Объем дисциплины и виды учебной работы. РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ
Кафедра гражданского права
Предпринимательское право
Учебно-методический комплекс
для студентов очной и очно-заочной формы обучения
направление подготовки 030900.62 «Юриспруденция»
МОСКВА
Автор-составитель:
Кирпичев А.Е. – ст. преподаватель кафедры гражданского права Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия», кандидат юридических наук
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция»
Одобрен на заседании кафедры гражданского права Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (протокол № 8 от 19 февраля 2013г.).
Утвержден Учебно-методическим советом Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (протокол № ___ от ___ ______________ 20___ г.).
© Кирпичев А.Е., 2013
©Российская академия правосудия, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 4
Объем дисциплины и виды учебной работы.. 8
Тематический план. 9
Программа курса «предпринимательское право». 12
планы семинарских занятий. 16
Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы.. 23
Задания для выполнения контрольных работ. 25
Примерная тематика курсовых работ. 31
Литература. 32
Вопросы для подготовки к экзамену. 34
ВВЕДЕНИЕ
Данный учебно-методический комплекс содержит материалы, помогающие студентам изучить такую учебную дисциплину как предпринимательское право в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция».
Настоящий учебно-методический комплекс предполагает изучение студентами РАП основных понятий предпринимательского права, форм государственного регулирования предпринимательской и иной экономической деятельности в целом, а также отдельных видов предпринимательской деятельности.
Цели освоения учебной дисциплины
1.1. Бакалавр готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
- нормотворческая;
- правоприменительная;
- правоохранительная;
- экспертно-консультационная;
- педагогическая.
1.2. Целями освоения учебной дисциплины «Предпринимательское право» являются:
- овладение основными подходами к правовому регулированию предпринимательской деятельности;
- осмысление содержания доктринальных положений гражданского права;
-приобретение навыков толкования гражданско-правовых норм и их применения к конкретным практическим ситуациям;
-ознакомление с современными теоретическими проблемами гражданского права, а также проблемами правоприменения.
1.3. Изучение курса предпринимательского права способствует получению необходимых компетенций. По окончании курса студент должен характеризоватся следующими компетенционными характеристиками:
осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1) – что достигается изучением в курсе предпринимательского права вопроса о роли юридической службы в организации деятельности предпринимателей;
способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2) – что обеспечивается ознакомлением в ходе изучения курса с основными направлениями деятельности юридических служб и их роль в обеспечении законности;
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3) – что обусловлено выполнением ряда сложных заданий, требующих планомерной разнообразной и творчерской работы с источниками правовоциф информации;
способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4) – что предопределяется изучением и повторением основ составления юридических документов: договоров, правовых заключений и т.д.;
обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5) – что обеспечивается выполнением ряда заданий в режиме командной работы;
имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6) – что предопределяется изучением экономических последствий соблюдения нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также рассмотрением частноправовых и публично-правовых способов противодействия коррупции при заключении предпринимательских договоров от имени государства и муниципальных образований;
стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7) - чему способствует большой объем самостоятельной работы, необходимой для овладения курсом;
способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8) – что достигается анализом экономических предпосылок особенностей отдельных институтов предпринимательского права;
способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9) – что обеспечивается изучением правоприменительной, в том числе, судебной и административной практики, ее сопоставлением с социальными задачами правового регулирования;
способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10) – что достигается изучением правового режима информации в предпринимательской деятельности;
владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11) – чему способствует выполнение контрольных и иных работ с использованием компьютерной техники;
способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12) – что обуславливается выполнением заданий, связанных с анализом правовой информации в компьютерных сетях;
владеет необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке (ОК-13) – что достигается за счет введения элементов применения сравнительно-правового метода при изучении как систем правового регулирования предпринимательской деятельности в целом (в частности, дуализма частного права), так и применения норм отдельных институтов в зарубежных правопорядках;
в нормотворческой деятельности:
способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1) – что обуславливается выполнением заданий на критический и целостный анализ существующего позитивного права;
в правоприменительной деятельности:
способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2) - что достигается изучением большого массива правовой информации, экономических и социальных предпосылок норм предпринимательского права;
способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3) – что предопределяется активным изучением правоприменительной практики;
способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4) – чему способствует углубленное изучение норм позитивного права и способов их толкования;
способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5) – что предопределяется решением казусов и сопоставлением собственных решений со сложившейся практикой;
способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6) – чему способствует большое количество практических заданий;
владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7) – что обуславливается изучением основ правовой работы в предпринимательской деятельности;
в правоохранительной деятельности:
готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8) – что обеспечивается качественным изучением содержания действующих нормативных правовых актов;
способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9) – чему способствует изучение роли реализации права граждан на занятие предпринимательской и иной экономической деятельности в жизни страны;
способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10) – что достигается изучением действующих нормативных правовых актов и сопоставлением норм различных отраслей права;
способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11) – что обуславливается изучением практики применения норм права, регулирующих предпринимательскую деятельность;
способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12) – что предопределяется изучением таких способов противодействия коррупции как регламентирование размещения государственных и муниципальных заказов, обеспечение прав лиц при осуществлении государственного и муниципального контроля (надзора);
способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13) - чему способствует изучения элементов юридической техники и выполнением контрольных и иных работ;
в экспертно-консультационной деятельности:
готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14) – что предопределяется заданиями на критическую оценку действующего законодательства;
способен толковать различные правовые акты (ПК-15) – что обусловлено сопоставлением норм права и практики их применения;
способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16) – что предопределяется практической направленностью курса предпринимательского права;
в педагогической деятельности:
способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17) – что достигается за счет изучения нескольких точек зрения и научных позиций по ключевым вопросам курса;
способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18) – что обусловлено овладением необходимыми навыками самостоятельной работы
способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19) – чему способствует повышение общего уровня правосознания и применение интерактивных методов проведения занятий.
