Алфавит и словарь языка паскаль

Для написания программ можно использовать:

1. Прописные строчные буквы латинского алфавита

2. Цифры от 0 до 9

3. Шестнадцатеричные цифры (строятся из десятичных цифр от 0 до 9 и латинских букв от A(a) до F(f))

4. Специальные символы

+ плюс # номер * умножить   пробел
- минус = равно / дробная черта $ знак денежной единицы
_ подчеркивание ; точка с запятой ‘’ апострофы ^ тильда
() круглые скобки , запятая < меньше @ коммерческое а
[] квадратные скобки . точка > больше    
{} фигурные скобки : двоеточие        

5. Комбинации специальных символов

:= присваивание >= больше или равно
<> не равно .. диапазон значений
<= меньше или равно    

В программе эти пары символов разделять пробелами нельзя, если они используются как знаки операций.

Слова, используемые в Паскале, можно разделить на три группы: зарезервированные слова, стандартные идентификаторы и идентификаторы пользователя.

Идентификатор – имя, используемое для обозначения программ, а в программе переменных и постоянных величин, различных процедур, функций, объектов (identification – установление соответствия объекта некоторому набору символов).

Зарезервированные слова являются составной частью языка, имеют фиксированное начертание и определенный смысл. Они не могут изменяться программистом и использоваться в качестве имен, вводимых пользователем для обозначения величин.

Некоторые зарезервированные слова

Absolute Абсолютный Not Логическое НЕ
And Логическое И Or Логическое ИЛИ
Array Массив Of Из
Begin Начало блока Procedure Процедура
Case Вариант Program Программа
Const Константа Record Запись
Div Деление нацело Repeat Повторять
Do Выполнять String Строка
Downto Уменьшить до Then То
Else Иначе To Увеличивая
End Конец блока Type Тип
For Для Until До
Function Функция Uses Использовать
If Если Var Переменная
Label Метка While Пока
Mod Остаток от деления xor Исключающее ИЛИ

Стандартные идентификаторы используются для обозначения заранее определенных разработчиками языка типов данных, констант, процедур и функций. Пример: integer, cos, sin, sqrt, read, write и т.д.

Идентификаторы пользователя применяются для обозначения меток, констант, переменных, процедур и функций, определенных самим программистом. При этом идентификаторы в программе должны быть уникальными.

Правила написания идентификаторов

1. Можно использовать как прописные, так и строчные буквы латинского алфавита.

2. Идентификатор может начинаться только с буквы или знака подчеркивания.

3. Идентификатор может состоять из букв, цифр и знака подчеркивания (пробелы, точки и другие специальные символы запрещены).

4. Правильно выбранные идентификаторы значительно облегчают чтение и понимание программы.

5. Русские буквы в программе должны заключаться в апострофы!

Константы и переменные

Любая программа имеет смысл, если она обрабатывает какие-либо данные. В Паскале данные разделяются на константы и переменные. В программе константы и переменные определяются идентификаторами (именами) пользователя. Каждая переменная и константа принадлежат к определенному типу данных.

Константы – данные, которые не меняют своего значения в процессе выполнения программы. Тип константы автоматически распознается компилятором. Все константы должны быть описаны в специальном разделе, который начинается зарезервированным словом const (constant – константа).

В Паскаль применяется 5 видов констант простых типов:

  1. Целочисленные константы. В качестве значений может использоваться любое целочисленное данное в десятичном или шестнадцатеричном формате (year=2003)
  2. Вещественные константы определяются числами, записанными в десятичном формате данных (time=0.2e+4, yyy=304.0)
  3. Символьные константы могут быть определены только посредством символов таблицы ASCII. При этом сам символ заключается в апострофы (var1='A')
  4. Строковые константы определяются произвольной последовательностью символов, заключенных в апострофы (stroke='IBM')
  5. Типизированные константы (переменные с начальным значением). Каждой типизированной константе ставится в соответствие имя, тип, начальное значение (year1:integer =1995)

Формат:

Const

Имя = значение константы;

Пример:

Сonst

MyName = ‘Ваня Иванов’;

J=5;

Max=1000;

Min=2;

Center=(max-min)/2;

Переменные – данные, которые могут менять свои значения в процессе выполнения программы. Тип переменных должен быть описан перед тем, как с переменными будут выполняться какие-либо действия. Переменные описываются в специальном разделе, который начинается зарезервированным словом var (variable – переменная). Однотипные переменные могут перечисляться через запятую перед указанием их типа.

Формат:

Var

Имя : тип переменной;

Пример:

Var

A, d, c, r: integer;

Summa: real;

Кроме констант и переменных существуют так называемые типизированные константы. Данные этого типа описываются в разделе const, и для них указывается тип, как у переменных.

Формат:

Const

Имя : тип = значение;

Пример:

Const

K: word = $B800;

Ocenka: byte = 4;

Predmet: string=’информатика’;

Все переменные делятся на глобальные и локальные. Глобальными являются переменные, объявленные вне процедур и функций, а локальными - объявленные внутри процедур и функций.

