Двухкамерная установка осушения воздуха LТZ 015.1Н (осушитель)
В качестве осушителя воздуха в пневмосистеме вагона используется двухкамерная установка осушения воздуха фирмы «Кпогг-Вгеmse» типа LTZ 015.1H с нагревателем, которая предназначена для осушки сжатого воздуха, поступающего из компрессора, и обеспечивает относительную влажность воздуха на выходе из установки не выше 35%.
Установка работает по адсорбционному методу с холодной регенерацией. Основными узлами двухкамерных установок осушения воздуха являются:
· два сосуда для сушильного агента (1), каждый с интегрированным маслоотделителем;
· держатель (5) с форсункой для регенерации (10) и следующими клапанами: двумя обратными клапанами (4) для сосудов, центральным перепускным клапаном (14) в выходном канале, ведущем к главному воздушному резервуару, вспомогательным клапаном (11) воздуха управления;
· поршневой клапан двойного действия (6) с интегрированным звукоглушителем, служащий для спуска воды из установки. Установки оборудованы нагревательным патроном с термостатным управлением,
· клапанный магнит и электронная карта для обеспечения коммутационного цикла;
Для каждого сосуда имеется индикатор давления для сигнализации эксплуатационного состояния сосуда. Если, например, левый сосуд находится под давлением, значит, на стадии осушения, то на левом манометре показывается красный штифт. В безнапорном состоянии, т.е., на стадии регенерации, красный штифт автоматически возвращается в исходное положение. Влажный сжатый воздух протекает через сушильный агент (адсорбент - алюмосиликаты), который поглощает из проходящего воздуха водяной пар. При этом молекулы масла не адсорбируются.
Адсорбционный осушитель холодной регенерации в двухкамерном исполнении работает одновременно на двух фазах - сушки и регенерации. Фазы проходят параллельно. В то время, как в одном из сосудов происходит осушение главного потока воздуха, в другом сосуде регенерируется сушильный агент. Из сжатого влажного воздуха после входа его в воздухоосушитель сначала извлекаются конденсат и масло, осевшие в маслоотделителе, после чего воздух подается в сосуд с сушильным агентом, поглощающим влагу.
На рисунке установка осушения воздуха изображена в рабочем положении, в котором сосуд (1А) находится в фазе осушения, а сосуд (1Б) в фазе регенерации.
Клапанный магнит (9) возбужден входным электрическим сигналом от системы управления циклом, седло клапана V4 открыто. Сжатый воздух подается через открытые седла V5 и V8 поршневого клапана (6).
ВНИМАНИЕ: Задачей вспомогательного клапана (11) является предотвращение промежуточного положения поршневого клапана (6). Он открывается только после достижения нужного давления переключения.
Поршни под воздействием давления переключения против пружинных усилий отдавливаются в верхнее или нижнее положение, вследствие чего открываются клапанные седла V5 и V8. Поданный компрессором воздух через открытое седло клапана V5 подается в сосуд (1A). Воздух проходит через сосуд снизу вверх и после этого подается к месту соединения 17 через центральную трубу, обратный клапан (4A) и перепускной клапан (14). Перед тем как воздух подается в сушильный агент (1), он проходит через маслоотделитель, заполненный кольцами Рашинга. Вследствие многократных поворотов, завихрения и отражения, еще содержащиеся в воздухе мельчайшие капли масла и воды осаждаются на сравнительно большой поверхности колец Рашинга. Они объединяются в большие капли и вследствие силы тяжести падают в сборник.
После этого при проходе через сушильный агент из воздуха извлекается столько воды, что относительная влажность воздуха на выходе сосуда (1А) будет ниже 35 %. Часть осушенного воздуха отделяется, расширяется при помощи форсунки регенерации (10) и подается в обратном направлении через сушильный агент сосуда (1Б). Расширенный воздух, именуемый также регенерационным воздухом, извлекает из регенерируемого сушильного агента влагу и выходит наружу через открытое седло клапана V8 и звукоглушитель.
Незадолго до достижения предела насыщения сушильного агента системой электрического управления производится переключение, т.е. клапанный магнит (9) развозбуждается. Закрывается седло клапана V6 и открывается V7. Выпускается воздух из трубопровода управления, ведущего к поршневому клапану (6).
Вследствие этого поршни пружинными усилиями отдавливаются в верхнее или нижнее положение, так что закрываются седла V5 и V8 и открываются V6 и V7. В этом положении в сосуде (1A) происходит сушка главного воздушного потока, а в сосуде (1Б) происходит регенерация сушильного агента.
Для нормальной работы установки требуется определенное давление переключения, при котором открывается вспомогательный клапан (11) и переключается поршневой клапан (6). Перепускной клапан (14) обеспечивает быстрое создание в установке этого давления и открывает путь к главному воздушному резервуару только после превышения давления переключения. Этим предотвращается перенасыщение сушильного агента в сосуде (1Б) при длительном процессе заполнения.
Двумя обратными клапанами (4) предотвращается выпуск воздуха из главного резервуара и проводов транспортного средства при неработающем компрессоре.
Одновременно с компрессором включается блок управления. Он по установленной программе управляет временем включения и выключения клапанного магнита (9).
На холостом ходу или после отключения компрессора, блок управления запоминает действительное состояние и считает дальше при повторном включении. Таким образом, обеспечивается полная сушка регенерируемого сушильного агента и предотвращение перенасыщения вследствие сдвига цикла переключения.
Система переключения установки осушения воздуха обеспечивает снабжение сжатым воздухом через один из сушильных сосудов также и в случае неисправности блока переключения.
При эксплуатации составов при неисправности мотор компрессора следует отключить автомат защиты "Мотор компрессор" на панели вагонной защиты (ПВЗ). Автомат защиты установки осушения "Осушитель" в холодное время года отключать не рекомендуется, во избежание замерзания влаги и, как следствие, выхода из строя установки осушения.
Воздушные резервуары
Воздушные резервуары предназначены для создания необходимого запаса сжатого воздуха определенного давления для обеспечения действия пневматических приборов и электрических аппаратов после остановки компрессоров.
Резервуар состоит: 1.сферические днища; 2.штуцер; 3.паспортная табличка; 4.сливной краник; 5.обечайка; 6.центрирующие кольца; 7.сварной шов.
Резервуары наполняются сжатым воздухом давлением 5÷8 АТ и относятся к наиболее ответственному оборудованию вагонов метрополитена.
Все резервуары размещаются под вагоном и крепятся к раме кузова посредством двух хомутов с использованием деревянных подкладок ― между рамой кузова и резервуаром.
Применение деревянных подкладок обусловлено, прежде всего, хорошей изоляционной способностью дерева. В случае непреднамеренного переброса низковольтного напряжения на трубопроводы магистрали управления, а через них на все трубопроводы, воздушные резервуары также окажутся под напряжением. Резервуары, благодаря своему большому объему, начнут выступать в роли конденсаторов электрической энергии, что может вызвать пробой, т.е. появление дугового искрообразования между резервуаром и заземленной рамой кузова. Структура металла стенки резервуара будет нарушена.
Переброс напряжения может возникнуть из-за неисправности электромагнитных вентилей цепи управления и разрушения орешковых изоляторов.