Учебник для вузов (под ред. Губина Е.П., Лахно П.Г.)
Предпринимательское право Российской Федерации
Настоящий учебник подготовлен коллективом кафедры предпринимательского права МГУ им. М.В. Ломоносова в соответствии с программой для студентов высших учебных заведении, обучающихся по специальности "юриспруденция". С учетом взаимодействия частноправовых и публично-правовых средств регулирования предпринимательской деятельности освещаются такие важнейшие вопросы, как: право на занятие предпринимательской деятельностью, способы и формы осуществления этого права: законодательство о предпринимательстве; правовой статус и ответственность субъектов предпринимательской деятельности; корпоративные отношения; государственное регулирование и контроль: основные положения правового регулирования рынка в целом и отдельных его видов: товарного, ценных бумаг, валютного и др. Отдельно рассматриваются вопросы защиты прав предпринимателей и правовой работы в сфере предпринимательства. Материал излагается на основе новейшего законодательства с привлечением судебной практики. Представлены теоретические воззрения по основным проблемам предпринимательского права. Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических высших учебных заведений. Учебник может быть использован также студентами экономических вузов, государственными и муниципальными служащими, руководителями предприятий и организаций, другими практическими работниками, прежде всего предпринимателями.
Предисловие
Раздел I. Общие положения
Глава 1. Предпринимательство и предпринимательское право
_ 1. Понятие предпринимательства и предпринимательской
деятельности
_ 2. Предпринимательское право и его место в российской
правовой системе
_ 3. Правовое регулирование предпринимательской деятельности
- сфера взаимодействия частноправовых и
публично-правовых средств
Глава 2. Источники предпринимательского права
_ 1. Конституционные основы предпринимательства
_ 2. Понятие и виды источников правового регулирования
предпринимательской деятельности
_ 3. Особенности применения источников предпринимательского
права
_ 4. Применение норм иностранного права
Глава 3. Правовое регулирование предпринимательской деятельности
в зарубежных странах
_ 1. Общая характеристика предмета и метода
предпринимательского права за рубежом
_ 2. Основные источники предпринимательского права развитых
стран с рыночной экономикой
_ 3. Основные принципы правового регулирования
предпринимательской деятельности за рубежом
Раздел II. Субъекты предпринимательской деятельности
Глава 4. Правовой статус предпринимателя
_ 1. Право на занятие предпринимательской деятельностью:
основания возникновения и способы осуществления этого
права
_ 2. Понятие и виды субъектов предпринимательской
деятельности
_ 3. Права и обязанности предпринимателя и их юридическое
закрепление
_ 4. Гарантии осуществления права на занятие
предпринимательской деятельностью
_ 5. Ответственность предпринимателя за ненадлежащее
осуществление своих прав и исполнение обязанностей
Глава 5. Имущественная основа предпринимательской деятельности
_ 1. Имущество как основа предпринимательской деятельности
_ 2. Собственность, иные вещные права и предпринимательство
_ 3. Формирование имущественной основы предпринимательской
деятельности
_ 4. Правовой режим отдельных видов имущества
Глава 6. Организационно-правовые основы предпринимательской
деятельности
_ 1. Индивидуальный предприниматель
_ 2. Корпоративные формы предпринимательской деятельности
2.1. Хозяйственные товарищество и общество: общие признаки
и отличительные черты
2.2. Товарищества: полное и на вере
2.3. Общества с ограниченной и дополнительной
ответственностью
2.4. Акционерные общества
_ 3. Производственные кооперативы
_ 4. Государственные и муниципальные унитарные предприятия
_ 5. Предпринимательская деятельность структурных
подразделений коммерческих организаций
_ 6. Субъекты малого предпринимательства
_ 7. Объединения в сфере предпринимательства
_ 8. Предпринимательская деятельность некоммерческих
организаций
Глава 7. Правовые основы несостоятельности (банкротства)
_ 1. Российское законодательство о несостоятельности
(банкротстве): основные черты и тенденции развития
_ 2. Понятие, критерии и признаки несостоятельности
(банкротства)
_ 3. Субъектный состав отношений, связанных с регулированием
несостоятельности (банкротства)
3.1. Правовой статус должника
3.2. Правовой статус кредитора
3.3. Собрание кредиторов
3.4. Правовой статус арбитражного управляющего
3.5. Арбитражный суд в делах о несостоятельности
3.6. Федеральная служба России по финансовому оздоровлению
и банкротству в процессе несостоятельности
(банкротства)
_ 4. Процедуры несостоятельности (банкротства)
4.1. Восстановительные процедуры
4.2. Наблюдение
4.3. Финансовое оздоровление
4.4. Внешнее управление
4.5. Конкурсное производство
4.6. Мировое соглашение
4.7. Упрощенные процедуры банкротства
_ 5. Особенности несостоятельности (банкротства) отдельных
категорий должников
Глава 8. Понятие и правовое обеспечение менеджмента
_ 1. Понятие, содержание и виды менеджмента
_ 2. Функции и принципы менеджмента
_ 3. Правовое обеспечение менеджмента. Бизнес-план и его
юридическое значение
_ 4. Правовой статус менеджера
Раздел III. Государственное регулирование предпринимательской
деятельности
Глава 9. Государственное регулирование и контроль в сфере
предпринимательской деятельности
_ 1. Регулирование предпринимательской деятельности как
функция государства. Основные цели государственного
регулирования в сфере предпринимательской деятельности
