Урок 4. Знакомство с языком Паскаль АВС. Понятие о компиляторе и интерпретаторе. Общая структура программы. Оператор присваивания. Операторы ввода-вывода.

Первая версия языка Паскаль была разработана в 1968 году. Ее разработчиком является швейцарский ученый Никлаус Вирт. Свое название язык получил в честь создателя первой механической вычислительной машины француза Блеза Паскаля. На основе языка Паскаль в 1985 г. фирма Borland выпустила версию Turbo Pascal версии 3.0. В 1992 г. появилась последняя на сегодняшний день версия языка Turbo Pascal - 7.0. В ней сохранились все достоинства предыдущих версий:

· многооконный режим работы

· возможность использования мыши

· возможность использования Ассемблера

· возможность создавать объектно-ориентированные программы

Интегрированная инструментальная оболочка (ИИО) Pascal ABC

Основной экран программы состоит из 4 частей:

1. Строка меню

· Файл (новый, открыть, сохранить, печать, выход)

· Правка (отменить, восстановить, вырезать, копировать, вставить, найти, заменить)

· Вид (окно ввода, окно выполнения программы, окно отладки)

· Программа (выполнить – F9, выполнить до курсора)

· Сервис (создать шаблон программы, посмотреть результаты)

· Помощь

2. Панель инструментов (пиктограммы наиболее часто используемых команд)

3. Рабочая область

4. Область вывода результата

Программа и транслятор

Программа— это детальное и законченное описание алгоритма средствами языка программирования. Исполнителем программы является компьютер. Для выполнения компьютером программа должна быть представлена в машинном коде — последовательности чисел, понимаемых процессором. Написать программу в машинных кодах вручную достаточно сложно. Поэтому сегодня практически все программы создаются с помощью языков программирования, которые по своим синтаксису и семантике приближены к естественному человеческому языку. Это снижает трудоемкость программирования. Однако, текст программы, записанный с помощью языка программирования, должен быть преобразован в машинный код. Эта операция выполняется автоматически с помощью специальной служебной программы, называемой транслятором.

Трансляторы делятся на два типа: интерпретаторы и компиляторы.

Интерпретатор переводит в машинный код и выполняет очередной оператор (команду) программы. Если команда повторяется, то интерпретатор рассматривает ее как встреченную впервые.

Компилятор переводит в машинный код исходный текст программы целиком. Поэтому достоинство компиляторов — быстродействие и автономность получаемых программ. Достоинство интерпретаторов — их компактность, возможность остановить в любой момент выполнение программы, выполнить различные преобразования данных и продолжить работу программы. Примерами служебных программ — интерпретаторов являются GW Basic, Лого, школьный алгоритмический язык, многие языки программирования баз данных. Компиляторами являются Turbo Pascal, С++, Delphi.

Общая структура программы

Program<имя программы>;

Label<раздел описания меток>;

Const<раздел описания констант>;

Type<раздел описания типов>;

Var<раздел описания переменных>;

Procedure (Function)<раздел описания подпрограмм>;

Begin

<раздел операторов>

End.

Все программы обязательно имеют раздел заголовок и раздел операторов. Остальные составляющие могут отсутствовать. При отсутствии некоторых частей программы общий порядок их следования сохраняется.

Разделы между собой разделяются знаком ";"

Раздел операторов заключается в операторные скобки. Это зарезервированные слова begin, end. Раздел операторов заканчивается точкой. Запись внутри операторных скобок ведется с отступом в три знака.

Раздел "заголовок" начинается с зарезервированного слова, за которым указывается имя программы. В качестве имени может использоваться любой набор символов алфавита с несколькими исключениями:

· Нельзя использовать зарезервированные слова

· Нельзя начинать имя с цифры

· При использовании имени не используется пробел

· Оператор присваивания - это основной оператор любого языка программирования. Данный оператор позволяет поместить определенное значение в необходимую вам переменную.

· Оператор присваивания имеет вид: <переменная> := <выражение>;

Операторы ввода/вывода

Паскаль содержит четыре оператора ввода/вывода: read, readln, write, writeln.

Оператор read осуществляет ввод данных с клавиатуры и размещение их в стандартном файле ввода input. Вводимые данные размещаются в качестве значений переменных, имена которых перечислены в круглых скобках за оператором read.

Общая структура: read (список ввода);

read (a, b, c);

Вводятся данные тоже списком, в котором они разделяются пробелом. Ввод заканчивается нажатием Enter. Курсор, отмечающий позицию следующего ввода/вывода остается за последним введенным данным.

Оператор readln выполняет аналогичные действия и переводит курсор на следующую строку.

Оператор write осуществляет вывод на экран или печатающее устройство с одновременным размещением в стандартном файле вывода output. Оператор может выводить сообщение или значение переменной. Сообщения записываются в апострофах. Для вывода значения переменной указывается имя переменной. Сообщения и переменные можно чередовать в одном списке, разделяя их запятыми. Курсор остается за последним выведенным данным.

Оператор writeln выполняет аналогичные действия и переводит курсор на следующую строку.

Операторы write и writeln допускают т.н. форматированный вывод данных.

Общая структура: write (список вывода); write (‘Пояснительная запись’, список вывода);

write (a:5:2); write (‘скорость автомобиля= ’, а:5:2);

Первое из чисел указывает сколько экранных знаков отводится под вывод. Второе число указывает количество знаков после запятой в числе и может отсутствовать.

Наши рекомендации