признаки контрафактности – это:

· отличия исследуемого изделия, его составных частей, в том числе включенных в изделие фонограмм, аудиовизуальных произведений, компьютерных программ, других объектов авторского права или смежных прав) от лицензионного образца продукции соответствующего вида и наименования.

· несоответствие требованиям нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов, регламентирующих производство и распространение лицензионной продукции, содержащей объекты интеллектуальной собственности.

Какие же из признаков контрафакта покупатели могут распознать во время приобретения аудио- и видео-дисков, программного обеспечения и. таким образом, обезопасить себя от использования некачественных товаров?

В Республике Беларусь принят СТБ 1743-2007 «Маркировка носителей аудио- и видеопродукции и программного обеспечения», в котором – в числе других норм – регламентирована информация, наличие которой обязательно на частях полиграфического оформления перечисленных изделий. К данной информации, в первую очередь, относятся сведения об обладателях авторского права (знак принадлежности (с), и наименование правообладателя), а для изделий, содержащих фонограммы, видеозаписи концертов и видеоклипов, также и об обладателях смежных прав (знак принадлежности (р) и наименование правообладателя). Красочные изображения на частях полиграфической упаковки должны быть высокого качества, края линий штрих-кодов ровными и четкими. Являются техническими признаками контрафактности наличие на носителях информации музыки, записанной в формате МР3, или видеозаписи более 2, 5 часов на 4, 5 –гигабайтных дисках и более 5 часов – на 9-гигабайтных.

Для дисков DVD, HD DVD, Blu-Ray и UMDв мире принята региональная защита, то есть, разделение на зоны распространения данных видов изделий. Республика Беларусь относится к зоне распространения под номером пять. Информация об этом также должна быть нанесена на полиграфические части упаковки и сам носитель информации. Иногда правообладатель снабжает свою продукцию защитными наклейками в виде голограмм. В том числе такими, которые могут саморазрушаться во время вскрытия упаковки. «Пираты» подделывают их. Международная федерация производителей фонограмм собирает информацию о компаниях, которым никогда не разрешалось выпускать на рынок лицензионную продукцию. Многие из «пиратов», не скрываясь, указывают среди другой информации, нанесенной на упаковку, сведения о себе в виде логотипов. Их наличие является техническим признаком контрафактности.

Наши рекомендации