Лекция 12. Информационное обеспечение предпринимательства
- Понятие об информации, ее ценность
- Источники информации, система их сбора и анализа.
- Место современных средств информации в предпринимательской деятельности
Литература:
1. Организация предпринимательской деятельности /Под ред. С.И.Грядова. – М.: Колос, 2003. – С.240-255
2. Попов Н.А. и др. Предпринимательство в АПК. Учебник. – М.: Изд-во «ЭКМОС», 2001. – С.205-225
3. Предпринимательство: Учебник /Под ред. М.Г.Лапусты. – М.: -ИНФРА-М, 2002. – С.425-430
4. Основы предпринимательского дела: Учебник /Под ред. Ю.М.Осипова. – М.: Изд-во БЕК, 1996. – С.170-179
5. Предпринимательство: Социально-экономическое управление: Учеб. пособие для вузов /Под ред. Н.В.Родионовой, О.О.Читанавы. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002. – С.177-188
6. Хоскинг А. Курс предпринимательства. – М.: Международные отношения, 1993. – С.316-327
7. Информационные технологии в экономике /Под ред. Ю.Ф.Симонова. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 352 с.
8. Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2005. – 8000 с.
- Понятие об информации, ее ценность.
Информация это основа для принятия любых управленческих решений в предпринимательской деятельности. Она необходима начиная от решения, о создании предприятия, завершая распределением полученной прибыли. От оперативности и точности информации зависит эффективность принятых предпринимателем управленческих решений.
Следует напомнить, что согласно теории периодизации общества в экономической науке выделяют 7 периодов. Индустриальной эпохой считаются XVIII-XX вв., постиндустриальная – с 80-х годов 20 века. В эту эпоху отмечаются снижение роли материального производства и развитие сектора услуг и информации. Следовательно для предпринимателя очень важными являются вопросы связанные с получением информации и ее использованием.
Сбор, обработка, накопление, хранение, поиск, распространение и предоставление потребителю информации, а также создание и использование информационных технологий и средств их обеспечения, регулируются Федеральным Законом от 20 февраля 1995 года № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации».
Данным законом определены основные понятия, используемые в информационном обеспечении предпринимательской деятельности:
1. - информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления;
2. - информатизация - организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав по использованию информационных ресурсов;
3. - информационные процессы - процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации;
4. - информационная система - организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий;
5. - информационные ресурсы - документы и массивы документов в информационных системах, т.е. в библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах;
6. - конфиденциальная информация - документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Предпринимательская деятельность тесно связана с такими понятиями как, получение информации, накопление, хранение, обработка и использование информации. При определении ценности предпринимательской информации необходимо руководствоваться такими критериями, как полезность, своевременность и достоверность информации. Полезность и своевременность информации заключается в том, что она создает выгодные условия для принятия правильного и своевременного решения, в последующем получения экономической и другой эффективности. При этом информация обязательно должна быть достоверной, ибо недостоверная информация сводит к нулю и полезность и достоверность. Как правило, сведения представляющие интерес для предпринимателя им перепроверяются. Ценность информации также зависит от ее сохранности, т.е. от возможности утечки информации. Утечка информации приводит ее к обесцениванию.
Согласно постановления Правительства Российской Федерации не являются коммерческой тайной:
· Организационные сведения (устав, лицензии и т.д.);
· Финансовые сведения (документы об исчислении и уплате налогов, других платежей);
· Сведения о штате предприятия и условиях деятельности;
· Сведения о собственности (размер имущества).
Имеют право на ознакомление с перечисленными сведениями:
· Правоохранительные органы по возбужденному уголовному делу;
· Налоговые службы;
· Аудиторские фирмы;
· Предпринимательские предприятия и частные лица, вступающие с ними в сделку.
- Источники информации, система их сбора и анализа.
В предпринимательской деятельности используется два основных вида информации — внутренняя и внешняя.
Внутренняя информация подразделяется на:
- бухгалтерскую;
- статистическую;
- производственную.
Бухгалтерская информация представлена в различных формах бухгалтерской отчетности:
- годовой;
- промежуточной (квартальной);
- налоговой.
На основании обобщения и обработки бухгалтерской информации принимаются основные управленческие решения о повышении эффективности производства, о распределении и перераспределении финансовых, трудовых и материальных ресурсов, о распределении прибыли и т.п. Из всех информаций она является наиболее точной, так как в ней отражается движение имущества и обязательств организации, как в стоимостном, так и в натуральном выражении. Недостатком бухгалтерской информации является ее низкая оперативность. Так, наиболее полная информация представляется в годовом отчете, затем в квартальных отчетах, а минимальным периодом пригодным для использования в управленческой деятельности, является календарный месяц. В предпринимательской деятельности значительная часть управленческих решений требует представления информации и обобщения за более короткие периоды (декада, неделя, рабочая смена).
