Система органов поддержки и развития малого бизнеса в РФ
Опыт государственного регулирования малого бизнеса в экономически развитых странах позволяет выделить два основных направления его осуществления: государственную поддержку малого предпринимательства и государственный контроль над деятельностью малых предприятий.
Государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства осуществляются во всех странах с развитой рыночной экономикой. Для этого созданы специальные государственные организации, выражающие и защищающие интересы малого предпринимательства, следящие за выполнением намеченных правительственных программ. Государственная поддержка малого предпринимательства опирается на законодательную правовую и финансовую базу, а также на организационно-методическую систему и систему различных исследований.
Действующая система органов поддержки и развития малого предпринимательства складывалась поэтапно и в настоящее время представляет собой совокупность органов власти и общественных организаций, действующих на федеральном и региональном уровнях.
На федеральном уровне функции по стимулированию развития малого предпринимательства осуществляют Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в координации с другими органами исполнительной власти, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, Торгово - промышленная палата Российской Федерации, общественные объединения предпринимателей.
К ведению Федерации законодательством отнесено определение общих принципов, приоритетных направлений и методов государственной поддержки этого сектора:
1) формирование и осуществление государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства;
2) определение принципов, приоритетных направлений, форм и видов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
3) разработка и реализация федеральных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
4) определение основных финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы на основе прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации;
5) создание координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства при федеральных органах исполнительной власти, наделенных отдельными полномочиями по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в пределах их компетенции;
6) формирование единой информационной системы в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства;
7) финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам развития малого и среднего предпринимательства за счет средств федерального бюджета;
8) содействие деятельности общероссийских некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства;
9) пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности за счет средств федерального бюджета;
10) поддержка региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
11) представительство в международных организациях, сотрудничество с иностранными государствами и административно-территориальными образованиями иностранных государств в области развития малого и среднего предпринимательства;
12) организация официального статистического учета субъектов малого и среднего предпринимательства;
13) ежегодная подготовка доклада о состоянии и развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и мерах по его развитию, включающего в себя отчет об использовании средств федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства, оценку эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, и опубликование в средствах массовой информации этого доклада;
14) методическое обеспечение органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и содействие им в разработке и реализации мер по развитию малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации и на территориях муниципальных образований.
Структура органов власти и управления, обеспечивающих поддержку и взаимодействие с бизнесом на региональном и местном уровнях, неодинакова. В системе исполнительной власти субъектов Федерации подобными вопросами занимается множество органов с различными функциями и полномочиями (управления, департаменты, отделы, министерства и т.д.). Создаются также разнообразные советы, координационные комитеты, рабочие группы по развитию предпринимательства в высших органах исполнительной власти субъектов РФ. Тем не менее, координация организаций, специализирующихся на поддержке малого предпринимательства на федеральном и региональном уровнях, еще далека от совершенства.
Субъекты Федерации при этом имеют право самостоятельно решать все вопросы, связанные с поддержкой малого бизнеса на своей территории с учетом местных особенностей и условий, в том числе принимать дополнительные меры за счет собственных средств и ресурсов.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относятся:
1) формирование и осуществление государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства;
2) разработка и реализация региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;
3) содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, и структурных подразделений указанных организаций;
4) финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам развития малого и среднего предпринимательства за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
5) содействие развитию межрегионального сотрудничества субъектов малого и среднего предпринимательства;
6) пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
7) поддержка муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
8) сотрудничество с международными организациями и административно-территориальными образованиями иностранных государств по вопросам развития малого и среднего предпринимательства;
9) анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации;
10) формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации и обеспечение ее деятельности;
11) методическое обеспечение органов местного самоуправления и содействие им в разработке и реализации мер по развитию малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований;
12) образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут передавать в установленном законом порядке отдельные полномочия по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства органам местного самоуправления.
К полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе:
1) формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;
2) анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований;
3) формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности;
4) содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, и структурных подразделений указанных организаций;
5) образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления.
Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий и в целях обеспечения сочетания интересов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области развития малого и среднего предпринимательства координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации ими мероприятий федеральных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
В случае обращения некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, к руководителям федеральных органов исполнительной власти, наделенных отдельными полномочиями по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в пределах их компетенции, с предложением создать при данных органах координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства руководители данных федеральных органов государственной власти обязаны рассмотреть вопрос о создании таких координационных или совещательных органов. О принятом решении по указанному вопросу руководители федеральных органов исполнительной власти в течение месяца в письменной форме уведомляют такие некоммерческие организации.
В случае принятия решения о создании координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства при федеральных органах исполнительной власти руководители указанных органов обязаны обеспечить участие представителей некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, в работе координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства в количестве не менее двух третей от общего числа членов указанных координационных или совещательных органов.
Координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства создаются в целях:
1) привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к выработке и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства;
2) выдвижения и поддержки инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства;
3) проведения общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства;
4) выработки рекомендаций органам исполнительной власти Российской Федерации, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при определении приоритетов в области развития малого и среднего предпринимательства;
5) привлечения граждан, общественных объединений и представителей средств массовой информации к обсуждению вопросов, касающихся реализации права граждан на предпринимательскую деятельность, и выработки по данным вопросам рекомендаций.
Порядок создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.05.93 N 446 “О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", разработка основ государственной политики в области развития и поддержки малого предпринимательства, координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в этой сфере были возложены на Министерство экономики РФ. В 1995 году для решения этих задач был образован специальный орган исполнительной власти - Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства. В 1998 году, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.09.98 N1142 “О структуре федеральных органов исполнительной власти", комитет был упразднен, а его задачи и функции переложены на образованное Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, осуществляющее регулирование сферы малого бизнеса по сей день.
Для финансового обеспечения федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства в России был создан Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, который, согласно Постановлению Правительства РФ от 04.12.95 N1184 “О Федеральном фонде поддержки малого предпринимательства", является правопреемником Фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции при Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Основанием для создания Фонда послужило принятие Федерального Закона “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".
Основная цель деятельности Фонда - “финансовое обеспечение Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства, участие в финансировании региональных (межрегиональных) программ, а также проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства". Для достижения свое основной цели Фонд наделялся необходимыми полномочиями: от права выполнять функции залогодателя, поручителя и гаранта по обязательствам субъектов малого предпринимательства, международных обязательств России и принимать долевое участие в создании и деятельности коммерчески и некоммерческих организаций, обеспечивающих развитие инфраструктуры рынка, до ведения предпринимательской деятельности и выпуска ценных бумаг.
Координацию деятельности Фонда до момента своего упразднения осуществлял Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства. В настоящее время эту функцию выполняет Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере был создан в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.02.94 № 65 “О фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере", в которое впоследствии неоднократно вносились коррективы.
Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере образован для “развития малого предпринимательства в научно-технической сфере (создание малых наукоемких фирм инкубаторов бизнеса, инновационных, инжиниринговых центров и др.), а также поощрения конкуренции в научно-технической сфере путем оказания финансовой поддержки высокоэффективным наукоемким проектам, разрабатываемым малыми предприятиями”.
Фонд - государственная некоммерческая организация, в связи с чем не имеет целью своей деятельности извлечение прибыли. Источниками же формирования средств Фонда являются бюджетные ассигнования в размере 1% средств, предусматриваемых ежегодно в федеральном бюджете на финансирование науки (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.12.95 № - 1213, до его принятия - в размере 0,5%), добровольные взносы предприятий, учреждений, организаций и граждан, в том числе иностранных юридических и физических лиц и иные поступления от деятельности Фонда.
Несмотря на столь широкий круг организаций, преследующих, казалось бы, одни цели - решение проблем малого предпринимательства, административная структура далека от оптимальной, а действия государственных органов и общественных объединений, как показывает официальная статистика субъектов малого предпринимательства, не приводят к желаемым результатам.