Преступными формированиями на предприятиях

(в организациях)

В данном случае речь идет о расследовании преступлений, предус­мотренных рядом статей УК РФ: ст. 169 "Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности", ст. 201 "Злоупотребле­ние полномочиями", ст. 285 "Злоупотребление должностными полномо­чиями", ст. 286 "Превышение должностных полномочий", ст. 290 "Полу­чение взятки", ст. 291 "Дача взятки", ст. 292 "Служебный подлог".

Указанные статьи могут сочетаться в различных комбинациях, по­полняться другими (например, легализация доходов, лжепредпринима­тельство), в целом же они характеризуют достаточно распространенные в настоящее время действия по завладению государственным и обще­ственно-кооперативным имуществом там,'где оно еще сохранилось.

Подобные хищения осуществляются организованными преступны­ми формированиями, в которые входят должностные лица, осуществ­ляющие управление имуществом; лица, в ведении и пользовании кото­рых находится это имущество; лица, осуществляющие с этим имуще­ством необходимые хозяйственно-финансовые операции. Подобного рода хищения являются длящимися, они умело организуются и маскируют­ся, наносят многомиллиардные убытки экономике.

Предметом этих хищений все чаще становятся ценное промышлен­ное сырье, нефть и нефтепродукты, газ, природные ископаемые, ред­коземельные металлы, оружие, денежные суммы. Участился вывоз за границу стратегически важного сырья, других квотируемых товаров. Что касается хищений крупных денежных средств, то они осуществляются за счет присвоения заранее созданных неучтенных излишков денег в процессе основного или побочных производственных процессов1; путем присвоения крупных сумм, полученных от преступных операций с бан­ковскими кредитами (в том числе и с участием лжефирм); путем пере­платы денежных средств по зарубежным контрактам с последующим возвратом части денег плательщику (как правило, перечисляемых на его счет в зарубежном банке).

Способы хищений на производстве, как обычно, связаны с создани­ем неучтенных денег или продукции. В последнее время все более рас­пространяется перевод основных фондов из государственного предприя­тия в частный сектор. Формами его реализации становятся создаваемые инвестиционные фонды, занижение стоимости приватизируемых пред­приятий, проведение аукционов с участием подставных лиц, когда иму­щество приобретается по стартовой цене, а иногда даже (в нарушение правил) и ниже.

Получаемые в результате хищений денежные средства перечисля­ются на счета создаваемых коммерческих структур якобы за предполага­емые работы или услуги, после чего обналичиваются и присваиваются.

1 О присвоении и растрате (ст. 160 УК РФ) см. гл. 47.

§ 3. Хищения, совершаемые на предприятиях (в организациях) 771

Все изложенные выше манипуляции сопровождаются дачей взяток чиновникам разных уровней, санкционирующих проведение тех или иных операций либо не осуществляющих контроль, который входит в их обя­занности.

Операции, связанные с хищениями, возможны внутри как легаль­
но действующих структур, так и специально созданных для целей хи­
щения. *

Основными ситуациями, возникающими на момент начала рассле­дования, являются следующие:

1) наличие негласной информации, поступающей в оперативные подразделения МВД, ФСБ, ФСНП. С учетом поступившей информации данными подразделениями осуществляется оперативная проверка, ре­зультаты которой предоставляются следствию;

2) поступление информации из государственных и других конт­рольных органов (налоговой инспекции, контрольно-ревизионных управ­лений Минфина и иных ведомств, от аудиторских фирм) непосредствен­но в следственные подразделения;

3) поступление информации как в следственные, так и в оператив­ные подразделения в виде сообщений должностных лиц, средств массо­вой информации, из других официальных источников о возможных пре­ступных действиях с имуществом предприятия.

Любой из приведенных видов информации может отличаться боль­шей или меньшей полнотой, содержать подробные данные о месте, вре­мени, способах хищения или давать только общее представление о про­исходящем.

В любом случае расследование подобных преступлений, совершае­мых организованными преступными формированиями (ОПФ), представ­ляет значительные трудности. Как отмечалось ранее, такие преступле­ния готовятся тщательно, способы их совершения продуманы, скрыва­ются весьма умело. К тому же зачастую преступная деятельность удач­но маскируется правомерной. Когда же ее не удается скрыть, в ход идут взятки, подкуп, коррумпированные связи, угрозы и даже физи­ческое уничтожение.

