Оценка конкурентоспособности розничного предприятия
Как было сказано выше, конкурентоспособность предприятия является сравнительным показателем. Она может быть оценена лишь путем сравнений условий, ресурсов и результатов деятельности конкретного торгового предприятия с определенной группой предприятий, которые определены его конкурентами.
Рынок женской одежды был перенасыщен , что говорит о том , что конкуренция на нем очень сильная так как существует большое количество игроков.
Главными конкурентами предприятие считает других индивидуальных предпринимателей , которые ведут свою деятельность в определенном сегмент-районе и предлагающие соответствующий ассортимент , что и у розничного предприятия «EveryDay»
На данный момент главными конкурентами являются:
· Беатрисс
· Ева
· Леди
· Veste
· Каприз
Характеристику каждого конкурента рассмотрим далее.
Магазин «Беатрисс» .Организационно-правовая форма – Индивидуальное предпринимательство. Данное предприятие существует на рынке с 2006 года. Первоначально предприятие имело одну торговую точку в ТЦ «Снежинка» и ориентировалось на мужскую и женскую аудиторию, предлагая ассортимент из мужской и женской верхней одежды из кожи и меха, а так же женской обуви. Предприятие хорошо себя зарекомендовало с точки зрения продавца высококачественных норковых шуб . Однако с течением времени , и нестабильной экономической ситуацией , следствием чего стало снижение уровня жизни населения, которое оказало сильное влияние на финансовые показатели , предприятие вынуждено было переключиться на новые для себя сегменты , предлагая ассортимент в основном женскую верхнюю одежду а так же женскую обувь. Данный конкурент является сильным , т. к имеет несколько торговых точек , в частности открывает новую торговую точку в новом ТЦ , которое имеет площадь 160 кв. м , которое было куплено в собственность, что снижает операционные расходы по такой статье затрат как ежемесячная арендная плата.
Магазин «Ева».Организационно-правовая форма- Индивидуальное предпринимательство. Предприятие существует на рынке с 2010 года. За это время предприятие открыла только одну торговую точку в ТЦ «Радуга» , площадью 50 кв. м. Предприятие в основном ориентировалось на мужскую верхнюю одежду из кожи а так женскую одежду , однако на данный момент ассортимент состоит из женской одежды , орентированное на женщин в возрасте от 35 до 55 лет, что и предприятие «EveryDay» . Главным преимуществом предприятия является низкая себестоимость товара , в связи с покупкой товара напрямую у производителей.
Магазин «Леди». Организационно-правовая форма – Индивидуальное предпринимательство. Предприятие существует на рынке с 2005 года. За все время функционирования , предприятие имело одну торговую точку в ТЦ «Пассаж» , площадью 45 кв. м. Изначально предприятие ориентировалось на женскую аудиторию и ассортимент состоял из верхней одежды. За долгие годы работ предприятие хорошо зарекомендовало себя как продавца высококачественной одежды по низким ценам., которые являются на много ниже по сравнению с конкурентами, и имеет узнаваемость среди потенциальных покупателей данного региона. Основными преимуществами являются , открытие в ТЦ «Пассаж» крупной федеральной сети « Магнит-Косметик» и универсам «Магнит» , что обеспечивает в ТЦ большой трафик посетителей, а так же низкая себестоимость товара , что позволяет предприятию снижать розничные цены.
Магазин « Veste» . Организационно-правовая форма – Индивидуальное предпринимательство. Предприятие существует на рынке с 2002 года. За это время предприятие активно развивалось в городе, и открыло несколько торговых точек , в том числе в ТЦ «Радуга» , торговой площадью 40 кв. м . На данный момент предприятие открывает новую торговую точку в ТРЦ «Столица» , что обеспечит для предприятия выход на новые сегменты, т. к данный ТРЦ ориентирован на лиц в возрасте от 16 до 45 лет. Предприятие изначально ориентировалось на женскую аудиторию. Основным преимуществом является большой ассортимент товаров.
Магазин «Каприз» . Организационно-правовая форма- Индивидуальное предпринимательство. Предприятие существует на рынке с 2006 года . За это время предприятие открыло несколько торговых точек , в том числе в ТЦ «Весна» , площадью 40 кв. м , в котором арендует торговую точку предприятие «EveryDay» . Данное предприятие ориентируется на мужскую и женскую аудиторию , предлагая большой ассортимент для обоих целевых групп.