_ 2. Методы, средства и формы государственного
регулирования экономики
_ 3. Государственный контроль за предпринимательской
деятельностью
Глава 10. Приватизация и ее роль в становлении и развитии
предпринимательской деятельности в Российской Федерации
_ 1. Понятие приватизации государственного и муниципального
имущества
_ 2. Законодательство Российской Федерации о приватизации
государственного и муниципального имущества
_ 3. Субъекты отношений по приватизации государственного
и муниципального имущества
_ 4. Объекты приватизации и их классификация
_ 5. Порядок и способы проведения приватизации
Глава 11. Правовое регулирование конкуренции и монополии в
предпринимательской деятельности
_ 1. Понятие конкуренции. Право субъекта предпринимательства
на конкуренцию
_ 2. Понятие и виды монополий. Доминирующее положение
субъекта предпринимательства на рынке
_ 3. Запрещение монополистической деятельности
предпринимателей и неправомерной деятельности
органов государственной власти и органов местного
самоуправления
_ 4. Правовая защита от недобросовестной конкуренции
Раздел IV. Рынок и предпринимательская деятельность
Глава 12. Правовое регулирование товарного рынка
_ 1. Предприниматель и товарный рынок
_ 2. Маркетинг в деятельности предпринимателя-
товаропроизводителя и его правовое обеспечение
_ 3. Правовое регулирование рекламы в системе маркетинга.
Коммерческая тайна в предпринимательской деятельности
_ 4. Биржевой товарный рынок
Глава 13. Правовое регулирование рынка ценных бумаг
_ 1. Рынок ценных бумаг: место в общей структуре рыночной
экономики, определение и виды
_ 2. Законодательство о рынке ценных бумаг и его развитие
_ 3. Эмитенты на рынке ценных бумаг
_ 4. Эмиссия ценных бумаг
_ 5. Правовое регулирование деятельности инвестора на рынке
ценных бумаг
_ 6. Инфраструктура рынка ценных бумаг. Профессиональные
участники рынка ценных бумаг и правовое регулирование их
деятельности
Глава 14. Правовое регулирование валютного рынка
_ 1. Понятие валютного рынка
_ 2. Валютный рынок и предпринимательская деятельность
_ 3. Организация и проведение операций на валютном рынке
_ 4. Государственное регулирование на валютном рынке
_ 5. Валютный рынок в сфере внешнеэкономической деятельности
Глава 15. Правовое регулирование рынка банковских услуг
_ 1. Понятие рынка банковских услуг
_ 2. Организация денежных расчетов
_ 3. Банковские услуги по привлечению средств
_ 4. Банковские услуги по размещению средств
Глава 16. Правовое регулирование рынка страховых услуг
_ 1. Понятие рынка страховых услуг
_ 2. Значение страхования для предпринимательской
деятельности
_ 3. Страхование как вид предпринимательской деятельности
_ 4. Классификация страховых услуг. Отдельные виды
страхования
Глава 17. Правовое регулирование рынка аудиторских услуг
_ 1. Аудит: понятие, сущность, виды
1.1. Понятие аудита и аудиторской деятельности и их
сущность
1.2. Виды аудита
_ 2. Субъекты рынка аудиторских услуг
_ 3. Организация и регулирование аудиторской деятельности
в России
3.1. Нормативное регулирование аудиторской деятельности
3.2. Органы, регулирующие аудиторскую деятельность
3.3. Аудиторские объединения
3.4. Аттестация на право осуществления и лицензирование
аудиторской деятельности
_ 4. Порядок проведения аудита и правовая форма организации
отношений по аудиту
4.1. Планирование аудита
4.2. Проведение аудита
4.3. Завершение аудита
Глава 18. Правовое регулирование инвестиционной деятельности
_ 1. Понятие и виды инвестиций и инвестиционной деятельности
_ 2. Субъекты инвестиционных отношений
_ 3. Инвестиционная деятельность, осуществляемая в форме
капитальных вложений
_ 4. Лизинговые инвестиции
_ 5. Инвестиционная деятельность, осуществляемая в форме
соглашения о разделе продукции
_ 6. Правовое регулирование иностранных инвестиций
Глава 19. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности
субъектов предпринимательства
_ 1. Понятие, особенности и структура внешнеэкономической
деятельности
_ 2. Внешнеэкономические сделки
_ 3. Особенности таможенного регулирования
внешнеэкономической деятельности с участием
предпринимателей
Глава 20. Предпринимательство и рынок труда
_ 1. Общая характеристика рынка труда
_ 2. Субъекты рынка труда
_ 3. Функционирование рынка труда
Глава 21. Договоры в сфере предпринимательской деятельности
_ 1. Понятие и особенности договоров в сфере
предпринимательской деятельности
_ 2. Заключение, изменение и расторжение договоров в сфере
предпринимательской деятельности
_ 3. Виды договоров в сфере предпринимательской деятельности
Раздел V. Защита прав предпринимателей
Глава 22. Права предпринимателей и их защита
_ 1. Формы и способы защиты прав предпринимателей
_ 2. Судебные формы защиты прав предпринимателей
2.1. Конституционный Суд РФ и защита прав предпринимателей
2.2. Защита прав предпринимателей арбитражным судом
2.3. Защита прав и интересов предпринимателей судом общей
юрисдикции
2.4. Некоторые особенности рассмотрения споров, вытекающих
из предпринимательской деятельности
_ 3. Внесудебные формы защиты прав предпринимателей
3.1. Нотариальная защита
3.2. Защита прав и интересов предпринимателей в третейских
судах
3.3. Досудебный (претензионный) порядок урегулирования
споров
Глава 23. Правовая работа в сфере предпринимательства
_ 1. Понятие, основные задачи и формы правовой работы в сфере
предпринимательства
_ 2. Юридическая служба коммерческих организаций
Предисловие
Сегодня на прилавках книжных магазинов можно увидеть значительное количество учебников и учебных пособий по предпринимательскому праву. Выбор остается за читателем.
