Стандартные функции и операции языка Pascal
Код программы на языке Pascal может включать выражения с использованием стандартных функций языка. Каждая стандартная функция в Pascal'e имеет имя, аргумент определенного типа и тип функции:
Имя функции (<аргумент>:<тип аргумента>):<тип функции>;
9.5.1. Стандартные функции
Математические функции
Функция | Описание | Тип аргумента | Тип функции |
ABS(X) | модуль X | вещ | вещ>=0 |
SQR(X) | квадрат числа X | вещ | вещ>=0 |
SQRT(X) | корень квадратный из числа X | вещ>=0 | вещ>=0 |
LN(X) | логарифм натуральный числа X | вещ>0 | вещ |
EXP(X) | экспонента в степени X | вещ | вещ>0 |
INT(X) | целая часть числа X без округления, INT(-1.8)=-1.0 | вещ | вещ |
FRAC(X) | дробная часть числа X FRAC(-1.8)=-0.8 | вещ | вещ |
SIN(X) | синус X, где X - в радианах | вещ | 1>=вещ>=-1 |
COS(X) | косинус X, где X - в радианах | вещ | 1>=вещ>=-1 |
ARCTAN(X) | арктангенс X, результат функции - в радианах | вещ | вещ |
PI | возвращает число p=3.1415926... | - | вещ |
Функции преобразования
Функция | Описание | Тип аргумента | Тип функции |
TRUNC(X) | целая часть числа X без округления, TRUNC(1.8)=1 | вещ | цел. |
ROUND(X) | целая часть числа X с округлением, ROUND(1.8)=2 | вещ | цел. |
ORD(X) | преобразует натуральные числа сами в себя, а символы – в ASCII-код ORD('A')=65; ORD('=')=61; ORD('2')=50 | цел. символ. | цел. |
CHR(X) | преобразует ASCII-код в символ CHR(65)='A'; CHR(63)='?'; CHR(50)='2' | цел | символ. |
PRED(X) | предыдущее значение X (для перечисляемого типа) PRED(5)=4; PRED('C')='B' | симв. цел. | симв. цел. |
SUCC(X) | следующее значение X (для перечисляемого типа) SUCC(5)=6; SUCC('C')='D' | симв. цел. | симв. цел. |
Логические функции
Функция | Описание | Тип аргумента | Тип функции |
ODD(X) | возвращает True, если X нечетное и False, если X - четное или 0 ODD(5)=True; ODD(8)=False | цел. | логич. |
EOLN(X) | возвращает True, если достигнут конец строки, иначе - False | файл. | логич. |
EOF(X) | возвращает True, если достигнут конец файла, иначе - False | файл. | логич. |
Операции в выражениях
X div Y - целочисленное деление (здесь X,Y – целые). Например 7 div 2 будет 3,
X mod Y – остаток от целочисленного деления (здесь X,Y – целые). Например 7 mod 2 будет 1.
and – логическое "и". Например, True and True=True; True and False=False;
AND | True | False |
True | True | False |
False | False | False |
not – логическое "нет". Например, not True = False; not False = True;
xor и or – альтернативное и неальтернативное "или". XOR ещё называют "исключающее ИЛИ".
|
|
Знаки сравнения
При выполнении логических операций, при постановке и проверке условий в программах на языке Pascal могут использоваться следующие знаки сравнения (отношения):
Операция сравнения | Её вид в языке Pascal | Пример использования |
Больше | > | 3 > 2; |
Меньше | < | 3 < 5; |
Равно | = | a = 5; |
Больше или равно | >= | 5 >= 4 |
Меньше или равно | <= | 3 <= 5 |
Не равно | <> | 'A' <> 'B' |
Оператор сравнения - оператор, реализующий операции: меньше, больше, равно и др.
Стандартные операторы языка Pascal
Операторы языка Pascal делятся на простые (одно служебное слово или символ) и структурированные (несколько служебных слов).
К простым операторам относятся: оператор присваивания, пустой оператор, оператор обращения к процедуре, оператор безусловного перехода.
К структурированным операторам относятся: составной оператор, оператор постановки условия, оператор выбора, три вида операторов цикла (циклы с параметром, с предусловием и постусловием), оператор над записями присоединения.
Составной оператор представляет собой совокупность последовательно выполняемых операторов, заключенных в операторные скобки BEGIN и END . Формат записи составного оператора:
BEGIN
<оператор 1>
. . .
<оператор n>
END;
Оператор присваивания
С помощью Оператора присваивания переменная получает своё значение. Формат оператора присваивания следующий:
<имя переменной> := <значение выражения или константа> .
Обозначается оператор присваивания := ("двоеточие равно"). Например:a:=a+1;
b:=1;
Flag:=-7>14;
Buk:='G';
Оператор работает следующим образом: вычисляется значение выражения, стоящего справа от знака присваивания :=, и полученное значение присваивается переменной, имя которой стоит слева от него. Тип выражения и тип переменной должны совпадать (или быть совместимыми).
Пустой оператор
Пустой оператор не выполняет никакого действия. Обычно пустым оператором считается точка с запятой или двоеточие, которые стоят в "неположенном" месте. Например, фрагмент программы:
. . .
BEGIN ;
IF a>b THEN ;
. . .
Известно, что точка с запятой после BEGIN не ставится. В приведённом фрагменте она стоит, что не является ошибкой программы. В данном случае это пустой оператор. В операторе постановки и проверки условия IF ... THEN ... после служебного слова THEN обычно следует один или несколько операторов. Но в данном примере стоит точка с запятой, которая символизирует пустой оператор.