Правовое положение страховых организации. Порядок создания страховых организаций. Государственный надзор за деятельностью страховых организаций
Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий). Обладая исключительной компетенцией, страховые организации не могут вести производственную, торгово-посредническую и банковскую деятельность.
Страховщиками признаются юридические лица любой организационно-правовой формы. предусмотренной законодательством РФ, созданные для осуществления страховой деятельности и получившие в установленном законом порядке лицензию на осуществление страховой деятельности на территории РФ.
Правовое положение страховщиков на территории РФ определено Законом РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 (в ред. от 29.11.2010 г.) «Об организации страхового дела в РФ».
Страховщиками могут быть страховые организации и общества взаимного страхования. Общества взаимного страхования создаются юридическими и физическими лицами для страховой защиты своих имущественных интересов. Страховщики могут вести страховую деятельность через страховых агентов и страховых брокеров. Страховые агенты - это физические или юридические лица, действующие от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями.Страховые брокеры - юридические или физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве предпринимателей, осуществляющие посредническую деятельность по страхованию от своего имени и на основании поручений страхователя или страховщика.
Основой финансовой устойчивости для страховщика является наличие у него оплаченного уставного капитала и страховых резервов, а также система перестрахования.
Перестрахование представляет собой страхование одним страховщиком (перестрахователем) на определенных договором условиях риска исполнения всех или части своих обязательств перед страхователем у другого страховщика (перестраховщика ).
Гарантией платежеспособности страховщиков является предусмотренное законодательством правило об обязательном соблюдении нормативного соотношения между активами и принятыми страховыми обязательствами. В том случае, если страховщики приняли на себя обязательства в объемах, превышающих возможности их исполнения за счет собственных средств и страховых резервов, они обязаны застраховать у перестраховщиков риск исполнения соответствующих обязательств.
Особенности создания страховой организацииnи порядок выдачи лицензии на осуществление страховой деятельности
В соответствии с законодательством страховой деятельностью вправе заниматься только юридическое лицо, прошедшее государственную регистрацию (ст. 49 и 51 ГК РФ). В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей", вновь создаваемое юридическое лицо для осуществления страховой деятельности должно быть зарегистрировано в Министерстве РФ по налогам и сборам.
Для ведения страхового дела важна организационно-правовая форма юридического лица. В практике организации страхового дела обычно используются две формы - общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество. Но предпочтение отдается все же акционерной форме. Аргументами в его пользу являются следующие обстоятельства.
Во-первых, в акционерных обществах уставный капитал формируется с помощью оборотных ценных бумаг - акций. Подобная форма дает возможность привлечь в создаваемую страховую организацию большой капитал.
Во-вторых, права и статус акционера закрепляются путем приобретения определенного количества акций, дающих право на долю в уставном капитале общества. Причем прекращение этих прав возможно только путем передачи соответствующих акций другому лицу, путем их отчуждения в предусмотренном законом порядке. При этом, выходя из общества, акционер обычно не вправе потребовать от общества денежных выплат в размере стоимости принадлежащих ему акций. Данная особенность акционерного общества обеспечивает сохранность основного капитала общества и его имущественных активов. Именно это обстоятельство является привлекательным для страховой деятельности, так как гарантирует сохранность активов, обеспечивающих обязательства страховой организации перед страхователями, а также финансовую устойчивость страховщика.
В-третьих, возможность продать акции позволяет укрепить финансовую устойчивость страховой организации. Данная возможность отсутствует в закрытых акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью (ООО). В указанных обществах их участники не вправе отчуждать акции или доли в ООО без согласия других участников, что мешает быстрому привлечению в страховые организации дополнительных капиталов путем открытой подписки на акции.
Более того, для акционерного общества характерно также оптимальное распределение капитала путем разделения его на расходы, связанные с организацией и ведением предпринимательской деятельности, в том числе расходы на управленческий аппарат, что поглощает значительный объем активов общества, и на расходы, связанные с выплатой дивидендов собственникам, что называется капиталом собственников. Подобное распределение активов акционерного общества является наиболее оптимальным для осуществления страховой деятельности. Это, в свою очередь, предоставляет возможность акционерам, как отмечал М.И. Кулагин, освободиться от забот по управлению производством, переложив их на плечи профессиональных управляющих, и сохранить за собой единственную "обязанность" - получать прибыль.
Поскольку основной целью создания страховых организаций является осуществление хозяйственной деятельности с целью извлечения прибыли, то, соответственно, страховые организации создаются исключительно как коммерческие. Поэтому страховые организации в "чистом виде" следует рассматривать только как коммерческие организации.
Кроме акционерных обществ коммерческой деятельность вправе заниматься общества с ограниченной ответственностью, а также хозяйственные товарищества.
Хозяйственные товарищества отличаются от обществ тем, что в товариществах взаимоотношения между участниками устанавливаются на основании договора, который является учредительным документом товарищества (ст. 70 ГК РФ). Кроме того, каждый участник товарищества вправе действовать от имени товарищества и вести его дела (ст. 72 ГК РФ), в то время как в обществах делами общества занимаются исполнительные органы управления - коллегиальный или единоличный. Еще одним существенным отличием товарищества от общества является то, что по долгам товарищества его участники отвечают солидарно, причем всем своим имуществом, а в обществах ответственность участников ограничена только размерами их вкладов.
В ГК РФ и в Законе о страховом деле определено, что страховой деятельностью вправе заниматься юридические лица, имеющие соответствующее разрешение (лицензию).
Государство контролирует страховую деятельность в России, осуществляя государственный страховой надзор. Министерство финансов РФ (Минфин РФ) – федеральный орган исполнительной власти, решая многочисленные государственные задачи, такие как бюджетное планирование, разработка проектов федерального бюджета, проведение государственного финансового контроля, и многие другие, является еще и органом государственного надзора за страховой деятельностью. Оно проводит единую финансовую, бюджетную, налоговую и валютную политику в сфере страхования в РФ, а также координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Минфин РФ действует на основании Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также на основании Постановления Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации». В ведении Минфина РФ находится Федеральная служба страхового надзора, которая осуществляет контроль и надзор за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства. Федеральная служба страхового надзора руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента и Правительства РФ, международными договорами РФ, актами Минфина РФ, а также Положением о Федеральной службе страхового надзора, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 330.
Федеральная служба страхового надзора является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством РФ. Местонахождение Федеральной службы страхового надзора – г. Москва. Федеральная служба страхового надзора осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Федеральную службу страхового надзора возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению министра финансов РФ. Руководитель Федеральной службы страхового надзора несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Федеральную службу страхового надзора функций. Руководитель Федеральной службы страхового надзора имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности министром финансов РФ по представлению руководителя Федеральной службы страхового надзора. Количество заместителей руководителя Федеральной службы страхового надзора устанавливается Правительством РФ.