Нормативно-правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации
Формирование правовой среды малого бизнеса является обязательным и непременным условием обеспечения субъектам экономической свободы, прав, гарантий и основой государственного регулирования деятельности малых предприятий.
Законодательными и нормативными актами охвачены практически все направления государственного регулирования малого бизнеса, установлены обязанности и ответственность малых предприятий перед хозяйствующими субъектами, потребителями и бюджетами различных уровней. Кроме того, законодательные и нормативные акты формируют систему экономических, материальных, финансовых и иных стимулов, гарантирующих необходимую поддержку со стороны государства. Они устанавливают общие правила поведения МП в ведение рыночной экономики.
Одновременно законодательными актами устанавливаются преграды существования незаконного предпринимательства, а также меры защиты субъектов предпринимательства от незаконных действий любого рода.
В общем виде перечень законодательных и нормативных актов, регулирующих сферу малого бизнеса на современном этапе, выглядит следующим образом:
1. Конституция Российской Федерации;
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (части 1,2,3,4);
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (извлечения);
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ;
5. Глава 26.2 Налогового Кодекса РФ. Упрощенная система налогообложения;
6. Глава 26.3 Налогового кодекса РФ. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход;
7. Статья 251 Налогового кодекса РФ. Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы;
8. Глава 22 Уголовного кодекса РФ. Преступления в сфере экономической деятельности;
9. Федеральный закон от 7 марта 2011 г. № 23-Ф3 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации о порядке учета доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства при оказании им финансовой поддержки";
10. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 239-Ф3 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях";
11. Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 156-Ф3 "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации";
12. Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации";
13. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
14. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации";
15. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
16. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
17. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
18. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";
19. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
20. Федеральный закон от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)";
21. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете";
22. Постановление Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 584 "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности";
23. Постановление Правительства РФ от 27 февраля 2009 г. N 178 "О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства";
24. Постановление Правительства РФ от 22 июля 2008 г. N 556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства";
25. Постановление Правительства РФ от 23 июля 2007 г. N 470 "Об утверждении Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями";
26. Постановление Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 642 "О перечне товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства, и их предельных ценах (ценах лотов)";
27. Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. N 927 "О государственной поддержке развития фермерства и других субъектов малого предпринимательства в сельском хозяйстве";
28. Постановление Правительства РФ от 5 августа 2000 г. N 581 "О Совете по предпринимательству при Правительстве Российской Федерации";
29. Постановление Правительства РФ от 7 июля 1999 г. N 766 "Об утверждении перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, порядка принятия декларации о соответствии и ее регистрации";
Нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Ведущее место в системе госрегулирование и правового обеспечения предпринимательства занимает Конституция РФ. В ней изложены основные принципы развития предпринимательства, установленные основные права и гарантии субъектов малого бизнеса.
Немаловажную роль играет так же Гражданский Кодекс Российской федерации (далее – ГКРФ), в котором определены основы осуществления предпринимательской деятельности, упорядочены основные организационно правовые формы предприятий.
В части 1 ГКРФ изложен механизм создания, реорганизации и прекращения деятельности организации, рассмотрены основные направления защиты прав собственности, установлены пределы имущественные ответственности малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, выделены основные положения о порядке заключения и исполнение сделок, рассмотрены основы договорных отношений.
В части 2 ГКРФ дана правовая трактовка сущности всей системы договорных отношений, установлены права, обязанности и ответственности участников договоров при их надлежащем или ненадлежащем использовании.
Особое значение для развития МБ играет реализация ФЗ № 209 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24 июля 2007 г. В данном законе определены критерии отнесения предприятий к малым, формы и методы госрегулирования деятельности малого бизнеса, основные цели и принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, полномочия органов государственной власти Российской Федерации по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства, условия и порядок поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Данный закон действует на всей территории РФ, региональные местные законы в данной сфере не должны ему противоречить в сторону уменьшения основных критериев.
С целью исполнения данного закона принят ряд законодательных и нормативных актов:
1. ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства».
2. Указ президента РФ «О государственном комитете РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства».
3. Постановление правительства РФ «О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в сфере малого бизнеса в РФ».
4. Постановление правительства РФ «Об участии субъектов в малого предпринимательства в производстве и поставке товаров и услуг, продукции для государственных нужд».
5. Постановление правительства РФ «О Федерольном фонде поддержке малого предпринимательства».
6. Положение правительства РФ «О министерстве РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства » и другие.
Важное значение для развития малого бизнеса имеет обширная правовая база региональных и местных законодательных и нормативных актов в сфере регулирования малого бизнеса, учитывающих специфику развития малого предпринимательства в различных регионах.В целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться следующие меры:
1) специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;
2) упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;
3) упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;
4) льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;
5) особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
6) меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);
7) меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
8) меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
9) иные направленные на обеспечение реализации целей и принципов настоящего Федерального закона меры.
Большое препятствие для дальнейшего развития МБ состоит в том, что основные законодательные акты, регулирующие данную сферу не являются актами прямого действия, а для их реализации разрабатывается множество подзаконных актов (указов, приказов, инструкций и т. д.), которые регулярно изменяются, дополняются, создавая дополнительные трудности в их восприятии.