Тепловозная бригада тепловоза ТУ2 и ее обязанности.
Для поддержания тепловоза в исправном состоянии его бригада обязана своими силами выполнять следующий основной служебный ремонт.
По дизелю. Производить наружный осмотр дизеля. В процессе эксплуатации при обнаружении ослабления крепить анкерные и сшивные шпильки головки блока, болты водяного и масляного насосов, регулятора, топливного насоса и другого вспомогательного оборудования дизеля, а также болты, соединяющие выхлопной коллектор, производить смену негодных болтов и возобновление изоляции, регулировку муфты включения привода вентилятора холодильника, устранять утечки воды, масла и воздуха, замеченные в процессе эксплуатации, с перестановкой труб и фланцевых соединений в топливном, масляном, водяном и воздушном трубопроводах; производить смену форсунок дизеля и нагнетательных трубок топливной системы, чистку и замену неисправных масляных и топливных фильтров; смену негодных шплинтов, гаек, болтов, шпилек и винтов, а также смену масла в системе смазки дизеля.
По электрооборудованию. Заполнять смазкой кожухи зубчатой передачи тяговых электродвигателей. Производить смазку моторно-осевых подшипников и смену их фитилей; очистку всасывающих фильтров вентиляторов электродвигателей и смазку подшипников их привода, а также очистку вентиляционных каналов и сеток рукавов электродвигателей, крепление рукава со сменой негодных болтов; очистку доступных частей якоря и статора всех электрических машин, смену негодных щеток; крепление болтовых соединений; проверку работы замков крышек коллекторных люков; очистку сегментов и пальцев реверсора и кулачков контроллера от грязи и окалины; регулировку усилия нажатия пальцев со сменой негодных пружин, добавление смазки в подшипники вала реверсора; крепление к реверсору и контроллеру подводящих проводов; осмотр и очистку деталей и контактов электрической аппаратуры, крепление подводящих проводов к ним и очистку искрогасительных камер; проверку состояния крепления и изоляции подводящих проводов в высоковольтной камере, на тяговых электродвигателях и в других доступных местах; очистку контактов и смену предохранителей; устранение неисправностей в проводке и арматуре освещения, обнаруженных в процессе эксплуатации, очистку контактов и крепление подводящих проводов и перемычек аккумуляторной батареи; добавление в нее дистиллированной воды.
По экипажной части. Удалять масло с колес и очищать от грязи буксы колесных пар; крепить подбуксовые струнки, очищать от грязи и смазки буксовые направляющие, рессоры, рессорные подвески, крепить ударно-упряжные приборы и путеочистители; регулировать тормоза тепловоза со сменой тормозных колодок, сменять валики, шайбы и шплинты соединений рычажной передачи; проверять работу ручного тормоза; прочищать смазочные отверстия подшипников в оборудовании автоматического и ручного тормозов и добавлять смазку по всем трущимся поверхностям рессорного подвешивания; укреплять и переставлять песочные трубы, сменять сетки песочных коробок, а также воздушных форсунок песочниц; сменять все шплинты гаек, болтов, шпилек и винтов экипажной части, ослабшие и пришедшие в негодность во время эксплуатации.
Подготовка тепловоза ТУ2 к работе.
При подготовке тепловоза к работе необходимо заправить его топливом, маслом, водой и песком; смазать узлы и агрегаты; осмотреть и проверить готовность к пуску дизеля и связанных с ним постоянным приводом узлов: главного генератора, возбудителя, распределительного редуктора, вспомогательного генератора, компрессора, конического редуктора, вентилятора холодильника, вентиляторов охлаждения тяговых электродвигателей, а также котла-подогревателя, электрооборудования тепловоза; ходовых тележек, тяговых электродвигателей с приводом, тормозной рычажной передачи; пневматического и ручного тормозов, звукового сигнала, пневматических песочниц, стеклоочистителя, реверсора, электропневматического привода механизма управления регулятором числа оборотов двигателя.
