Организация смешанных перевозок
В последнее 20-летие в транспортном обеспечении внешнеторговых операций все более широкое распространение получают перевозки грузов в смешанных сообщениях, когда участвуют несколько видов транспорта.
Существует два основных подхода к организации таких перевозок:
• прямые смешанные перевозки (развивались преимущественно в России);
• мультимодальные перевозки.
Прямые смешанные перевозки имеют ряд особенностей:
1. Они осуществляются при внутренних перевозках в каботаже.
2. Отсутствие единого оператора перевозки, организующего, управляющего и контролирующего весь процесс транспортировки.
Схема перевозочного процесса при прямых смешанных перевозках представлена на рис. 13.
Под мультимодальной (интермодальной, комбинированной)понимается международная перевозка груза, укрупненного в виде модуля (контейнер, пакет и др.), которая выполняется с использованием двух и более видов транспорта на основе единого транспортного документа и по сквозной ставке под контролем единого оператора мультимодальной перевозки - ОМП (рис.14).
Появлению мультимодальных перевозок во многом способствовала контейнерная революция 60-х гг. прошлого века. Контейнеризация произвела глубокое изменение не только в материально-технической базе транспорта, но и в организации международных перевозок.
Сравнительная характеристика прямых смешанных и мультимодальных перевозок приведена в табл. 6.
Прямая смешанная перевозка | Мультимодальная перевозка |
Два и более вида транспорта | Два и более видов транспорта |
Отсутствие единого оператора перевозки | Наличие единого оператора перевозки |
Отсутствие сквозной ставки на перевозку | Единая сквозная ставка на транспортировку |
Последовательная схема взаимодействия участников | Последоеательно-центральная схема взаимодействия участников |
При организации смешанных перевозок важным моментом является определение оптимального маршрута движения груза. Для этого используют метод анализ полной стоимости. Применение этого метода означает учет всех затрат в транспортной системе и такую их перегруппировку, которая позволит уменьшить суммарные затраты.
Выбор оптимального маршрута доставки производится, как правило, экспедитором грузовладельца или ОМП при получении заявки на организацию транспортировки нового для него груза или известного груза на новом направлении. На основании предварительной оценки возможных решений определяются 2-4 конкурентоспособных варианта. По каждому варианту собираются исходные данные, а затем на основе выполненных расчетов рекомендуется оптимальный вариант.
Основными критериями отбора маршрута являются:
• общие расходы на перевозку;
• время транспортировки;
• вероятность непредвиденных расходов, задержки в пути;
• вероятные повреждения груза.
После выбора оптимальной схемы экспедитор или оператор мультимодальной перевозки выбирает непосредственных участников перевозки и заключает соответствующие договоры.