Должностные преступления

Это название историческое, сегодня это преступления против гос. власти, интересов гос. службы и органов службы местного самоуправления.

Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285), нецелевое расходование бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, превышение должностных полномочий, получение и дача взятки, халатность.

Эта группа преступлений связана с тем, что совершается изнутри гос. аппарата, то есть теми лицами, которые сами должны соблюдать законы и обеспечивать правопорядок.

Постановление пленума ВС РФ № 6 от 10 февряля 2000 г. «о судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»

Постановление пленума ВС РФ № 19 от 16 октября 2009 г. «о судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и превышении должностных полномочий»

Общий видовой объект является сложным и включает 3 составляющие:

1) гос. власть – это способность и возможность оказывать определенное воздействие на деятельность, поведения людей с помощью каких-либо средств или способов. Властные полномочия характеризуются возможностью лица принимать общеобязательные решения. Властные полномочия могут осуществляться разными способами:

- путем правовых норм

- авторитет, сила

- через управленческие механизмы (систему гос. органов)

Когда говорим о гос. власти как объекте, то мы говорим, что человек, совершающий такое преступлении подрывает авторитет гос. власти, дискредитирует ее в газах населения.

2) интересы гос. службы. Они характеризуются ФЗ «Об основах гос. службы в РФ». Интересы гос. службы заключаются в четком, полном и своевременном выполнении задач публичного управления.

3) интересы службы в органах местного самоуправления. Интересы службы в этих органах определяются ФЗ «об основах муниципальной службы в РФ». Управленческие решения должны быть эффективными, интересы предполагают эффективное управление муниципальным образованием.

Надо обратить внимание, что во всех этих преступлениях (почти) есть дополнительный объект: интересы личности, либо право собственности.

Также особенностью является специальный субъект (во всех вариантах заданий будет вопрос по должностному лицу в каком-либо варианте). Эти преступления совершаются «изнутри» лицами, которые наделены властными полномочиями. Законодатель использует термин «должностное лицо». Понятие дано в прим. №1 к ст. 285. Это понятие распространяется на главу 30, но иногда его все-таки можно заимствовать и в других составах. В основе понятии лежит функциональный подход: с учетом того, какие функции выполняются. Всех должностных лиц можно разделить на 2 группы:

1) Представители власти. Представитель власти – должностное лицо, правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служенной зависимости (из какой-то другой ст. УК). Постановление пленума ВС РФ делит представителей власти еще на 2 группы

- лица, осуществляющие законодательную, исполнительную, либо судебную власть. В прим к ст. 285 УК, ВС РФ говорит, речь идет о том, что речь идет о лицах, не являющихся представителями власти, а лицами, осуществляющими функции представителя власти (это к лицам, осуществляющими аналогичные полномочия в органах муниципальной власти)

- контролирующие органы. К ним относят две группы контролирующих органов: органы, наделенные распорядительными функциями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости; контролирующие органы второго типа: если они наделены право принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.

2) Лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Организационно-распорядительные функции – функции, которые связаны с руководством трудовым коллективом. Тут можно сказать, что эти функции касаются деятельности по организации труда лиц, находящихся от лица в служебной зависимости (функции, связанные с подбором и расстановкой кадров, по поддержанию дисциплины труда). Организационно-распорядительные полномочия могут принадлежать помимо руководителей организаций руководителям структурных подразделений и если у лица есть хотя бы несколько человек в подчинении (организует режим, объем работы и обязательные указания). Это могут быть руководители трудовых коллективов как предприятий, так и руководители отделов и т. д. Административно-хозяйственные функции – функции по управлению имуществом. Функции по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами. Такими функциями обладает человек, в полномочия которого входит решение вопросов о судьбе денежных средств и имущества. Это функции по учету, контролю денежных средств, расходование денежных средств, учет произведенной работы, по начислению вознаграждения.

Особенность уголовного права в понятии должностного лица заключается в том, где эти функции могут выполняться.

1) Эти функции могут выполнять в гос. органах. Это органы, которые связаны с осуществлением государственной власти.

2) В органах местного самоуправления.

3) Государственные и муниципальные учреждения. Это некоммерческие организации. Следовательно, коммерческие организации в любой организационно-правовой форме не дают должностных лиц с точки зрения уголовного права. Руководители иных учреждений несут ответственность по Главе 33 УК РФ.

Иные виды гос. некоммерческих организаций. Часто есть проблемы с ПФР и ФСС. С одной стороны фонды и учреждения разные образования и из буквального толкования УК получается, что тут нет должностного лица. Проблема в том, что в положении о ПФР написано, что это фонд, но там написано, что это юридическое лицо, самостоятельная финансово-кредитное учреждение. Однако, по порядку формированию денежных средств тут больше фонд, а не учреждение. Было указано, что ПФР легитимированы на уровне субъектов РФ к осуществлении функций по управлению государством, наделен властными полномочиями по осуществлению конституционных прав на пенсию, поэтому руководители отделов ПФР относятся к должностным лицам. Хотя такое определение все равно с сильной натяжкой. С учетом последних изменений гос. корпорациях сюда можно также отнести ростехнологии, по атомной энергии, вооруженные силы РФ и т. д.Руководители гос. корпораций тоже можно отнести к должностным лицам с точки зрения УП. Есть «плавающая группа должностных лиц».

21.11.2011

Есть еще группа какая-то группа (какая-то «плавающая») лиц, которые сочетают в своей деятельности выполнение профессиональных функций и функции должностного лица. сюда можно отнести врачей государственных или муниципальных лечебных учреждений. С одной стороны он выполняет свои профессиональные функции, но вместе с этим он может сочетать функции должностного лица (главный врач поликлиники, дежурный, выписывает лист временной нетрудоспособности (распоряжается денежными средствами – освобождение от работы с выплатами, например) и др. случаи).

