Предмет методики обучения информатике. Методическая система обучения информатике в школе, общая характеристика ее основных компонентов.
Определение методики информатики как науки об обучении информатике само по себе еще не означает существования этой научной области в готовом виде. Теория и методика обучения информатике в настоящее время интенсивно развивается; школьному предмету информатики уже более полутора десятка лет, но многие задачи в новой педагогической науке возникли совсем недавно и не успели получить еще ни глубокого теоретического обоснования, ни длительной опытной проверки.
В соответствии с общими целями обучения методика преподавания информатики ставит перед собой следующие основные задачи: определить конкретные цели изучения информатики, а также содержание соответствующего общеобразовательного предмета и его место в учебном плане средней школы; разработать и предложить школе и учителю-практику наиболее рациональные методы и организационные формы обучения, направленные на достижение поставленных целей; рассмотреть всю совокупность средств обучения информатике (учебные пособия, программные средства, технические средства и т.п.) и разработать рекомендации по их применению в практике работы учителя.
Перед методикой преподавания информатики, как и перед всякой предметной школьной методикой, ставится традиционная триада основных вопросов:
• зачем учить информатике?
• что надо изучать?
• как надо обучать информатике?
Методика преподавания информатики — молодая наука, но она формируется не на пустом месте. Опережающие фундаментальные дидактические исследования целей и содержания общего кибернетического образования, накопленный отечественной школой еще до введения предмета информатики практический опыт преподавания учащимся элементов кибернетики, алгоритмизации и программирования, элементов логики, вычислительной и дискретной математики, проработка важных вопросов общеобразовательного подхода к обучению информатике имеют в общей сложности почти полувековую историю. Будучи фундаментальным разделом педагогической науки, методика информатики опирается в своем развитии на философию, педагогику, психологию, информатику (в том числе школьную информатику), а также обобщенный практический опыт средней школы.
енты | Этапы развития методической системы обучения | ||
I – (1985-1990 г.г.) | II – (1990-2000 г.г.) | III – (настоящее время и ближайшая перспектива) | |
Цель обучения | Формирование ”компьютерной грамотности” | Подготовка непрофессионального пользователя | Формирование ключевых информационных компетенций личности |
Системообразующий компонент содержания обучения | Основы алгоритмизации программирования | Формирование пользовательских умений средствами ИКТ, частичное включение в содержание вопросов формализации и моделирования | Создание и использование информационных моделей |
Педагогический процесс | Репродуктивный | Репродуктивный с элементами познавательной активности | Продуктивный (проблемный, активный, игровой), модульный, дифференцированный, организация исследовательской деятельности |
Организационные формы | Урок (теоретический практический, комбинированный) | Урок (теоретический, практический, комбинированный) | Урок (теоретический, практический, комбинированный). Проекты (мультимедиа, гипермедиа, информационные и т.д.), дистанционное обучение |
Основные средства обучения | ”Е-практикум”, ”Кумир”, исполнители алгоритмов | Исполнители алгоритмов. Профессиональные средства ИКТ (”Офисный пакет”, браузеры, поисковые программы, презентации и т.д.) | Проблемно-ориентированные, объектно-ориентированные, предметно-ориентированные программные средства. |
Средства контроля | Тестирование, мониторинг | Тестирование, мониторинг | Тестирование, мониторинг, ”портфолио”, защита проекта, Case-технологии |
Функционал учителя (компоненты подготовки и структура обучения: начальное, среднее, дифференциация) | Формирование знаний и умений основ алгоритмизации и программирования (в основном 10-11 кл.) | Формирование знаний и умений: подготовка непрофессионального пользователя в области ИКТ, использование программного и/или пакетного обеспечения в различных областях деятельности учителя-предметника, подготовка обучаемых в области ИКТ | Формирование ключевых компетенций в области ИКТ. Преподавание профильных и элективных курсов (минимум 2-3), освоение новых организационных форм и методов обучения (метод проектов, исследовательская работа, сетевое взаимодействие, дистанционное обучение и т.д.). |
Программное обеспечение и операционная система.
Программы, необходимые для обеспечения функционирования компьютера и обработки данных различных типов составляют программное обеспечение компьютера.