Место учебной дисциплины в структуре ООП
Предпринимательское право является одной из важнейших дисицплин при подготовке будущего юриста к практической деятельности. Основываясь на знаниях, полученных ранее при изучении курсов гражданского права, административного права, финансового права, конституционного права, курс предпринимательского права позволяет целостно взглянуть на регулирование отношений, связанных с предпринимательской деятельностью. Благодаря тесной связи курса предпринимательского права с курсом гражданского права изучение данной дисциплины помогает переосмыслить ряд цивилистических категорий, углубить знание норм гражданского и иного законодательства о предпринимательской деятельности.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Очная форма обучения
Вид учебной работы (по учебному плану) | Количество зачетных единиц и часов |
Зачетные единицы - общая трудоемкость | 6 з.е. – 216 ч. |
Всего аудиторных занятий из них: | 102 |
Лекции | 34 |
Семинарские (практические) занятия | 68 |
Самостоятельная работа под контролем преподавателя и НИРС | 114 |
Контрольные задания | 2 |
Форма итогового контроля | Экзамен |
Очно-заочная форма обучения
Вид учебной работы (по учебному плану) | Количество зачетных единиц и часов |
Зачетные единицы - общая трудоемкость | 6з.е. – 216 ч. |
Всего аудиторных занятий из них: | 30 |
Лекции | 10 |
Семинарские (практические) занятия | 20 |
Самостоятельная работа под контролем преподавателя и НИРС | 124 |
Форма итогового контроля | Экзамен |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
№ | Разделы (темы) дисциплины | Всего удиторные занятия | Количество зачетных единиц и часов по видам учебных занятий (по учебному плану) | Самостоятельная работа студентов и НИРС | |||
Лекции | Семинары | ||||||
Тема 1. Понятие предпринимательского права | 4[1] | ||||||
Тема 2. Субъекты предпринимательского права | |||||||
Тема 3. Имущество субъектов предпринимательского права. Правовой режим информации в предпринимательской деятельности | |||||||
Тема 4. Создание и ликвидация субъектов предпринимательского права | |||||||
Тема 5. Государственное регулирование экономики. Саморегулирование. | |||||||
Тема 6. Предпринимательские договоры | |||||||
Тема 7. Конкуренция и монополия в предпринимательской деятельности | 41 | ||||||
Тема 8. Правовое регулирование рекламы | 81 | ||||||
Тема 9. Правовое регулирование отдельных видов предпринимательской деятельности | 61 | ||||||
Тема 10. Правовая работа в сфере предпринимательской деятельности | |||||||
ВСЕГО: | |||||||
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
№ | Разделы (темы) дисциплины | Всего удиторные занятия | Количество зачетных единиц и часов по видам учебных занятий (по учебному плану) | Самостоятельная работа студентов и НИРС | |||
Лекции | Семинары | ||||||
Тема 1. Понятие предпринимательского права | 2[2] | ||||||
Тема 2. Субъекты предпринимательского права | |||||||
Тема 3. Имущество субъектов предпринимательского права. Правовой режим информации в предпринимательской деятельности | |||||||
Тема 4. Создание и ликвидация субъектов предпринимательского права | |||||||
Тема 5. Государственное регулирование экономики. Саморегулирование. | |||||||
Тема 6. Предпринимательские договоры | |||||||
Тема 7. Конкуренция и монополия в предпринимательской деятельности | 21 | ||||||
Тема 8. Правовое регулирование рекламы | 21 | ||||||
Тема 9. Правовое регулирование отдельных видов предпринимательской деятельности | 21 | ||||||
Тема 10. Правовая работа в сфере предпринимательской деятельности | |||||||
ВСЕГО: | |||||||