Непредставление налоговой декларации (ст. 119 НК РФ)
В соответствии с п. 1 ст. 119 части первой НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в п. 2 данной статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб.
В пункте 2 указанной статьи сказано, что непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.
Обязанность налогоплательщиков представлять в определенном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, закреплена в подп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ.
Налоговая декларация является письменным заявлением налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, и представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 80 НК РФ).
Законом 2006 г. N 137-ФЗ в ст. 80 НК РФ введены понятия "расчет авансового платежа", "расчет сбора" и "расчет, представляемый налоговым агентом":
расчет авансового платежа - письменное заявление налогоплательщика о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа; представляется в случаях, предусмотренных НК РФ применительно к конкретному налогу;
расчет сбора - письменное заявление плательщика сбора об объектах обложения, облагаемой базе, используемых льготах, исчисленной сумме сбора и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты сбора, если иное не предусмотрено НК РФ; представляется в случаях, предусмотренных частью второй НК РФ применительно к каждому сбору;
налоговый агент представляет в налоговые органы расчеты, предусмотренные частью второй НК РФ, в порядке, установленном частью второй НК РФ применительно к конкретному налогу.
Очевидно, что включение данных положений в п. 1 ст. 80 НК РФ означает невозможность привлечения к ответственности, предусмотренной ст. 119 НК РФ, в случае непредставления в установленные сроки расчета авансового платежа, расчета сбора или расчета, представляемого налоговым агентом, так как в ст. 119 НК РФ, как и прежде, говорится о непредставлении только налоговой декларации.
Впрочем, на невозможность привлечения в указанных случаях к ответственности, предусмотренной ст. 119 НК РФ, Президиум ВАС РФ указывал и ранее:
в пункте 15 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой НК РФ, разъяснялось, что предусмотренный ст. 119 НК РФ штраф не может быть взыскан в случае несвоевременного представления налогоплательщиком расчета авансовых платежей по налогу;
как разъяснено в п. 13 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации, направленного информационным письмом Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. N 98*(204), несвоевременное представление налоговым агентом расчета по выплаченным налогоплательщикам доходам не образует состава правонарушения, предусмотренного ст. 119 НК РФ. Неправомерность применения в данном случае указанной ответственности отмечал и Минфин России (см. письмо от 21 сентября 2004 г. N 03-02-07/38*(205));
в пункте 8 Обзора практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с взысканием единого социального налога, направленного информационным письмом Президиума ВАС РФ от 14 марта 2006 г. N 106*(206), разъяснялось, что законодательством РФ не установлена ответственность за непредставление или несвоевременное представление декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. Как указано в данном документе, декларация по страховым взносам налоговой в смысле ст. 80 НК РФ не является, так как страховые взносы на обязательное пенсионное страхование к налоговым платежам не относятся.
На конкретном примере в п. 7 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой НК РФ, разъяснено, что отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации (ст. 80 НК РФ) по данному налоговому периоду, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. Как указано в примере, ответчик, являясь плательщиком определенных видов налогов, обязан был представлять налоговые декларации в установленные законом сроки независимо от результатов расчетов сумм налогов к уплате по итогам тех или иных налоговых периодов. По сути, о том же говорится и в Определении КС РФ от 11 июля 2006 г. N 265-О*(207): к обязанностям индивидуального предпринимателя, вытекающим из его статуса, относится обязанность представлять налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц (п. 1 ст. 229 НК РФ), которая не ставится в зависимость от результатов предпринимательской деятельности, т.е. от факта получения дохода в соответствующем налоговом периоде.
Однако необходимо иметь в виду, что Законами 2006 г. N 137-ФЗ и N 268-ФЗ в п. 2 ст. 80 НК РФ введен ряд новых положений, согласно которым:
не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов;
лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляющее операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющее по этим налогам объектов налогообложения, представляет по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию.
В соответствии с п. 3 ст. 80 НК РФ, также содержащим ряд нововведений Законов 2006 г. N 137-ФЗ и N 268-ФЗ:
налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде вместе с документами, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики вправе представить документы, которые согласно НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронном виде;
налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по установленным форматам в электронном виде, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством РФ. Данные положения в соответствии с Законом 2006 г. N 268-ФЗ применяются до 1 января 2008 г. в отношении налогоплательщиков, среднесписочная численность работников которых за 2006 г. превышает 250 человек (следует отметить, что при определении среднесписочной численности работников подлежит применению Порядок заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения: N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников", N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации", утв. постановлением Росстата от 20 ноября 2006 г. N 69*(208));
сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются налогоплательщиком в налоговый орган не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации - не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована). Указанные сведения представляются в налоговый орган по месту нахождения организации (по месту жительства индивидуального предпринимателя). Форма Сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год утверждена приказом ФНС России от 29 марта 2007 г. N ММ-3-25/174@*(209) (письмом ФНС России от 26 апреля 2007 г. N ЧД-6-25/353@*(210) направлены Рекомендации по порядку заполнения данной формы);
налогоплательщики, в соответствии со ст. 83 НК РФ отнесенные к категории крупнейших, представляют все налоговые декларации (расчеты), которые они обязаны представлять в соответствии с НК РФ, в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков по установленным форматам в электронном виде, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством РФ. Данное положение в соответствии с Законом 2006 г. N 268-ФЗ вступает в силу с 1 января 2008 г.