I. Системное программное обеспечение.
1. Операционная система:
- Windows;
- Linux.
2. Системы программирования:
- Visual Basic;
- Delphi.
3. Файловые менеджеры:
- Total Commander;
- FAR.
4. Антивирусные программы:
- Avast;
- NOD 32 и т.д.
II. Прикладное программное обеспечение.
1. Приложения общего назначения:
- текстовые редакторы;
- графические редакторы;
- звуковые редакторы;
- программы разработки презентаций;
- мультимедиа проигрыватели;
- калькуляторы;
- электронные таблицы;
- системы управления базами данных;
- коммуникационные программы.
2. Приложения специального назначения:
- системы компьютерного черчения;
- словари и энциклопедии;
- переводчики;
- системы распознавания текстов;
- бухгалтерские программы.
3. Программы для обучения:
- электронные учебники и репетиторы;
- тесты;
- конструкторы.
4. Игры:
- логические;
- стратегические;
- имитаторы-тренажеры.
III. Системное программное обеспечение необходимо для функционирования компьютера, работы с файлами, защиты программ и данных, а также для разработки прикладного программного обеспечения.
Операционная система.
Базовой и необходимой составляющей СПО компьютера является операционная система.
I задачей ОС является обеспечение совместного функционирования всех аппаратных устройств компьютера. Для этого в состав ОС входят драйверы устройств– специальные программы, которые обеспечивают управление работой устройств и согласование информационного обмена одних устройств с другими. Каждому устройству соответствует свой драйвер.
II задачей ОС является предоставление пользователю доступа к ресурсам компьютера. Пользователь получает возможность запуска программ на выполнение, осуществление операций над файлами, печати документов и т.д.
Установка и загрузка ОС.
Операционная система распространяется в форме дистрибутивов на лазерных дисках. В первую очередь необходимо провести установку ОС, в процессе которой файлы ОС копируются с лазерного диска дистрибутива на жесткий диск компьютера.
После установки файлы ОС хранятся в долговременной памяти на жестком диске, который называется системным. Необходима загрузка файлов ОС с системного диска в оперативную память.
В процессе загрузки операционной системы, сначала производится тестирование работоспособности процессора, памяти и других аппаратных средств компьютера, причем краткие диагностические сообщения о процессе тестирования выводятся на экран монитора.
После окончания загрузки операционной системы пользователь получает возможность управлять компьютером с использованием графического интерфейса.
В состав операционной системы входят программы настройки и обслуживания компьютера, а также программы, позволяющие получать информацию о работе компьютера.
Билет 19.
Метод проектов в информатике. Примеры проектов по содержанию предмета информатики.
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям XXI века. «Брошенный вперед» - таков точный перевод с латинского слова «проект».
проектный метод предполагал изначально использование окружающей жизни как лаборатории, в которой и происходит процесс познания. Идея заключалась в том, чтобы вовлечь каждого ученика в активный познавательный, творческий процесс. При этом направленность этого процесса должна быть достаточно прагматична с тем, чтобы ученики знали, зачем им необходимы те или иные знания, для решения каких жизненно важных проблем они могут быть полезны.
Сущность современного проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
· самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
· учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
· приобретают коммуникативные умения, работая в группах;
· развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
· развивают системное мышление.
Проект «Социологический опрос»
Проект «Кроссворд - проверь свои знания»
Проект «Собери фразу»
Проект «Выбери ПК»
Файлы и файловая система.
Все программы и данные хранятся в долговременной памяти компьютера в виде файлов.
Файл – это программа или данные, имеющие имя и хранящиеся в долговременной памяти.
Имя файла состоит из двух частей, разделенных точкой: имени файла и расширения:
¡ исполнительные файлы (программные) - *.exe; *.com;
¡ текстовые – *.txt; *.doc; *.xls; *.rtf;
¡ программы на языках программирования (командные) – *.bat; *.bas; *.pas;
¡ графические – *.jpg; *.bmp; *.gif;
¡ звуковые файлы – *.mp3; *.wav; *.mid;
¡ видеофайлы – *.avi; *.mp4;
¡ Web-страницы – *.htm; *.html.
