Преимущества и недостатки малых форм бизнеса
Сегодня неоспоримым является тот факт, что, несмотря на присущий им значительный круг проблем, малые и средние предприятия располагают значительными конкурентными преимуществами.
Они, как правило, требуют меньше капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы.
Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие его преимущества:
1. Более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;
2. Большая независимость действий малых предприятий, гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений;
3. Относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности;
4. Большая возможность индивида реализовать свои идеи, проявить свои способности;
5. Более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в ассортименте продукции в ответ на требования местных рынков;
6. Относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и другие.
Главным преимуществом малых предприятий в условиях современного рынка является намного более гибкая, чем у крупных предприятий, реакция на быстро меняющийся спрос: умение «уловить» возникающую потребность и отреагировать немедленной мобилизацией своих ресурсов и возможностей.
Кроме того, малое предприятие, как правило, более экономично, у них, по сравнению с крупными предприятиями, короче сроки капитального строительства, для их создания нужен относительно меньший стартовый капитал. Оборачиваемость средств у них в два-два с половиной раза выше, что обеспечивает достаточно высокую норму прибыли. Эти предприятия обычно лучше используют свой капитал, оборудование и производственные площади, не держат крупных запасов. Они успешнее экономят на административно-управленческих расходах благодаря простоте и гибкости процедуры управления.
Преимущества маневренности и экономичности становятся особенно важными, когда предприятие достигает высокого уровня специализации. Наиболее жизнеспособные малые предприятия, как правило, узко специализированы и именно в таком качестве полноправно участвуют в производственном процессе как его неотъемлемый компонент, в существовании которого насущно заинтересован крупный бизнес.
Внешними факторами, изменившими в лучшую сторону рыночный статус малых предприятий, послужили компьютерная революция 70-х годов, мировой энергетический кризис и вызванный ими переход производственных систем ведущих промышленных стран на новую технологическую базу.
Многосторонняя кооперация небольших и совсем малых специализированных предприятий, имеющих самое разное происхождение и различный хозяйственно-правовой статус, стала доминирующей тенденцией современной экономики. Она приобретает все более широкий масштаб и разнообразные формы — субподряда в промышленности, франчайзинга в торговле и услугах, развития отдельных видов обслуживания (деловые и профессиональные услуги, автосервис, предприятия быстрого питания и т.д.), совместного выхода на внешние рынки и т.п.
Благодаря возможностям кооперации малые предприятия пользуется рыночными преимуществами на основе детального знания своей клиентуры, близости к дифференцированным рынкам. Это характерно, прежде всего, для предприятий, обслуживающих те сегменты рынка, которые из-за своей малой емкости не слишком интересуют крупный бизнес. К ним относится большая часть производства потребительских товаров, в том числе новейших. Номенклатура продукции здесь отличается нестабильностью, технология производства еще не отработана, что создает для малых предприятий многочисленные рыночные «ниши».
Малые предприятия чутко реагируют на растущую зависимость потребительского спроса от колебаний моды, успевая удовлетворять все новые, нередко индивидуальные запросы покупателей (работа на заказ). Во многом их развитие предопределено глубокими изменениями, происходящими в современной культурной среде. Если несколько десятилетий назад залогом успешного сбыта товара было его соответствие рыночным стандартам, то теперь — новизна, оригинальность внешнего облика. Аналогичные тенденции присущи сфере услуг, в которой спрос все более определяется качеством и разнообразием сервиса.
Развитию малого предприятия способствует и региональная дифференциация производства и потребления. Значительная часть малых предприятий создается с целью избежать повышения транспортных тарифов, а также там, где велики сезонные колебания условий производства или спроса.
Собственники малых предприятий более склонны к сбережению и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Малые предприятия лучше информированы об уровне спроса на местных (локальных) рынках, часто доставляют товары по заказу конкретных потребителей.
Однако, как показывает практика, малому предпринимательству присущи и определенные недостатки, среди которых:
1. Более высокий уровень риска, что обусловливает высокую степень неустойчивости положения на рынке;
2. Более высокие закупочные цены;
3. Высокая значимость ошибок в управлении собственным делом;
4. Низкая компетентность руководителей, повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;
5. Трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов;
6. Неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др.
Основным недостатком малого бизнеса является малая величина собственных средств. Для подавляющего большинства малых предприятий основным источником стартового капитала или пополнения средств, уже вложенных в бизнес, является самофинансирование, и лишь в случае достаточно успешного ведения деловых операций появляется получения банковского кредита. Коммерческие банки всегда неохотно взаимодействуют с малыми предприятиями, потому что для них мелкие ссуды менее выгодны, чем кредиты крупных предприятий, и сопряжены с гораздо большим риском. Малому бизнесу приходится платить за ссуды более высокий процент, чем платят крупные заемщики. Как свидетельствует опыт, трудности доступа к коммерческому кредиту порождают у многих малых предприятий хроническую нехватку оборотного капитала, что и становится причиной большей части банкротств. Финансовое положение малых предприятий особенно уязвимо в условиях инфляции, поскольку в отличие от крупных предприятий они имеют лишь ограниченные возможности перекладывать рост своих издержек на потребителей.
Вследствие названных причин отличительной чертой малого предпринимательства является его неустойчивость, проявляющаяся в массовом разорении малых предприятий, «вымывании», вытеснении их из производства в процессе жесткого «естественного отбора» в условиях рыночной конкуренции.
Конечно, недостатки и неудачи в деятельности субъектов малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий.
Большинство неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников малых и средних предприятий.
Постоянный поиск общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии малого бизнеса. Некоторые западные специалисты склонны рассматривать малое предпринимательство как школу новых личностных взаимоотношений, полигон испытания методов и принципов организации предпринимательства в будущем.