Глава ix вспомогательное оборудование.

Распределительный редуктор.

Отбор мощности на привод вспомогательного оборудования тепловоза осуществляется от свободного конца вала главного генератора, для чего хвостовик вала через зубчатую муфту соединяется с распределительным редуктором. (рис. 84)

Ведущая шестерня 7 распределительного редуктора находится в зацеплении с шестерней 8 нижнего вала 9 и паразитной шестерней 6, с которой посредством шестерни 4 связан верхний вал 5, соединенный промежуточным валом с карданным валом конического редуктора привода вентилятора холодильника.

Уровень масла контролируется с помощью щупа, установленного в нижней части корпуса. При сборке редуктора боковые зазоры у зубьев зацеплений шестерен должны быть в пределах 0,2-0,5 мм. При проверке но краске «пятно» зацепления должно иметь размеры по ширине не менее 50% длины зуба и но высоте не менее 60% его рабочей части профиля зуба.

При установке редуктора на раме тепловоза и его центровке с валом генератора допускается: несоосность валов не более 0,1 мм, излом осей валов редуктора и генератора не более 0,2 мм на длине 200 мм.

Вспомогательный генератор приводится во вращение от шкива, установленного на входном валу раздаточного редуктора, клиноременной передачей с двумя ремнями типа Б длиной 1 600 мм и передаточным отношением 1,73 : 1. Ведомый шкив передачи посажен на вал якоря вспомогательного генератора.

Распределительный редуктор (рис.84) связан с компрессором промежуточным валом с предохранительной муфтой. Промежуточный вал имеет зубчатые муфты 1 и 3, с помощью которых он присоединяется с одной стороны к нижнему валу распределительного редуктора, а с другой — к предохранительной муфте, установленной на валу компрессора.

Ведущая часть муфты имеет диск 5 и нажимное кольцо 8, между которыми зажимается ведомый диск 4 с фрикционными обкладками сцепления автомобиля «Москвич». Благодаря усилию, создаваемому двенадцатью цилиндрическими пружинами 6, установленными на винтах 7 нажимного кольца, создается трение между ведущим и ведомым дисками, за счет которого происходит передача необходимого крутящего момента для привода компрессора. Для устойчивой работы муфты без пробуксовки ведомой части при нормальной нагрузке компрессора величина передаваемого муфтой крутящего момента устанавливается равной 1 000 кг/см. Регулировку муфты на расчетный крутящий момент необходимо производить на станке при числе оборотов ведущей части, соответствующем рабочему и равному 1020 об/мин. Для этой цели целесообразно использовать приспособление, с помощью которого муфта устанавливается в Центрах токарного станка. При этом ведущий вал ее присоединяется к шпинделю передней бабки, а ведомый нагружается требуемым моментом 1 000 кг/см посредством рычага длиной 1 м с грузом, равным 10 кг. Рычаг должен быть огражден от проворачивания вместе с ведомым валом, для чего необходимо в суппорте станка установить скобу, допускающую незначительный ход рычага в вертикальной плоскости и ограничивающую его вращение.

глава ix вспомогательное оборудование. - student2.ru

Рис.84. Распределительный редуктор: 1 — входной вал; 2 — зубчатая муфта; 3 —шкив привода вспомогательного генератора; 4 — шестерня верхнего вала; 5 — верхний вал; 6—паразитная шестерня; 7 —шестерня входного вала; 8 — шестерня нижнего вала; 10 —нижний вал; 10 — корпус редуктора; 11 — клиноременный привод возбудителя; 12 — клиноременный привод вспомогательного генератора; 13 — шкив привода возбудителя

Пуск компрессора при температуре ниже 0°С с застывшим в нем маслом не допускается, так как может привести к выходу из строя предохранительной муфты вследствие ее перегрузки.

При эксплуатации тепловоза необходимо следить за состоянием муфты, не допуская ее перегрева, что может произойти при неточной регулировке муфты по крутящему моменту, неравномерной затяжке регулирующих винтов, а также вследствие попадания смазки на фрикционные обкладки дисков.

глава ix вспомогательное оборудование. - student2.ru

Рис. 85. Вентилятор охлаждения тяговых электродвигателей: 1 —кожух; 2 — крыльчатка; 3 — корпус; 4 — вал; 5 — ведомый диск, б —резиновое кольцо; 7 — пялец; 8 — ведущий диск; 9 — кронштейн 10 — воздуховод.

Для принудительной вентиляции тяговых электродвигателей применены два центробежных вентилятора, от которых по отдельным воздуховодам, расположенным в раме тепловоза, и промежуточным гибким рукавам из пропитанного олифой брезента поток воздуха поступает к обоим тяговым электродвигателям каждой тележки.

Привод вентилятора тяговых электродвигателей второй тележки осуществляется от переднего конца коленчатого вала дизеля. Привод состоит из промежуточного вала 4, установленного на двух шарикоподшипниках в корпусе 3, и упругой муфты, соединенной с хвостовиком коленчатого вала. Муфта имеет ведущий 8 и ведомый 5 диски с четырьмя пальцами 7 в каждом, которые входят в резиновое кольцо. Крыльчатка 2 вентилятора укреплена на другом конце приводного вала. Кожух 1 вентилятора укреплен на воздуховоде 10, а корпус приводного вала расположен на кронштейне 9, установленном на раме тепловоза.

Крыльчатка вентилятора охлаждения тяговых электродвигателей первой тележки установлена на консоли вала 2 конического редуктора привода вентилятора холодильника. Кожух 3 вентилятора укреплен на воздуховоде 4. Воздух поступает в вентиляторы по подводящим рукавам через сетчатые фильтры с промежуточным слоем канители. Забор воздуха может производиться снаружи тепловоза, через боковые отверстия в фонарях крыши или из его кузова, что достигается установкой в соответствующее положение поворотной заслонки на воздуховоде. При поступлении воздуха снаружи тепловоза заслонка устанавливается в положение, при котором она перекрывает отверстие в воздуховоде, сообщающее его с помещением кузова.

глава ix вспомогательное оборудование. - student2.ru

Рис.86. Промежуточный вал с фрикционной муфтой: 1-зубчатые муфты; 2 — вал; 4— ведомый диск;5— ведущий диск; 6 —пружина; 7 —винт; 8 — нажимное кольцо; 9 —направляющий штифт

Котел-подогреватель.

На тепловозе ТУ2 установлен котел-подогреватель, работающий на дизельном топливе. Подогреватель предназначен для прогрева воды и масла в системе охлаждения и смазки дизеля при его пуске после ремонта или для поддержания в состоянии готовности к пуску при кратковременных остановках при температуре наружного воздуха ниже +-5°С.

Нагретая в подогревателе вода циркулирует в системе охлаждения дизеля, а также в змеевике-теплообменнике масляного бака.

Подогреватель состоит из водогрейного котла и редуктора с встроенными в нем воздуходувкой центробежного типа, водяного центробежного насоса и плунжерного топливного насoca высокого давления. Привод редуктора подогревателя осуществляется от электродвигателя постоянного тока МВ-42.

При стоянке тепловозов в депо, чтобы не разряжать аккумуляторные батареи, целесообразно питание электродвигателей форсуночных подогревателей производить постоянным током с напряжением 12 в от внешней сети переменного тока через выпрямительную установку.

Наши рекомендации