Алгоритм действий по 1-й ситуации:

использование фактора внезапности, так как известные следствию данные собирались негласным путем;

организация следственно-оперативной комбинации по задержанию преступников с поличным в момент передачи, вывоза или транспорти­ровки похищенного имущества;

задержание участников преступных акций;

серия неотложных следственных действий, призванных процессу­ально закрепить собранные негласным путем данные (осмотр мест про­исшествий, имущества, документов, выемка документов, обыски, ос­мотр ТС, производственных и складских помещений и т. п.);

назначение ревизии или аудиторской проверки хозяйственно-фи­нансовой деятельности;

назначение и проведение судебно-экономической и криминалисти­ческой экспертиз, экспертиз технологической и товароведческой.

772 Глава 48. Преступления в сфере экономической деятельности

Алгоритм действий по 2-й ситуации;При этой ситуации участники ОПФ осведомлены о проведенной проверке (ревизии, проверке налого­вых органов), поэтому действия следователя не являются для них нео­жиданными. Здесь необходимо:

провести доследственную проверку силами следователя, оператив­ных работников с целью изучения данной хозяйственной структуры, ее связей с другими организациями (в том числе с АО, СП, ТОО); систе­мы осуществляемых хозяйственных операций, документооборота, лич­ности подозреваемых и т. п.;

если проверяется коммерческая структура, то ознакомиться с ус­тавными документами, договорной документацией, документами о раз­мерах уставного капитала и резервного фонда и др.;

недостающую информацию о финансово-хозяйственной деятельно­сти получить из органов налоговой инспекции и налоговой полиции, та­моженной службы, организаций внешнеэкономического профиля и др.

После возбуждения по результатам проверки уголовного дела пер­воначальными следственными действиями будут:

выемка и осмотр первичных бухгалтерских и иных документов, имеющих отношение к выявленным фактам хозяйственно-финансовых нарушений;

анализ бухгалтерских документов и документов первичной провер­ки, при необходимости с помощью специалиста;

осмотр производственных и складских помещений;

изъятие образцов сырья, технологических карт, продукции, про­изводственной документации, позволяющих установить факты отступ­лений от технологии производства с целью экономии сырья и создания неучтенной продукции;

допрос лиц, производивших проверку;

допрос подозреваемых;

обыски на рабочих местах и по месту жительства подозреваемых с целью обнаружения доказательств преступной деятельности;

назначение экспертиз (криминалистических, финансово-экономи­ческих, технологических, товароведческих).

Алгоритм действий по 3-й ситуации. Всведениях от должностных лиц могут содержаться достоверные факты, которые стали им известны в силу их статуса. Тогда схема действия проходит по алгоритму 2-й си­туации.

Если в сообщениях граждан или средств массовой информации со­держится непроверенная и, возможно, недостоверная информация, то действия проводятся по алгоритму 1-й ситуации, т. е. начинаются с оперативной проверки данных.

После проверок и возбуждения уголовного дела многое зависит от того, насколько имеющиеся данные будут использованы для выявления новых источников надежной доказательственной информации.

Отличительной чертой расследования рассматриваемых посягательств является широкое привлечение сведущих лиц (специалистов, экспер­тов, ревизоров, аудиторов).

В ходе расследования большую помощь в анализе структуры пред­приятия, его деятельности, его связей с иными хозяйствующими объекта-

§ 4. Расследование фальшивомонетничества



ми могут оказать составляемые схемы. Такие схемы позволяют полу­чить наглядное представление о взаимодействии членов преступной груп­пы, о механизме и способах хищения, о связях с другими организаци­ями, об отдельных эпизодах преступной деятельности, о движении до­кументооборота и т. п.

При обысках особое внимание уделяют поиску материалов "чер­ной" бухгалтерии: записей, счетов, тетрадей, журналов, записных кни­жек. Целью обыска является и выявление имущества, на которое может быть наложен арест в.возмещение ущерба. Само похищенное в натуре или реализованное в денежные средства преступники обычно немед­ленно переправляют за границу.

Наши рекомендации