Заправка тепловоза топливом, маслом, водой и песком должна производиться таким образом, чтобы предотвратить попадание в баки грязи, пыли, снега. Посуда, предназначенная для заправки, должна быть тщательно вымыта и иметь крышки; воронки должны иметь сетчатый фильтр.
При наборе топлива необходимо следить за тем, чтобы сетка заливной горловины бака была чистая. После наполнения бака горловины тщательно закрывают пробками.
Заливку масла нужно производить обязательно через сетчатый фильтр. При температуре окружающего воздуха ниже +5°С заливается только горячее масло, имеющее температуру не ниже 80°С. Заполнять масляный бак необходимо до уровня верхней отметки указательного стекла; меньшее количество масла не допускается.
Набирать песок необходимо через сетки, имеющиеся в каждом бункере. Песок должен быть хорошо просушен и не содержать пыли и комков. Крышки песочниц нужно плотно прикрывать и не допускать попадания воды и снега внутрь бункера. Сетки для просеивания песка после заправки оставлять чистыми.
Заправку тепловоза топливом, маслом и охлаждающей системы дизеля водой выполнять по прибытии с поездки.
Подготовка к работе дизеля и связанных с ним постоянным приводом узлов тепловоза. Перед каждым пуском дизеля необходимо проверить уровень воды в водяной системе, наличие достаточного количества топлива в топливном баке и масла в масляном баке. В системе охлаждения проверить, нет ли течи в стыке головки блока с рубашкой цилиндров и блока с картером, а также из контрольных отверстий на стенках блока и водяного насоса. Убедиться, что все спускные вентили, пробки и краны систем смазки и воды закрыты, а в системе нет воздушных пробок. Рукоятка контроллера машиниста должна находиться в нулевом положении, а рукоятка реверсора в нейтральном; муфта включения вентилятора холодильника должна быть выключена (рукоятка включения муфты при этом находится в верхнем положении). Если дизель перед пуском длительное время не работал, го необходимо спустить воздух, попавший в топливный трубопровод. Для этого следует открыть контрольные пробки на корпусе топливного насоса и фильтра тонкой очистки топлива. Включить вспомогательный топливоподкачивающий насос и спускать топливо до тех пор, пока оно не пойдет сплошной струей без пузырьков воздуха, после чего пробки поставить и плотно закрыть, а вспомогательный топливоподкачивающий насос остановить.
Убедиться в правильности положения фиксатора рычажной системы сервомотора управления дизелем; рычажная система должна свободно перемещаться.
Проверить крепление болтов гибкой муфты соединения вала дизеля с валом генератора и осмотреть состояние пластин. Осмотреть муфты привода вентилятора холодильника, компрессора, распределительного редуктора и вентиляторов охлаждения тяговых электродвигателей обеих тележек, их крыльчатки и подшипники. Проверить натяжение клиновых ремней привода возбудителя и вспомогательного генератора и при необходимости произвести регулировку.
Подготовка электрооборудования тепловоза. При подготовке электрического оборудования к работе необходимо осмотреть электрические машины, для чего открыть смотровые люки.
Поверхности якоря, полюсов, шин и других элементов должны быть чистыми, не иметь следов масла, влаги, хорошо изолированы, а шины надежно соединены.
Осмотреть состояние коллекторов, щеток, щеткодержателей и их крепление на кронштейнах, бандажей и петушков. Коллекторы всех электрических машин должны иметь гладкую, полированную поверхность без цветов побежалости, задиров и следов подгара. Цвет коллектора может быть коричневый; этот цвет не следует смешивать с цветом побежалости, который является следствием перегрева коллектора. Темные следы от щеток на рабочей поверхности коллекторов не допускаются и должны удаляться продувкой и промывкой чистой тряпочкой, смоченной в бензине.