Паскаль накладывает ряд ограничений на использование переменных:

  1. Среди глобальных переменных не может быть двух с одинаковыми идентификаторами;
  2. Среди локальных переменных в пределах одной процедуры или функции не может быть двух с одинаковыми идентификаторами;
  3. В тексте программы любой глобальный идентификатор может дублировать любой локальный идентификатор, т.к. даже при одинаковых именах они хранятся в разных участках памяти.

Типы данных

Любые данные Паскаля характеризуются своими типами. Тип определяет:

· формат представления данных в памяти компьютера

· множество допустимых значений, принимаемое переменной или константой, принадлежащей к выбранному типу

· множество допустимых операций применимых к этому типу

Тип переменной определяется при ее объявлении. Одна из базовых концепций Паскаля заключается в жесткой проверке соответствия типов в операциях присваивания.

Типы данных в языке ТП делятся на 2 основных класса:

Простые типы

· стандартные (целочисленный тип, логический (булевый) тип, символьный тип, вещественный тип, перечислимый тип)

· пользовательские

2. Структурированные типы (строки, массивы, множества, запись, файл)

Целочисленный тип

Данные целочисленных типов могут быть представлены как в десятичной, так и в шестнадцатеричной системе. Если число представлено в шестнадцатеричной системе, перед ним без пробела записывается знак $. Диапазон изменений шестнадцатеричных чисел от $0000 до $FFFF.

Byte 0..255 1 байт
Word 0..65535 2 байта
Integer -32768..32767 2 байта
longint -2147483648.. 2147483647 4 байта

Арифметические операции над данными целого типа: +, -, *, /, div (деление нацело), mod (остаток от деления).

Операции отношения: =, <>, <, >, <=, =>.

Стандартные функции:

Abs (x) Модуль х
Sqr (x) Х2
Sqrt (x) Квадратный корень из х
Sin (x) Синус х
Cos (x) Косинус х
Arctan (x) Арктангенс х
Succ (x) Следующее целое число (х+1)
Pred (x) Предыдущее целое число (х-1)
Exp (x) ex (e=2.7)
Ln (x) Натуральный логарифм

К вещественному типу относится подмножество вещественных чисел, представленных в формате с плавающей точкой и фиксированным числом цифр. В записи вещественных чисел можно использовать обычный (4700=4.7*103)и экспоненциальный формат записи (4700=4.7000000Е+03). В экспоненциальной форме выделяют 2 части: мантиссу и порядок.

N=M*np

N – само число

M – мантисса

n – основание

p – порядок

1000000=1,0*106 (N=1000000; M=1,0; n=10; p=6)

В ПК:

MEp

M – мантисса

E – экспонента (…умножить на 10 в степени…)

p – порядок

-2.5000000Е+03 (М=-2.5000000, р=3)

Real 2.9Е-39 .. 1.7Е+38 6 байт
single 1.5E-45 .. 3.4E+38 4 байта
double 5.0E-324 .. 1.7E+308 8 байт
extended 1.9E-4951 .. 1.1E+4932 10 байт

Арифметические операции над данными вещественного типа: +, -, *, /.

Операции отношения: =, <>, <, >, <=, =>.

Стандартные функции:

Abs (x) Модуль х
Sqr (x) Х2
Sqrt (x) Квадратный корень из х
Sin (x) Синус х
Cos (x) Косинус х
Arctan (x) Арктангенс х
trunc(x) Отбрасывание дробной части
round(x) Округление до целого
Exp (x) ex (e=2.7)
Ln (x) Натуральный логарифм

Выражение, составленное из переменного целого и вещественного типа, имеет вещественный тип. Допускается присваивание переменной вещественного типа значения выражения целого типа, но не наоборот.

Порядок выполнения операций: действия в скобках, *, /, div, mod; +, -; =, <>, <, >, <=, =>.

Символьный тип (char) представляет собой тип данных, предназначенный для хранения одного символа (буквы, знака или кода). В переменную этого типа может быть помещен любой из 256 символов расширенного кода ASCII.

Переменная типа char занимает один байт памяти. Значения типа char задаются в апострофах. Кроме того можно задавать значения используя код из таблицы ASCII. Над данными символьного типа можно выполнять операции сравнения.

Строковый тип

Строка - последовательность любых символов, заключенных в апострофы. Для определения данных строкового типа используется идентификатор string.

Булевский тип данных представляется двумя значениями True (истина) и False (ложь). Применяется в логических выражениях и выражениях отношения. При описании величин этого типа указывают слово boolean. Для размещения в памяти переменной булевского типа требуется 1 байт.

Перечислимый тип определяется как упорядоченный набор идентификаторов, заданный путем их перечисления. При этом список идентификаторов разделенных запятой указывается в круглых скобках. Задается перечисляемый тип в разделе type. Значения переменных перечисляемого типа не могут вводиться с клавиатуры и выводиться на экран.

Пример:type

A=(2, 4, 1, 7);

B=('c', 'L', '3', '|');

Интервальный тип позволяет задать 2 константы, которые определяют границы изменения переменных данного типа. Значение первой константы должно быть меньше значения второй, сами они должны быть целочисленными или символьными и разделены двумя точками.

Пример:var

A, В, С:-7..4;

Наши рекомендации