Предпосылки и этапы создания предприятий малого бизнеса
Малые предприятия как коммерческие организации создаются в соответствии с принципами, установленными ГК РФ, федеральными законами об отдельных организационно-правовых формах предпринимательской деятельности, другими законодательными и нормативными актами, регулирующими весь процесс создания и функционирования предпринимательских организаций.
Создание малых предприятий в той или иной организационно-правовой форме предполагает существование у будущего (или действующего) предпринимателя по крайней мере следующих основных предпосылок:
- наличия имущества для формирования первоначального капитала;
- наличия определенного объема финансовых средств, необходимых для формирования минимального уставного (складочного) капитала;
- наличия нежилых помещений, необходимых для размещения офиса будущей организации и осуществления намеченных видов деятельности;
- предварительного изучения предполагаемого рынка, на который предприниматель будет предлагать для реализации результаты предпринимательской деятельности;
- формирования команды квалифицированных учредителей (партнеров) собственного дела.
Будущий предприниматель должен быть компетентным в той области деятельности, в которой он намеревается создать собственное дело. Для выбора карьеры в малом бизнесе необходимо провести четкий анализ своих качеств, способностей и возможностей. Предприниматель должен уметь хорошо рассчитывать предполагаемые последствия риска, сохранять предпринимательскую тайну, владеть всей информацией о деятельности собственного малого предприятия, потребителях продукции, клиентах, поставщиках, конкурентах в особенности.
Будущий предприниматель, планируя создать собственное дело, должен руководствоваться важнейшими рыночными принципами, среди которых можно выделить следующие:
- во-первых, нужно найти потребность и удовлетворить ее, поскольку предпринимательская деятельность направлена на удовлетворение чужих потребностей;
- во-вторых, производить и (или) реализовывать товары следует с более низкими издержками (себестоимостью), иначе предприниматель окажется неконкурентоспособным;
- в-третьих, предприниматель, устанавливая цену на производимые товары, должен учитывать поведение конкурентов, покупательский спрос потребителей, уровень насыщения рынка. Завышенная оптовая (розничная) цена не позволит своевременно продать товары, а заниженная – получить необходимый объем прибыли. Проблема ценообразования играет существенную роль в механизме создания и функционирования собственного дела.
Основными этапами создания малого предприятия являются следующие:
А. На подготовительной стадии:
1) возникновение и обоснование идеи о занятии определенным видом предпринимательской деятельности;
2) постановка ближайших и перспективных целей осуществления своей предпринимательской идеи;
3) формирование конкретного решения об открытии своего дела в определенной организационно-правовой форме;
4) подбор квалифицированных и надежных соучредителей нового малого предприятия;
4) определение порядка управления организацией
5) определение финансовых источников, необходимых для ведения предпринимательской деятельности на первом этапе функционирования предприятия;
6) разработка необходимых (в зависимости от организационно-правовой формы) учредительных документов;
7) разработка обоснованного бизнес-плана;
8) разработка устава организации и подготовка учредительного собрания.
Б. На организационной стадии:
1) проведение Учредительного собрания, на котором принимается решение о создании (учреждении) общества, осуществляются утверждение его Устава и избрание органов управления, выбор фирменного наименования4
3) подбор квалифицированных сотрудников, изготовление печати, штампов, выбор товарного знака и др.;
2) определение учреждения банка и внесение учредителями вкладов в уставный капитал общества;
3) подготовка всех документов для государственной регистрации общества.
В. Государственная регистрация коммерческой организации
в качестве юридического лица
Г. На пострегистрационной (заключительной) стадии:
1) включение эскиза печати в Реестр печатей и изготовление печати;
2) присвоение кодов государственной статистики;
3) постановка на учет в налоговом органе;
4) постановку на учет во внебюджетных фондах;
5) открытие расчетного счета;
6) регистрацию выпуска акций в Федеральной комиссии по ценным бумагам (для акционерных обществ);
7) заключение договоров (контрактов) на поставку сырья, материалов, комплектующих изделий и других факторов производства, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности;
8) получение в соответствии с законодательством разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов деятельности;
9) проведение глубоких маркетинговых исследований рынка, выбор способов продвижения товаров на рынок, определение способов продвижения товаров на рынок, определение путей сбыта продукции потребителям и методов формирования цен на продукцию или услуги;
10) заключение договоров поставки, купли-продажи товаров (услуг) с потребителями и др.;
11) проведение необходимой рекламной кампании товаров (услуг);
12) организация учета доходов и расходов и хозяйственных операций в соответствии с нормативными документами Минфина РФ и др.
Несомненно, все этапы создания собственного дела крайне важны, но решающим является обоснование предпринимательской идеи, поскольку именно на этом этапе выявляется экономический интерес (мотивы) предпринимателей в осуществлении конкретных видов деятельности (конкретных товаров, работ, услуг, информации, технологий и др.), но главное – идея должна быть реализована в те результаты, которые будут признаны рынком.
Предпринимательская идея – это потенциальная возможность и необходимость собственной самореализации индивида для достижения собственных целей путем удовлетворения потребностей других. При этом процесс создания малого предприятия есть процесс реализации предпринимательской идеи в конкретной форме – в форме создания и функционирования малого предприятия. На этом этапе создания собственного дела целесообразно оценить возможности реализации идеи. Для этого формулируются стратегические и тактические цели, осуществляются количественные расчеты определенных показателей функционирования малого предприятия.
Важную роль в процессе создания собственного дела играет разработка учредительных документов малого предприятия (в зависимости от организационно-правовой формы и числа учредителей), устанавливающих фактически весь механизм функционирования предприятия. Будущий предприниматель при разработке устава и (или) учредительного договора должен руководствоваться положениями ГК РФ, положениями федеральных законов об отдельных организационно-правовых формах предпринимательства и другими нормативными актами.