Основные подходы и идеи в предлагаемой вниманию читателей работе успешно апробированы в учебнике "Предпринимательское право" для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования, обучающихся по специальности "Правоведение"*(2).
Однако настоящий учебник не повторяет его содержание и структуру, поскольку рассчитан на студентов высших учебных заведений.
Изучение предпринимательского права - насущная необходимость как для современного юриста, работающего в сфере хозяйственной деятельности, так и для предпринимателя, имеющего свое дело, менеджера, руководителя коммерческой организации, да, пожалуй, и для любого гражданина новой России, живущего в условиях рыночной экономики.
Учебник - средство, с помощью которого постигается право, приобретаются знания о том или ином предмете. Учебник по предпринимательскому праву содержит информацию о правовом регулировании предпринимательской деятельности. Однако не следует полагать, что основное его содержание - пересказ нормативных актов. Авторы стремились решить гораздо более сложную задачу: с одной стороны, показать, как, каким образом регулируются конкретные отношения на рынке, с другой - определить принципы, основы правового регулирования рыночных отношений, которые не подвержены постоянным изменениям.
Настоящий учебник соответствует требованиям к обязательному минимуму содержания программы дисциплины "Предпринимательское право", включенным в Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. В целях получения более полного представления о предмете в содержание учебника включены вопросы, выходящие за пределы обязательных требований к программе, но необходимые для целостного и стройного восприятия всей системы правового регулирования предпринимательской деятельности.
Структура учебника и отдельных его глав имеет целью донести до читателя сложнейший правовой материал в строгой логической последовательности, раскрывающий в целом механизм правового регулирования: от общих, но чрезвычайно важных вопросов понятия предпринимательства, предпринимательского права до конкретных видов предпринимательской деятельности, способов защиты прав предпринимателей. Весь материал поделен на разделы. Определяющее место в содержании учебника занимают раздел и главы, посвященные правовому регулированию отдельных видов рынка, в целом дающие представление о правовом регулировании рыночной экономики России, а также раздел, посвященный государственному регулированию экономики, пронизывающему, по существу, все рыночные, предпринимательские отношения, что позволяет дать комплексное представление об изучаемой дисциплине.
Впервые в учебнике по предпринимательскому праву излагаются общие вопросы правового обеспечения менеджмента и маркетинга.
Все главы учебника содержат определения основных понятий и перечень основных нормативных актов, позитивное изложение материала, краткие выводы, вопросы и задания, библиографию по конкретной теме. Позитивный материал учебника достаточно глубоко структурирован путем выделения ключевых слов и понятий.
Изучение предпринимательского права не может ограничиваться только знанием материала учебника. Учебник - это основа. Постижение столь сложного предмета требует также глубокого знания действующих нормативных актов, судебной практики, научных исследований.
Нормативные акты даются по состоянию на 15 марта 2003 г. с учетом всех изменений и дополнений, внесенных на указанную дату.
Учитывая ограниченный объем учебника, авторы соответствующих глав приводят в тексте лишь отдельные примеры из практики, в сжатом виде излагают наиболее известные точки зрения по тем или иным вопросам теории предпринимательского права, знакомят, при необходимости, с историей того или иного рассматриваемого вопроса, с опытом регулирования тех или иных отношений в зарубежном законодательстве.
Настоящий учебник создан коллективом авторов, работающих на кафедре предпринимательского права МГУ им. М.В. Ломоносова или тесно сотрудничающих на протяжении многих лет с кафедрой, которую основал доктор юридических наук, профессор А.Г. Быков.
Несмотря на то, что учебник написан для студентов высших юридических учебных заведений, он вполне может быть использован студентами экономических вузов и практическими работниками.
Раздел I. Общие положения