Для того чтобы дать оценку конкурентоспособности предприятия и его основных конкурентов , для начала надо выявить по каким параметра ( факторам) будет оцениваться. Для выявления данных параметров ( факторов) был проведен опрос покупателей на выходе из магазина , на основании составленной анкеты . Анкета представлена в приложении 2. Анкеты были розданы 30 потенциальным покупателям , 28 из них ответили на вопросы из анкеты , для помощи в разъяснении вопросов из анкеты , с покупателями работал консультант .
Целью данного опроса было, выявить по каким параметрам покупатели выбирают то или иное предприятие для совершения покупок. И дать всем параметрам вес, на какие параметры обращают прежде всего внимание , а на какие во второстепенную очередь .
Данные параметры, а так же их вес , представлены в таблице 13 .
Таблица 13
Параметры оценки конкурентоспособности
Наименование факторов | Вес |
Ассортимент товаров | 0,17 |
Уровень цен | 0,2 |
Уровень обслуживания | 0,12 |
Месторасположение | 0,04 |
Атмосфера магазина | 0,12 |
Выкладка товара | 0,2 |
Качество товара | 0,15 |
Итого: |
Как видно из таблицы 13 наибольшим весом обладает ассортимент товаров , его вес составляет 0,17 . Следующим параметром который является наиболее важным являет … его вес составляет…Далее идет
Для оценки конкурентоспособности предприятия по выявленным параметрам , а так же предприятии-конкурентов , были привлечены эксперты , в лице Директора розничного предприятия «EveryDay» , администратора ТЦ «Весна» , и администратора торгового дома. Каждый эксперт знаком со всеми перечисленными выше предприятиями , дали свою оценку по 5 бальной системе, где 1- очень плохо, а оценка 5- отлично, каждому параметру , на сколько по его мнению баллов развит тот или иной параметр у предприятия , а так же , по той же схеме оценить предприятия-конкуренты . Данные этих оценок предоставлены в таблице 14
Таблица 14
Оценка конкурентоспособности предприятия по 5 бальной системе
Факторы | Беатрисс | Ева | Леди | Veste | Каприз | EveryDay |
Ассортимент товаров | 4.9 | 4.5 | 4.1 | 4.6 | 4.9 | |
Уровень цен | 3.5 | 4.5 | 4.9 | 3.8 | 4.5 | |
Уровень обслуживания | 4,1 | 3.9 | 4.9 | 4.1 | 4.1 | 3.8 |
Месторасположение | 4.5 | 4.5 | 4.5 | 3.3 | 3.9 | 3.6 |
Атмосфера магазина | 4.8 | 4.2 | 4.5 | 3.3 | 4.5 | 3.7 |
Выкладка товара | 2,5 | 3.5 | 3.5 | 3.8 | ||
Качество товара | 4.8 | 4.3 | 4.6 | 4.1 | 4.5 | |
Итого: |
Как видно из таблицы 14, предприятие имеет высоки баллы по таким параметрам как, ассортимент товаров, уровень цен, качество товаров. Наименьший балл получили, месторасположение предприятия, атмосфера магазина, выкладка товара, и уровень обслуживания.
Для получения итоговой оценки , выполним произведение веса каждого параметра на баллы экспертов , получим общий балл , который в конечном счете определит оценку конкурентоспособности предприятия и его конкурентов. Данные баллы предоставлены в таблице 15
Таблица 15
Общий балл конкурентоспособности предприятия
Факторы | Беатрисс | Ева | Леди | Veste | Каприз | EveryDay |
Ассортимент товаров | 0.833 | 0.765 | 0.68 | 0.698 | 0.782 | 0.731 |
Уровень цен | 0.7 | 0.9 | 0.98 | 0.76 | 0.8 | 0.8 |
Уровень обслуживания | 0.492 | 0.468 | 0.588 | 0.492 | 0.492 | 0.504 |
Месторасположение | 0.18 | 0.18 | 0.18 | 0.132 | 0.156 | 0.144 |
Атмосфера магазина | 0.567 | 0.504 | 0.54 | 0.396 | 0.54 | 0.444 |
Выкладка товара | 0.5 | 0.7 | 0.8 | 0.7 | 0.8 | 0.76 |
Качество товара | 0.72 | 0.645 | 0.69 | 0.6 | 0.615 | 0.675 |
ИТОГО: | 4.74 | 4.162 | 4.458 | 3.777 | 4.185 | 4.058 |
Из таблицы 15 видно что среди конкурентов предприятие «EveryDay» находится на предпоследнем месте, ее балл составляет 4,0 . Лидером среди является предприятие «Беатрисс» с общим баллом 4.7 . Ближайшим конкурентом , до которого предприятие может повысить свои конкурентные позиции , и в конечном счете перегнать является предприятие «Каприз» , с баллом 4.1 .