Производство по делам об административных правонарушениях
Полномочия налоговых органов по составлению протоколов об
административных правонарушениях
Как в п. 15 ст. 101 (о порядке рассмотрения дел о налоговых правонарушениях, выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки), так и в п. 13 ст. 101.4 (о порядке рассмотрения дел о налоговых правонарушениях, выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных ст. 120, 122 и 123 части первой НК РФ)) части первой НК РФ предусмотрено, что по выявленным налоговым органом нарушениям, за которые физические лица или должностные лица организаций подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа составляет протокол об административном правонарушении в пределах своей компетенции. Как установлено в указанных нормах, дела об этих правонарушениях и применение административных наказаний в отношении физических лиц и должностных лиц организаций, виновных в их совершении, рассматриваются в соответствии с законодательством об административных правонарушениях. Данное положение согласуется с общей нормой п. 2 ст. 10 части первой НК РФ, в соответствии с которой производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административного правонарушения, ведется в порядке, установленном законодательством РФ об административных правонарушениях.
Такое законодательство согласно ч. 1 ст. 1.1 КоАП РФ состоит из данного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях. С учетом определенных в ст. 1.3 КоАП РФ предметов ведения России в области законодательства об административных правонарушениях подведомственность дел, предусмотренных КоАП РФ, налоговым органам и полномочия по составлению протоколов их должностными лицами определяет только КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 23.5 КоАП РФ налоговые органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.5 (в части продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг без применения контрольно-кассовых машин), ст. 15.1, 15.2 КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных данным Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с гл. 23 Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа. Соответственно должностные лица налоговых органов вправе составлять протоколы об указанных правонарушениях.
В пункте 5 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ также установлено, что помимо указанных случаев должностные лица налоговых органов вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.3-15.9, 15.11, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7 КоАП РФ.
Как следует из ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ, перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, должен быть установлен уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, т.е. ФНС России. На основании данной нормы приказом ФНС России от 2 августа 2005 г. N САЭ-3-06/354@ утвержден Перечень должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях*(88).
В указанном Перечне перечислены следующие должностные лица налоговых органов.
В центральном аппарате ФНС России:
руководитель ФНС России;
заместитель руководителя ФНС России;
начальник управления;
заместитель начальника управления;
начальник отдела;
заместитель начальника отдела;
должностные лица, уполномоченные проводить мероприятия по контролю.
В межрегиональных инспекциях ФНС России:
руководитель межрегиональной инспекции;
заместитель руководителя межрегиональной инспекции;
начальник отдела;
заместитель начальника отдела;
главный государственный налоговый инспектор;
старший государственный налоговый инспектор;
государственный налоговый инспектор;
должностные лица, уполномоченные проводить мероприятия по контролю.
В управлениях ФНС России по субъектам Российской Федерации:
руководитель управления;
заместитель руководителя управления;
начальник отдела;
заместитель начальника отдела;
главный государственный налоговый инспектор;
старший государственный налоговый инспектор;
государственный налоговый инспектор;
должностные лица, уполномоченные проводить мероприятия по контролю.
В инспекциях ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, межрайонного уровня:
руководитель инспекции;
заместитель руководителя инспекции;
начальник отдела;
заместитель начальника отдела;
главный государственный налоговый инспектор;
старший государственный налоговый инспектор;
государственный налоговый инспектор;
должностные лица, уполномоченные проводить мероприятия по контролю.