Статистическая отчетность представляет интерес для предпринимателя тем, что в ее основе заложены те же принципы, что при формировании бухгалтерской отчетности. В статистической отчетности, в отличие от бухгалтерской отчетности преимущество отдается натуральным, а не стоимостным показателям. Поэтому на основании данных такой отчетности можно детально отслеживать движение имущества организации, а также его состояние (физическая и моральная изношенность, номенклатура и т.п.).
Основным недостатком статистической информации также является ее невысокая оперативность - большая часть статистической отчетности представляется либо за год, либо за квартал.
Производственная информация представляется и обобщается по окончании каждой рабочей смены (обособленно или с нарастающим итогом с начала отчетного периода). Производственная информация обладает меньшей точностью. Эта неточность обусловлена тем, что сбором и обработкой оперативной информации занимаются работники, не являющиеся специалистами в информационной области – это мастера цехов, бригадиры производственных звеньев и т.п.
Внешняя информация используется организацией, как правило, при осуществлении маркетинговой деятельности.
Для эффективного управления маркетингом необходима своевременная и правильная оценка рынков сбыта и конкуренции.
В этой работе важными являются сбор данных характеризующих рынок и его сегменты; сведения о предприятиях-производителях, работающих на данном рынке; о количестве потребителей; об объемах, приходящихся на отдельных потребителей; о географической концентрации потребителей, о спросе на продукцию и изменениях на него. Кроме того, оцениваются емкость и размер рынка.
Емкость рынка это максимально возможный объем сбыта данной продукции. Емкость рынка определяется объемом (в физических единицах или стоимостном выражении) продаваемых на нем товаров в течение года.
Размер рынка - это территория, на котором происходит обмен продукции. Если сфера обмена охватывает территорию района, города, республики или области, то это местный товарный рынок. Если сфера обмена охватывает территорию страны, то это «рынок страны» и т.д. Для большей части сельскохозяйственной продукции значение имеет в основном местный рынок.
Существенное значение имеет оценка цен данной продукции (услуги). Следует учитывать, что цена товара оказывает значительное влияние на объем продаж и величину поступлений от продаж.
Небезынтересной представляется обработка информации о периодах максимального и минимального объемов продаж.
Существенное значение для организации маркетинговой деятельности имеет информация о законодательных ограничениях по продаже того или иного товара (налоговые, таможенные запреты; необходимость наличия лицензии и т.п.); установлению цены на продукцию (государственное peгулирование ценообразования). В отношении сельскохозяйственной продукции государственное влияние имеет тенденцию к максимальной поддержке процесса производства и реализации, а не ограничения.
При осуществлении маркетинговых мероприятий распространение информации о товаре имеет не меньшее значение, чем сбор информации о рынках сбыта. Она включает в себя следующий набор элементов:
· реклама;
· стимулирование сбыта;
· прямой маркетинг;
· паблик рилейшнз;
- решения, принимаемые службой маркетинга.
Как известно, Минсельхозпродом РФ в 1995 году было принято peшение о создании единого информационного пространства агропромышленного комплекса России.
При этом, головной организацией, ответственной за координацию и методическое руководство было определено ГВЦ Минсельхозпрода России.
В 1998 году перечень мероприятий, выполняемых Минсельхозпродом РФ в области информационного обеспечения расширен. В частности предусматривается: разработка федеральной программы развития информационно-консультационной службы (ИКС) для сельских товаропроизводителей, предусматривающий определение ее организационно-правового статуса и многоуровневой системы финансирования;
Основным направлением развития информационного обеспечения АПК на ближайшую перспективу является внедрение компьютерных технологий, создание баз и банков данных и повышение вследствие этого, оперативности и точности информации, необходимой для принятия управленческих решений.
Для реализации информационной компьютерной АПК России и ее части - открытой распределенной компьютерной системы проекта АРИС необходимо установление порядка проведения работ по регистрации, экспертизе и сертификации программных средств и программно-информационных продуктов, разрабатываемых за счет бюджетного финансирования и внебюджетных средств.
Соответствующее положение утверждено приказом Минсельхозпрода России от 18 января 1999 г. № 18. Данным положением определен порядок организации и правила обязательной регистрации, экспертизы и сертификации программных средств и программно-информационных продуктов (программных продуктов), разработанных па средства бюджетного финансирования и являющихся собственностью Минсельхозпрода России.