Стандартные функции и операции языка Pascal

Код программы на языке Pascal может включать выражения с использованием стандартных функций языка. Каждая стандартная функция в Pascal'e имеет имя, аргумент определенного типа и тип функции:

Имя функции (<аргумент>:<тип аргумента>):<тип функции>;

9.5.1. Стандартные функции

Математические функции

Функция Описание Тип аргумента Тип функции
ABS(X) модуль X вещ вещ>=0
SQR(X) квадрат числа X вещ вещ>=0
SQRT(X) корень квадратный из числа X вещ>=0 вещ>=0
LN(X) логарифм натуральный числа X вещ>0 вещ
EXP(X) экспонента в степени X вещ вещ>0
INT(X) целая часть числа X без округления, INT(-1.8)=-1.0 вещ вещ
FRAC(X) дробная часть числа X FRAC(-1.8)=-0.8 вещ вещ
SIN(X) синус X, где X - в радианах вещ 1>=вещ>=-1
COS(X) косинус X, где X - в радианах вещ 1>=вещ>=-1
ARCTAN(X) арктангенс X, результат функции - в радианах вещ вещ
PI возвращает число p=3.1415926... - вещ

Функции преобразования

Функция Описание Тип аргумента Тип функции
TRUNC(X) целая часть числа X без округления, TRUNC(1.8)=1 вещ цел.
ROUND(X) целая часть числа X с округлением, ROUND(1.8)=2 вещ цел.
ORD(X) преобразует натуральные числа сами в себя, а символы – в ASCII-код ORD('A')=65; ORD('=')=61; ORD('2')=50 цел. символ. цел.
CHR(X) преобразует ASCII-код в символ CHR(65)='A'; CHR(63)='?'; CHR(50)='2' цел символ.
PRED(X) предыдущее значение X (для перечисляемого типа) PRED(5)=4; PRED('C')='B' симв. цел. симв. цел.
SUCC(X) следующее значение X (для перечисляемого типа) SUCC(5)=6; SUCC('C')='D' симв. цел. симв. цел.

Логические функции

Функция Описание Тип аргумента Тип функции
ODD(X) возвращает True, если X нечетное и False, если X - четное или 0 ODD(5)=True; ODD(8)=False цел. логич.
EOLN(X) возвращает True, если достигнут конец строки, иначе - False файл. логич.
EOF(X) возвращает True, если достигнут конец файла, иначе - False файл. логич.

Операции в выражениях

X div Y - целочисленное деление (здесь X,Y – целые). Например 7 div 2 будет 3,
X mod Y – остаток от целочисленного деления (здесь X,Y – целые). Например 7 mod 2 будет 1.
and – логическое "и". Например, True and True=True; True and False=False;

AND True False
True True False
False False False

not – логическое "нет". Например, not True = False; not False = True;
xor и or – альтернативное и неальтернативное "или". XOR ещё называют "исключающее ИЛИ".

OR True False
True True True
False True False
 
XOR True False
True False True
False True False

Знаки сравнения

При выполнении логических операций, при постановке и проверке условий в программах на языке Pascal могут использоваться следующие знаки сравнения (отношения):

Операция сравнения Её вид в языке Pascal Пример использования
Больше > 3 > 2;
Меньше < 3 < 5;
Равно = a = 5;
Больше или равно >= 5 >= 4
Меньше или равно <= 3 <= 5
Не равно <> 'A' <> 'B'

Оператор сравнения - оператор, реализующий операции: меньше, больше, равно и др.

Стандартные операторы языка Pascal

Операторы языка Pascal делятся на простые (одно служебное слово или символ) и структурированные (несколько служебных слов).
К простым операторам относятся: оператор присваивания, пустой оператор, оператор обращения к процедуре, оператор безусловного перехода.
К структурированным операторам относятся: составной оператор, оператор постановки условия, оператор выбора, три вида операторов цикла (циклы с параметром, с предусловием и постусловием), оператор над записями присоединения.
Составной оператор представляет собой совокупность последовательно выполняемых операторов, заключенных в операторные скобки BEGIN и END . Формат записи составного оператора:
BEGIN
<оператор 1>
. . .
<оператор n>
END;

Оператор присваивания

С помощью Оператора присваивания переменная получает своё значение. Формат оператора присваивания следующий:
<имя переменной> := <значение выражения или константа> .
Обозначается оператор присваивания := ("двоеточие равно"). Например:a:=a+1;
b:=1;
Flag:=-7>14;
Buk:='G';
Оператор работает следующим образом: вычисляется значение выражения, стоящего справа от знака присваивания :=, и полученное значение присваивается переменной, имя которой стоит слева от него. Тип выражения и тип переменной должны совпадать (или быть совместимыми).

Пустой оператор

Пустой оператор не выполняет никакого действия. Обычно пустым оператором считается точка с запятой или двоеточие, которые стоят в "неположенном" месте. Например, фрагмент программы:
. . .
BEGIN ;
IF a>b THEN ;
. . .
Известно, что точка с запятой после BEGIN не ставится. В приведённом фрагменте она стоит, что не является ошибкой программы. В данном случае это пустой оператор. В операторе постановки и проверки условия IF ... THEN ... после служебного слова THEN обычно следует один или несколько операторов. Но в данном примере стоит точка с запятой, которая символизирует пустой оператор.



Наши рекомендации