При наличии задиров риски должны быть зачищены стеклянной шкуркой № 00, надетой на деревянную колодку, имеющую полукруглое углубление с радиусом, равным радиусу коллектора данной машины. После очистки коллекторы продуть сжатым воздухом. Обратить особое внимание на чистоту и глубину продорожки изоляции между коллекторными пластинами, при необходимости произвести продороживание коллектора. Запрещается производить очистку коллекторов наждачной шкуркой, напильником или прижатием шкурки рукой, что может нарушить правильную форму коллектора. Щетки должны свободно перемещаться в своих обоймах и не иметь люфта. Рабочая поверхность щеток должна быть гладкой, без трещин и отколов. Кроме того, щетки должны иметь длину, обеспечивающую возможность соответствующего нажатия; новые щетки должны быть притерты к коллектору. Проверить состояние и крепление кронштейнов щеткодержателей, наплывы меди и поджоги, особенно в щеточных гнездах, зачистить или заменить эти детали. При осмотре машин необходимо проверить надежность крепления контактов силовых проводов во всех доступных местах, а также надежность укладки кабелей в колодках и бандажировки их, состояние полюсов, их соединение и крепление в корпусе. Следует убедиться в отсутствии повреждений изоляции и изоляторов, которые должны быть чистыми и не иметь трещин.
После осмотра электрических машин смотровые люки закрыть, убедившись предварительно, что внутри электрических машин нет посторонних предметов (гаечных ключей, отверток и др.).
Осмотреть электрическую аппаратуру высоковольтной камеры. Проверить надежность крепления всех катушек сопротивлений и особенно чистоту блокировочных контактов всех реле и контакторов. Контакторы с подгарами зачистить. Все скользящие контакты реверсора и контакторов покрыть тонким слоем технического вазелина. Проверить работу контроллера, включив рубильник аккумуляторной батареи, осмотреть контактные пальцы, ножи и ламели и убедиться в отсутствии слабины, пригаров и т. д., опробовать исправность освещения тепловоза.
При наличии воздуха в системе проверить работу реверсора. Если воздуха нет, запустить дизель и накачать воздух в главный резервуар, но самую проверку производить при остановленном дизеле. Если электрические части влажные, их необходимо протереть чистой салфеткой и продуть сжатым сухим воздухом. Обязательно проверить состояние аккумуляторных батарей; уровень электролита в каждой банке должен быть на 15 мм выше предохранительного щитка. При пониженном уровне добавить в отдельные банки чистую дистиллированную воду, если плотность электролита повышена; при этом необходимо, чтобы вода была абсолютно чистая. В особенности опасно применять дистиллированную воду, полученную в железных холодильниках или хранившуюся в железных банках, так как в ней всегда содержится примесь железа, которая может вывести батарею из строя. Выводные клеммы и наконечники должны быть покрыты тонким слоем технического вазелина. Категорически запрещается соединять между собой зажимы батареи для испытания на «искру». Нормальное напряжение батареи должно быть не ниже 55 в.
Подготовка ходовой части и пневматической системы тепловоза. Осматривая всю ходовую часть тепловоза, следует обратить особое внимание на состояние поверхностей по кругу катания колесных пар, которые должны удовлетворять всем требованиям ПТЭ. При наличии масла на поверхности катания бандаж необходимо протереть насухо. Произвести наружный осмотр брезентовых рукавов для подвода воздуха к тяговым электродвигателям и их крепление, протертые места отремонтировать.
Произвести осмотр ударно-тяговых приборов, рычажной передачи тормоза и тормозных колодок. При необходимости подрегулировать тормозную рычажную передачу для образования Зазора между колодкой и колесом 3—5 мм. Изношенные колодки заменить. Пневматическую систему проверить после запуска дизеля и наполнения системы воздухом до давления в главном резервуаре 8 атм.
Осмотреть и проверить действие прямодействующего тормоза, звукового сигнала, песочниц, стеклоочистителя, привода реверсора и электропневматического сервомотора управления дизелем на всех положениях рукоятки контроллера машиниста.