Предпосылки и этапы создания предприятий малого бизнеса

Малые предприятия как коммерческие организации создаются в соответствии с принципами, установленными ГК РФ, федеральными законами об отдельных организационно-правовых формах предпринимательской деятельности, другими законодательными и нормативными актами, регулирующими весь процесс создания и функционирования предпринимательских организаций.

Создание малых предприятий в той или иной организационно-правовой форме предполагает существование у будущего (или действующего) предпринимателя по крайней мере следующих основных предпосылок:

- наличия имущества для формирования первоначального капитала;

- наличия определенного объема финансовых средств, необходимых для формирования минимального уставного (складочного) капитала;

- наличия нежилых помещений, необходимых для размещения офиса будущей организации и осуществления намеченных видов деятельности;

- предварительного изучения предполагаемого рынка, на который предприниматель будет предлагать для реализации результаты предпринимательской деятельности;

- формирования команды квалифицированных учредителей (партнеров) собственного дела.

Будущий предприниматель должен быть компетентным в той области деятельности, в которой он намеревается создать собственное дело. Для выбора карьеры в малом бизнесе необходимо провести четкий анализ своих качеств, способностей и возможностей. Предприниматель должен уметь хорошо рассчитывать предполагаемые последствия риска, сохранять предпринимательскую тайну, владеть всей информацией о деятельности собственного малого предприятия, потребителях продукции, клиентах, поставщиках, конкурентах в особенности.

Будущий предприниматель, планируя создать собственное дело, должен руководствоваться важнейшими рыночными принципами, среди которых можно выделить следующие:

- во-первых, нужно найти потребность и удовлетворить ее, поскольку предпринимательская деятельность направлена на удовлетворение чужих потребностей;

- во-вторых, производить и (или) реализовывать товары следует с более низкими издержками (себестоимостью), иначе предприниматель окажется неконкурентоспособным;

- в-третьих, предприниматель, устанавливая цену на производимые товары, должен учитывать поведение конкурентов, покупательский спрос потребителей, уровень насыщения рынка. Завышенная оптовая (розничная) цена не позволит своевременно продать товары, а заниженная – получить необходимый объем прибыли. Проблема ценообразования играет существенную роль в механизме создания и функционирования собственного дела.

Основными этапами создания малого предприятия являются следующие:

А. На подготовительной стадии:

1) возникновение и обоснование идеи о занятии определенным видом предпринимательской деятельности;

2) постановка ближайших и перспективных целей осуществления своей предпринимательской идеи;

3) формирование конкретного решения об открытии своего дела в определенной организационно-правовой форме;

4) подбор квалифицированных и надежных соучредителей нового малого предприятия;

4) определение порядка управления организацией

5) определение финансовых источников, необходимых для ведения предпринимательской деятельности на первом этапе функционирования предприятия;

6) разработка необходимых (в зависимости от организационно-правовой формы) учредительных документов;

7) разработка обоснованного бизнес-плана;

8) разработка устава организации и подготовка учредительного собрания.

Б. На организационной стадии:

1) проведение Учредительного собрания, на котором принимается решение о создании (учреждении) общества, осуществляются утверждение его Устава и избрание органов управления, выбор фирменного наименования4

3) подбор квалифицированных сотрудников, изготовление печати, штампов, выбор товарного знака и др.;

2) определение учреждения банка и внесение учредителями вкладов в уставный капитал общества;

3) подготовка всех документов для государственной регистрации общества.

В. Государственная регистрация коммерческой организации

в качестве юридического лица

Г. На пострегистрационной (заключительной) стадии:

1) включение эскиза печати в Реестр печатей и изготовление печати;

2) присвоение кодов государственной статистики;

3) постановка на учет в налоговом органе;

4) постановку на учет во внебюджетных фондах;

5) открытие расчетного счета;

6) регистрацию выпуска акций в Федеральной комиссии по ценным бумагам (для акционерных обществ);

7) заключение договоров (контрактов) на поставку сырья, материалов, комплектующих изделий и других факторов производства, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности;

8) получение в соответствии с законодательством разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов деятельности;

9) проведение глубоких маркетинговых исследований рынка, выбор способов продвижения товаров на рынок, определение способов продвижения товаров на рынок, определение путей сбыта продукции потребителям и методов формирования цен на продукцию или услуги;

10) заключение договоров поставки, купли-продажи товаров (услуг) с потребителями и др.;

11) проведение необходимой рекламной кампании товаров (услуг);

12) организация учета доходов и расходов и хозяйственных операций в соответствии с нормативными документами Минфина РФ и др.

Несомненно, все этапы создания собственного дела крайне важны, но решающим является обоснование предпринимательской идеи, поскольку именно на этом этапе выявляется экономический интерес (мотивы) предпринимателей в осуществлении конкретных видов деятельности (конкретных товаров, работ, услуг, информации, технологий и др.), но главное – идея должна быть реализована в те результаты, которые будут признаны рынком.

Предпринимательская идея – это потенциальная возможность и необходимость собственной самореализации индивида для достижения собственных целей путем удовлетворения потребностей других. При этом процесс создания малого предприятия есть процесс реализации предпринимательской идеи в конкретной форме – в форме создания и функционирования малого предприятия. На этом этапе создания собственного дела целесообразно оценить возможности реализации идеи. Для этого формулируются стратегические и тактические цели, осуществляются количественные расчеты определенных показателей функционирования малого предприятия.

Важную роль в процессе создания собственного дела играет разработка учредительных документов малого предприятия (в зависимости от организационно-правовой формы и числа учредителей), устанавливающих фактически весь механизм функционирования предприятия. Будущий предприниматель при разработке устава и (или) учредительного договора должен руководствоваться положениями ГК РФ, положениями федеральных законов об отдельных организационно-правовых формах предпринимательства и другими нормативными актами.

Наши рекомендации