К этой же категории можно отнести преподавателей, поскольку они также сочетают профессиональные и функции должностного лица. Как правило, признаются должностными лицами за взятки за проставление зачетов и оценок по курсовым и дипломным работам без фактической сдачи или имеют право приему экзаменов или принимают зачеты, т.е. во время приема текущих экзаменов и зачетов (на основе анализа судебной практики), однако многие авторы с такой оценкой судов не согласны (типа прием зачетов и экзаменов является видом преподавательской деятельности факт не получения зачета и экзамена правовых последствий не несет) т.е. постановка экзамена и зачета не порождает ни организационно-распорядительных, ни административно-хозяйственных функций, но правовые последствия все равно наступают (недопущение до сессии отчисление и т. д.). Безусловно является должностным лицом, если он входит в состав государственных экзаменационных комиссий (ЕГЭ, вступительные экзамены, государственная экзаменационная комиссия на выпускных комиссиях в ВУЗах). Также сюда входят преподаватели во время проведения внеучебных мероприятий.

Лица признаются должностными, если полномочия наложены постоянно, временно, либо по специальному полномочию. В любом случае функции должностного лица должны быть возложены на виновного, то есть оформлены надлежащим образом (приказ о назначении на должность, занимает должность на основе выборов). Если оформление на должность не прошло надлежащим образом, то лицо не считается должностным.

Специальное полномочие: присяжные заседатели (арбитражные и т. д.) – лица, которые выполняют определенные функции, входящие в функции должностных лиц (общественные инспектора, общественные помощники) не имеет значение, получает ли вознаграждение лицо за выполнение этих функций.

В главе 30 есть несколько составов для должностных лиц.

285 – злоупотребление должностными полномочиями; ст. 286 – превышение должностных полномочий.

Злоупотребление – использование должностных полномочий вопреки интересам службы. С 1996 г. УК установил ответственность за использование именно полномочий. Служебные полномочия – компетенции, вытекающие из должностных инструкций, это комплекс прав и обязанностей, которые принадлежат должностному лицу. До 1996 г. была ответственность за превышение должностного положения. Сегодня сфера ст. 285 сузилась, так как понятие служебные полномочия уже, чем понятие служебное положение за счет того, что он включает в себя тот авторитет, связи, возможности, которыми человек обладает в силу занятия должности. При злоупотреблении служебными полномочиями лицо действует в рамках своих должностных инструкций. А ответственность за то, что это делается именно вопреки интересам службы. Вопреки интересам службы – совершение действий не вызывается служебной необходимостью (присвоение результатов труда своих служащих, использование труда подчиненных в личных целях, использование в личных целях транспортных средств, помещений и т. д.).

Особенность этого состава в том, что он является материальным и уголовная ответственность возникает, когда это повлекло существенное нарушение прав или законных интересов граждан, организаций, общества или государства. Проблема в определении существенности. Обязательно (и в обвинительном акте и приговоре суда) надо написать какие права и законные интересы нарушены (политического, экономического характера и т. д.). К существенному нарушению прав граждан или организаций относят нарушение прав и свобод, которые гарантированы принципами и нормами международного права и К РФ (уважение чести и достоинства, неприкосновенность частной семейной жизни, тайна телефонных разговоров и переписки, судебная защита и свободны доступ к осуществлению правосудия). Также сюда относят и нарушение любых иных прав и законных интересов граждан и организаций, но тогда к оценке существенности надо учитывать степень отрицательного влияния поведения должностного лица на нормальную работу организации, также характер и размер материального ущерба, а также количество потерпевших и тяжесть причиненного им физического, морального, имущественного вреда.

С точки зрения оценки причиненных последствий, когда речь идет о материальных убытках, надо иметь ввиду, что материальный ущерб может включать реальный ущерб и упущенную выгоду.

Помимо прямого или косвенного умысла надо установить мотив этого преступления. В УК написано о заинтересованности. Это должна быть корыстная или иная личная заинтересованность. Иная личная заинтересованность – стремление должностного лица получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера. Выгода не должна быть связана с обращением имущества в свою пользу или пользу третьих лиц (не связана с хищением). Корыстная цель: поучение льгот, кредитов, погашение долга, оплата услуг, освобождение себя от материальных затрат. Иная личная заинтересованность – стремление извлечь выгоду неимущественного характера (карьеризм, стремление приукрасить действительное положение дел, стремление получить ответную услугу, стремление получить поддержку в решении определенных вопросов, но обязательно должна быть личная заинтересованность).

Превышение должностных полномочий ст. 286 УК.

Превысить – означает выйти за пределы своих прав и полномочий. При превышении должностных полномочий должностное лицо совершает действие, что не входит в круг его прав и полномочий, то есть делает то, что он делать не может. ВС называет несколько вариантов превышения:

- когда должностное лицо выполняет полномочия другого должностного лица либо вышестоящего, либо равного по статусу

- должностное лицо выполняет действия, которые могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе (применение оружия)

- если должностное лицо единолично совершает действия, которые могли быть совершены только при коллегиальном решении

- должностное лицо совершает действия, которые никто ни при каких обстоятельствах не вправе совершать (насилие) тут должностное лицо явно выходит за пределы своих полномочий

При превышении полномочий состав тоже материальный – надо существенное нарушение прав и законных интересов граждан, общества, организаций, государства.

В отличие от злоупотребления мотивы превышения юридического значения не имеют.

28.11.2011

Наши рекомендации