Основные черты и тенденции развития

Существующие государственные системы правового регулирования несостоятельности отличаются друг от друга теми конкретными целя­ми, которые ставят перед собой законодатели тех или иных государств. Эти цели могут быть самыми разнообразными, к примеру:

— увеличение возврата средств,полученных в ходе реабилитационных ме­роприятий или ликвидации должника, в интересах всех сторон;

— спасение бизнеса жизнеспособного предприятия (и (или) юридическо­го лица);

— справедливое распределение средств между сторонами;

— осуществление мер по реструктуризации предприятия в период до бан­кротства и т.д.

В результате приоритетной задачей для одних является повышение возврата средств кредиторам (модель (концепция) Манфреда Бальца), для других — спасение бизнеса и сохранение рабочих мест, что вызыва­ет повышение цены кредита в ущерб интересам кредиторов (англий­ская концепция). Третья модель (американская, французская, россий­ская системы) ставит в качестве основной задачи эффективное распре­деление имущества и выполнение макроэкономических функций1. С этой точки зрения необходим такой механизм правового регулирова­ния несостоятельности (банкротства), который позволил бы найти ком­промисс между сохранением жизнеспособных предприятий и недопу­стимостью ущемления прав кредиторов.

Действующее российское законодательство о несостоятельности (банкротстве) представляет собой сложную систему правовых норм,ос­нованием которой, безусловно, являются положения ГК РФ. Данные положения можно разделить на три группы:

— нормы ГК РФ, непосредственно регулирующие несостоятельность (бан­кротство) индивидуальных предпринимателей (ст. 25) и юридических лиц (ст. 65);

- нормы ГК РФ, содержащие специальные указания по применению по­ложений о несостоятельности (банкротстве) — ст. 64 (об очередности удовлетворения требований кредиторов), 56,105 (о субсидиарной ответ­ственности лиц, которые имеют право давать обязательные для долж­ника — юридического лица указания либо иным образом определять его действия, за доведение должника до банкротства) и др.;

Основные черты и тенденции развития - student2.ru См.: Степанов В.В. Указ. соч. С. 22—23.

— нормы ГК РФ, непосредственно не затрагивающие отношения несос­тоятельности (банкротства), но имеющие определяющее значение для решения вопросов, возникающих в связи с несостоятельностью (банк­ротством) юридических лиц (например, положения, регулирующие организационно-правовые формы юридических лиц, вопросы ответ­ственности за нарушение обязательств и т.д.).

Центральное место в системе правового регулирования несостоя­тельности (банкротства) занимает Федеральный закон от 26 октября

2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»,задачами кото­рого являются, с одной стороны, исключение из гражданского оборота неплатежеспособных субъектов, а с другой — предоставление возмож­ности добросовестным предпринимателям улучшить свои дела под кон­тролем арбитражного суда и кредиторов и вновь достичь финансовой стабильности. В этом смысле институт банкротства служит гарантией социальной справедливости в условиях рынка, одним из основных эле­ментов которого является конкуренция.

Кроме того, в систему законодательства, регулирующего несостоятель­ность (банкротство), входят: Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (с изменениями и дополнениями), Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъек­тов естественных монополий топливно-энергетического комплекса», а также иные нормативные акты. К числу последних, в частности, следу­ет отнести постановление Правительства РФ от 3 февраля 2005 г. № 52 «О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих», постанов­ление Правительства РФ от 29 мая 2004 г. № 257 «Об обеспечении инте­ресов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в про­цедурах банкротства» (с изменениями и дополнениями), постановление Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. № 586 «О требованиях к кан­дидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегичес­кого предприятия или организации» и др. Вопросам несостоятельнос­ти посвящены также и некоторые судебные акты — Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 15 августа 2003 г. № 74 «Об отдельных особенностях рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) кре­дитных организаций», Постановление Пленума ВАС РФ от 8 апреля

2003 г. № 4 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие
Федерального закона „О несостоятельности (банкротстве)"», Постанов­ление Пленума ВАС РФ от 15 декабря 2004 г. № 29 «О некоторых вопро­сах практики применения Федерального закона „О несостоятельности (банкротстве)"» и др.





Основные черты и тенденции развития - student2.ru Основные черты и тенденции развития - student2.ru Анализ действующего законодательства о банкротстве позволил сформулировать следующие принципиальные положения:

1) институт банкротства не может быть отнесен только к одной отрасли
права, поскольку является комплексным институтом права,сочетающим нормы различных его отраслей. В рамках гражданско-правового регу­лирования банкротство служит лишь одним из оснований ликвидации юридического лица, остальные же отношения (например, судебный и внесудебный порядок) урегулированы нормами других отраслей права1.
Таким образом, законодательство о несостоятельности, носящее комп­лексный характер, находится на стыке публичного и частного права. По­этому не случаен тот факт, что Закон о банкротстве 2002 г., как и Закон о банкротстве 1998 г., наряду с материально-правовыми нормами содер­жит достаточно большое количество норм процессуального характера(основная часть таких норм, регламентирующих порядок разрешения дел о банкротстве,содержится в гл. III Закона о банкротстве 2002 г.; кро­ме этого, часть норм процессуального характера включена в главы, ка­сающиеся особенностей применения процедур банкротства в отноше­нии отдельных участников имущественного оборота);

2) основной тенденцией законодательства о несостоятельности (банкрот­стве) является развитие его по схеме: общий закон — специальный закон — другие нормативные акты.

Кчислу общих законов прежде всего следует отнести ГК РФ и Арбит­ражный процессуальный кодекс РФ (далее — АПК РФ). В соответствии со ст. 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматри­ваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулиру­ющими вопросы несостоятельности (банкротства). Это означает, что во всех случаях, если иное не установлено специальными законами о бан­кротстве, применяются положения АПК РФ.

Специальные законы — это Закон о банкротстве 2002 г., Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», Федеральный закон «Об особенностях несостоятельности (банкротстве) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комп­лекса».

Необходимо отметить, что законодательство о несостоятельности (бан­кротстве) должно включать в себя не только акты федерального уровня, но и акты субъектов РФ, принимаемые по отдельным вопросам с уче­том особенностей экономического развития отдельных субъектов РФ, специфики государственного управления в регионах;

Основные черты и тенденции развития - student2.ru См.: Белых B.C., Дубинчин АЛ, Скуратовский M.JI. Указ. соч. С. 22.

3) одним из направлений реформирования современного законодательств о несостоятельности (банкротстве) является внесение в него изменений и дополнений (порой лишь механическое). Такой путь зачастую сопро­вождается поспешными выводами, облекаемыми в форму различных законопроектов. Между тем в настоящее время важен концептуальный подход. Всвязи с этим в литературе обоснованно отмечается, что «наи­более актуальной задачей в деле совершенствования законодательства о несостоятельности (банкротстве) является выработка единой концеп­ции его реформирования, предполагающей поиск основных направле­ний изменения указанного законодательства с ясным представлением о целях, которые должны быть достигнуты, а также о системных послед­ствиях внесения соответствующих изменений»1.

Наши рекомендации