Основным тормозом на подвижном составе является пневматический.
Каждый тип тормоза свою очередь делится на группы, подгруппы и по значению на пассажирские, грузовые и высокоскоростные. Классификация тормозов, применяемых на подвижном составе железных дорог, приведена на таблице выше.
========================================================================
Вопрос 2:
Пневматические тормоза управляются на энергии сжатого воздуха, имеют однопроводную магистраль (воздухопровод), проложенную вдоль каждого локомотива и вагона для дистанционного управления воздухораспределителями с целью зарядки запасных резервуаров, наполнение тормозных цилиндров сжатым воздухом при торможении и сообщении их с атмосферой при отпуске.
Пневматические тормоза подразделяются на автоматические и неавтоматические, а также на пассажирские (с быстрыми тормозными процессами) и грузовые (с замедленными тормозными процессами).
а) Автоматическими пневмотормоза тормоза – это, тормоза, которые при разрыве поезда или тормозной магистрали, а также при срыве стоп-крана из любого вагона автоматически приходят в действие вследствие снижения давления воздуха в магистрали (при повышении давления происходит отпуск тормозов).
Непрямодействующий автоматический пневмотормоз отличается от прямодействующего неавтоматического тем, что на каждой единице подвижного состава между тормозной магистралью и тормозным цилиндром установлен прибор, называемый воздухораспределителем , и запасной резервуар. Компрессор, главный резервуар и кран машиниста монтируется на локомотиве. Тормоз является истощимым, что в процессе торможения воздухораспределитель разобщает тормозную магистраль от запасного резервуара и тормозного цилиндра и при утечках воздуха из запасного резервуара или тормозного цилиндра давление в них не восстанавливается.
Зарядка - ручка крана машиниста 4 ставят в отпускное положение I , при котором воздух из главного резервуара 2 по питательной магистрали 3 через кран машиниста 4 поступает в тормозную магистраль 5 и далее через воздухораспределитель 6 в запасный резервуар 7. При этом тормозной цилиндр 8 через воздухораспределитель 6 сообщён с атмосферой.
Торможение – ручку крана машиниста 4 переводят в тормозное положение III питательная магистраль 3 отключается, а тормозная магистраль 5 через кран 4 сообщается с атмосферой. При понижении давления в магистрали 5 воздухораспределитель 6 приходит в действие, разобщает тормозной цилиндр 8 с атмосферой и сообщает его с запасным резервуаром 7, наполненный сжатым воздухом. Под действием сжатого воздуха поршень тормозного цилиндра перемещается и при помощи системы тяг и рычагов прижимает тормозные колодки к колёсам.
Отпуск – ручку крана машиниста 4 ставят в положение I. Питательная магистраль 3 сообщается с тормозной магистралью 5, вследствие чего давление в ней повышается и воздухораспределитель 6 сообщает тормозной цилиндр 8 с атмосферой, а тормозную магистраль 5 с запасным резервуаром 7.
б) Прямодействующий неавтоматический – когда воздух из главных резервуаров подаётся прямо в тормозные цилиндры под руководством машиниста (это вспомогательный тормоз локомотива кран усл. №254), является неистощимым.
Пример:
- тормоз пассажирского поезда является автоматическим,
не прямодействующим, истощимый, мягкий;
- тормоз грузового поезда является автоматическим, неистощимым,
мягкий – на равнинном режиме, и полужёсткий – на горном режиме.
========================================================================
Вопрос 3:
Темп разрядки – это изменение давления за единицу времени.
а) - медленный темп – понижение давления на 0,2-0,5 от/мин;
б) – служебный темп – понижение давления на 0,1-0,4 от/сек.;
в) – экстренный темп – понижение давления на 0,8 от/сек и
выше;
Автоматические тормоза – это тормоза, которые срабатывают без участия машиниста при разрыве тормозной магистрали и срыва стоп-крана.
а) – неавтоматические прямодействующие;
б) – автоматические по чувствительности тормозов;
- мягкие – работают при различных давлениях, при медленном темпе разрядки на 0,2-0,5 от/мин. (тормоза не срабатывают), а при повышении на 0,1-0,2 от после торможения произойдёт полный отпуск;
- полужёсткие – такие как и мягкие, но полный отпуск происходит при повышении давления до зарядного;
- жёсткие – работают при определённом давлении, при любом понижении срабатывают на торможение, и отпуск происходит только при зарядном давлении;
Истощимые тормоза – утечки в тормозном цилиндре не пополняются;
Неистощимые тормоза - утечки в тормозном цилиндре пополняются;
Тормозная волна – распространение понижения давления вдоль тормозной магистрали. Характеризуется скоростью прохождения: V – 330м/с; стандарт – 250м/с.
Отпускная волна – распространение повышения давления вдоль тормозной магистрали со скорость V~70м/с.
Ступенчатое торможение – разрядка тормозной магистрали за несколько приёмом.
Повторное торможение – торможение сразу после торможения.
Полное служебное торможение – при торможении разрядка тормозной магистрали на 1,5 – 1,7 от. За один приём.
Экстренное торможение – торможение, где разрядка тормозной магистрали экстренным темпом до нуля.
Тормозной путь – путь, пройденный поездом от постановки ручки крана машиниста в положение VI до полной останови.
Sт = Sп – Sд
Sт – общий тормозной путь;
Sп – подготовительный путь;
Sд – действительный путь;
Электрическое торможение – основано на переключении тяговых электродвигателей в режим электрических генераторов, в которых кинетическая энергия движущегося поезда превращается в электрическую.
Реостатное торможение – электрическая энергия в тормозных реостатах превращается в тепловую. Применяется на электровозах ВЛ80т, ЧС2т, ЧС4т и некоторых тепловозах.
Рекуперативное торможение – электрическая энергия возвращается обратно в контактную сеть.
Рекуперативно – реостатное торможение – при котором в зоне высоких скоростей движения используется рекуперативное торможение, а в зоне низких скоростей используется реостатное.
Зарядка – воздухопровод и запасные резервуары под каждой единицей подвижного состава заполняются сжатым воздухом.
Торможение – производиться снижение давления воздуха в тормозной магистрали вагона или всего поезда для приведения в действие воздухораспределителей, и воздух из запасных резервуаров поступает в тормозные цилиндры.
Перекрыша – после произведённого торможения давление в магистрали и тормозном цилиндре не меняется.
Отпуск – давление в тормозной магистрали повышается, вследствие чего воздухораспределители выпускают воздух из тормозных цилиндров в атмосферу, одновременно происходит подзарядка запасных резервуаров путём сообщения их с тормозной
магистралью.
========================================================================