Чаще всего файлы хранятся в каталогах (папках).
Каталог (папка) – специальное место на диске для хранения файлов. Каталог имеет имя, но не имеет расширения.
Дерево каталогов – это графическое изображение имеющихся на диске каталогов.
Для того, чтобы на диске можно было хранить файлы, диск должен быть предварительно отформатирован.
В процессе форматирования диск разбивается на две области: область хранения файлов и каталог.
Два вида форматирования дисков: полное и быстрое.
Каждый диск имеет логическое имя:
¡ Гибкие диски – А:
¡ Жесткие диски – C:/ D:
¡ Лазерные диски (съемные) – E:/ F: и т.д.
С помощью специальных программ – файловых менеджеров – можно производить над файлами следующие операции: копировать, перемещать, удалять, переименовывать.
Для долговременного хранения или передачи файлов по компьютерным сетям целесообразно их архивировать (уменьшать их объем). В процессе архивации файлы сжимаются без потери информации, то есть при разархивировании данные и программы восстанавливаются в исходном виде.
Существуют различные методы архивации файлов. Они различаются степенью сжатия файлов, скоростью выполнения и другими параметрами. Лучше всего сжимаются файлы данных и практически не сжимаются файлы программ.
Для проведения архивации файлов используются архиваторы (примеры программ зип, рар и т.д.), которые часто входят в состав файловых менеджеров.
При сохранении, копировании или перемещении файл записывается в произвольные свободные сектора диска, которые могут находиться на различных дорожках. С течением времени это приводит к фрагментации файлов на диске, то есть к ситуации, когда фрагменты файлов хранятся в различных, удаленных друг от друга секторах.
Фрагментация файлов существенно замедляет доступ к ним и приводит к преждевременному износу диска. Рекомендуется периодически с помощью программ дефрагментации проводить дефрагментацию диска, в процессе которой файлы записываются в последовательно расположенные сектора.
Билет 20
Образовательные возможности сетевых сервисов в курсе информатики. Примеры сетевых сервисов и электронных учебных материалов, созданных на их основе.
Для достижения образовательных результатов, отвечающих новым запросам личности, общества и государства нужны новые средства и построенные на их основе новые образовательные технологии, новые организационные формы обучения.
Развитие социальных сетевых сервисов в значительной мере сказывается на ходе и результатах общественных, производственных, политических и культурных процессов. Изменения в сфере социальных сервисов Интернета столь значительны и стремительны, что разработка методики их использования в процессе обучения информатике представляется весьма актуальной задачей, обусловленной следующими факторами:
1. Потребностью и возможностью практически каждого человека в овладении и использовании различных сервисов Интернета. Это уже сегодня является неотъемлемым компонентом информационной культуры человека, что, безусловно, отражается в задачах современного образования.
2. Бурньм развитием социальных сетевых сервисов, возможностями их в организации эффективной информационной деятельности специалиста практически всех сфер профессиональной деятельности. Это и создание блога, и использование сервисов совместного создания документов, и работа с социальными медиахранилищами и др.
3. Применение социальных сетевых сервисов в школьном курсе информатики позволяет расширить спектр видов учебной деятельности, обеспечить развитие мотивационных, операциональных и когнитивных ресурсов личности, фактически способствует достижению многих образовательных результатов, заданных Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования (личностных, метапредметных и предметных).
Все это обуславливает чрезвычайную актуальность разработки методики применения социальных сетевых сервисов в школьном курсе
Использование социальных сетевых сервисов, таких как блоги, сервисы совместного создания документов, wiki при обучении информатике открывает новые возможности для публикаций, коллективных проектов, предоставляет учащимся возможность управлять своим обучением. Социальные сетевые сервисы могут не только служить средством организации процесса обучения и общения преподавателей и обучающихся, но и предоставлять учащимся возможность поделиться с одноклассниками своими мыслями, дополнительными материалами. Все это создает благоприятные условия для осуществления личностно-ориентированного подхода при обучении информатике, формирования у школьников таких качеств, как самостоятельность, ответственность, критичность, требовательность к себе и другим, настойчивость в достижении поставленной цели, умение искать и находить компромиссы, работать в коллективе.