Государственный контроль над деятельностью малых предприятий
Обобщая международный опыт государственного регулирования малого бизнеса, помимо государственной поддержки малого предпринимательства можно выделить такое направление его осуществления как государственный контроль над деятельностью малых предприятий.
Государственный контроль за деятельностью малых предприятий заключается, прежде всего, в соблюдении норм, установленных различными федеральными и региональными органами власти для процессов производства и реализации продукции и услуг. При этом конкретизация объекта контроля и прав, которыми наделяются те или иные органы при осуществлении ими контрольных функций, фиксируются нормативно-законодательными и правовыми актами.
Государственное контроль - необходимый и неизбежный процесс, задачами которого в развитых рыночных экономиках являются поддержание и обеспечение равного доступа субъектов МП к необходимой им инфраструктуре, защита конкуренции от попыток монополизации и потребителя - от недобросовестных продавцов или поставщиков товаров и услуг. Для того чтобы такой контроль был эффективным и не сопровождался негативными явлениями, необходимо наличие факторов, сдерживающих неизбежные тенденции к бюрократизации всякого государственного контроля и превращению его из эффективного элемента государственной политики в источник дохода коррумпированных чиновников.
Сегодня Министерство экономического развития РФ стремится всячески усилить роль малого и среднего бизнеса в экономике страны. Снижение административного вмешательства вызывает дополнительный рост экономики, поэтому сокращение административных барьеров – первоочередная задача Минэкономразвития.
С недавнего времени был установлен запрет на проверки, изъятие документов, проведение иных действий органами милиции вне рамок административного правонарушения или уголовного дела. Вступили в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях, исключающие полномочия милиции по составлению протоколов по 79 составам.
В 2009 году по инициативе предпринимателей принят закон, освободивший компании, применяющие единый налог на вмененный доход, от обязательного применения контрольно-кассовой техники. Всего лишь за полгода действия закона предприниматели сохранили благодаря этому более 7 млрд. рублей.
Несмотря на предпринимаемые Министерством меры, приходится констатировать, что по-прежнему в российской действительности положительные моменты государственного контроля - в силу слабости, как самого государства, так и сдерживающего его чрезмерные притязания гражданского общества - выражены недостаточно, тогда как негативные превратились в особую группу факторов, препятствующих нормальному развитию малого предпринимательства.
Специфические трудности развития бизнеса, обусловленные несовершенством государственного регулирования и контроля либо сознательным ущемлением интересов малого бизнеса со стороны государственных органов и отдельных чиновников, принято называть административными барьерами на пути предпринимательства. Обычной реакцией малых предприятий на административные барьеры является уход в “теневую” экономику с целью снижения транзакционных издержек и “бюрократических рисков”.
Наиболее очевидным образом административные барьеры проявляются в процессе регистрации малых предприятий, а также при периодически возникающей необходимости получения или возобновления лицензии на осуществление того или иного вида предпринимательской деятельности. При этом бюрократический аппарат в целях получения гарантированного незаконного дохода умело использует противоречия и действующего законодательства.
Помимо тех сумм, которые малому бизнесу приходится платить государству за право начать и вести свой бизнес, он подвергается бесконечным проверкам многочисленных контролирующих органов. Каждая из таких проверок отнимает время у владельца и менеджеров фирмы и сопряжена, как правило, с необходимостью уплаты штрафов за выявленные упущения или взяток проверяющим за то, чтобы они закрыли на них глаза.
Основными государственными органами, осуществляющими текущий контроль за деятельностью малого бизнеса являются: Пожарный надзор, Санитарно-эпидемиологическая служба, органы лицензирования, Архитектурное управление, Налоговые инспекции, Органы внутренних дел, Гостехнадзор, Соцстрах, Инспекция по труду, Отдел социальной защиты, Энергонадзор, Экологическая милиция и другие.
Чаще всего малые предприятия беспокоят органы внутренних дел, санитарно-эпидемиологическая служба, пожарный надзор, и налоговые органы, ситуация существенно зависит от местонахождения, отрасли, размера фирмы и других факторов.
Так, пожарные инспекции чаще всего наведываются на “старые”, созданные в ходе приватизации предприятия, с числом занятых свыше 50 чел., как правило, на промышленные предприятия, а также на предприятия сферы услуг и сельскохозяйственные.
Санитарно-эпидемиологические станции доставляют беспокойство чаще “молодым” предприятиям, созданным в ходе приватизации или реструктуризации, с числом занятых свыше 50 чел., действующим в общественном питании, сельском хозяйстве и розничной торговле.
Работники налоговых органов особенно чаще посещают стартующие предприятия, а также созданные путем реструктуризации, практически независимо от успешности их финансово-хозяйственной деятельности, с числом занятых от 50 чел., занимающиеся общественным питанием и розничной торговлей. В целом наиболее заметным грузом разного рода проверки ложатся на “молодые” предприятия общественного питания, розничной торговли и услуг. Именно для них это выливается в дополнительные расходы времени и средств, которые приходится покрывать из средств чистой прибыли.
Стоит, однако, отметить, что сегодня правительство на всех уровнях принимает активные меры по совершенствованию процесса контроля за деятельностью малого предпринимательства и созданию условий для его дальнейшего развития, что, несомненно, приносит свои результаты: значительно снизилось число проверок субъектов малого предпринимательства, введен уведомительный порядок открытия бизнеса, упрощен порядок лицензирования, вводится электронный канал, по которому можно будет лицензировать свою продукцию, обеспечивается недискриминационный доступ к электронным торгам.
В целом, для создания эффективной системы контроля малого предпринимательства в нашей стране необходимы:
- дальнейшая минимизация административных мер воздействия на малый бизнес и контролирующей практики;
- обеспечение безопасности и защиты личности и собственности;
- самостоятельная законодательная и нормативная база, определяющая специфические условия деятельности субъектов МП в их отношениях с органами власти и другими хозяйствующими субъектами;
- радикальное усовершенствование налоговой системы;
- учет различных национальных, региональных и исторических особенностей, создание условий для эффективного развития межрегиональных связей и деловой кооперации малых и средних предприятий;
- создание действенной системы информационного обмена между субъектами малого предпринимательства и соответствующими контролирующими органами с предоставлением открытого доступа к вышестоящим инстанциям.
Не следует также забывать, что в условиях активных трансформационных процессов в обществе и экономике, система государственного контроля за деятельностью малого бизнеса не может иметь застывшего характера. Она должна постоянно развиваться и совершенствоваться, помогая нейтрализовать множественные экономические и правовые барьеры, препятствующие их развитию как на федеральном, так и на региональном уровнях.