Как предусмотрено в п. 4 ст. 80 НК РФ, налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.
Необходимо обратить внимание на то, что в данной норме идет речь о почтовом отправлении только с описью вложения. В соответствии с п. 12 Правил оказания услуг почтовой связи, утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. N 221*(211), к категории регистрируемых почтовых отправлений, т.е. принимаемых от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаемые адресату (его законному представителю) с его распиской в получении, относятся заказные, с объявленной ценностью и обыкновенные почтовые отправления. Регистрируемые почтовые отправления могут пересылаться с описью вложения, с уведомлением о вручении и с наложенным платежом. Из этого следует, что требованию о представлении налоговой декларации в налоговый орган в виде почтового отправления соответствует не любое регистрируемое почтовое отправление, а только с объявленной ценностью, так как только оно может содержать опись вложения.
Согласно п. 4 ст. 80 НК РФ налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации, представленной налогоплательщиком по установленной форме (формату), и обязан проставить по просьбе налогоплательщика на копии налоговой декларации отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации на бумажном носителе либо передать налогоплательщику квитанцию о приеме в электронном виде - при получении налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи.
Необходимо также обратить внимание на нововведение Закона 2006 г. N 268-ФЗ, согласно которому налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации только в случае если декларация представлена по установленной форме (формату).
В пункте 4 ст. 80 НК РФ прямо определено, что при отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения, а при передаче по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата отправки.
Действующий до настоящего времени Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утвержден приказом МНС России от 2 апреля 2002 г. N БГ-3-32/169*(212). Приказом МНС России от 10 декабря 2002 г. N БГ-3-32/705@ утверждены Методические рекомендации об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи*(213).
В статье 119 НК РФ говорится о том, что сумма штрафа исчисляется в процентной доле от суммы налога, подлежащей уплате на основе несвоевременно представленной налоговой декларации. В связи с этим следует отметить, что согласно правовой позиции КС РФ, выраженной в упомянутом Определении от 11 июля 2006 г. N 265-О, по смыслу названной нормы, рассматриваемой во взаимосвязи с иными положениями НК РФ, суммы налога, удержанные и перечисленные в бюджет налоговыми агентами, хотя и включаются индивидуальным предпринимателем в декларацию, не могут учитываться при исчислении штрафа, поскольку не подлежат уплате на ее основе.
Письмом ФНС России от 30 мая 2005 г. N 04-2-03/72 "О представлении налоговой декларации по форме 4-НДФЛ"*(214) разъяснено, что нормы ст. 119 НК РФ, предусматривающей меры ответственности за несвоевременное представление налогоплательщиком в налоговый орган налоговой декларации в виде штрафа, размер которого исчисляется в соответствующем процентном выражении от суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, не могут применяться в случае несвоевременного представления налоговой декларации по налогу на доходы по форме 4-НДФЛ, в которой налогоплательщиками указываются суммы предполагаемого дохода от предпринимательской деятельности в текущем налоговом периоде.
Следует отметить, что п. 2 ст. 119 НК РФ в отличие от ее п. 1 не предусматривает нижний предел штрафа, на что обращает внимание и Минфин России (см., напр., письмо от 13 февраля 2007 г. N 03-02-07/1-63*(215)). Соответственно при представлении в налоговый орган налоговой декларации, по которой налог, не причитающийся к уплате, равен нулю, налоговая санкция, предусмотренная п. 2 комментируемой статьи, не применяется. Такая позиция выражена, в частности, в письме МНС России от 4 июля 2001 г. N 14-3-04/1279-Т890*(216).
Административная ответственность руководителей и других работников организаций, являющихся налогоплательщиками, за нарушение сроков представления налоговой декларации предусмотрена ст. 15.5 КоАП РФ (см. ниже).
Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения
имуществом, на которое наложен арест (ст. 125 НК РФ)
Статьей 125 части первой НК РФ предусмотрено, что несоблюдение установленного НК РФ порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест, влечет взыскание штрафа в размере 10 000 руб.
Права владения, пользования и распоряжения составляют в соответствии с п. 1 ст. 209 части первой ГК РФ правомочия собственника в отношении своего имущества. Собственник вправе своим имуществом владеть, т.е. реально им обладать, пользоваться, т.е. извлекать из него выгоду, для которой имущество предназначено, и распоряжаться, т.е. определять его юридическую судьбу - продавать, дарить, сдавать в аренду, отдавать в залог и т.п.
Арестом имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога, пеней и штрафов признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества (в п. 1 ст. 77 НК РФ).
Пункт 2 ст. 77 НК РФ предусматривает, что арест имущества может быть полным или частичным:
полным - признается такое ограничение прав налогоплательщика-организации в отношении его имущества, при котором он не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа;
частичным - признается такое ограничение прав налогоплательщика-организации в отношении его имущества, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.
Отчуждение (за исключением производимого под контролем либо с разрешения налогового или таможенного органа, применившего арест), растрата или сокрытие имущества, на которое наложен арест, не допускаются. Несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест, является основанием для привлечения виновных лиц к ответственности, предусмотренной ст. 125 НК РФ и (или) иными федеральными законами (п. 12 ст. 77 НК РФ).
Согласно действующим до настоящего времени Методическим рекомендациям по порядку наложения ареста на имущество налогоплательщика в обеспечение обязанности по уплате налога, утв. приказом МНС России от 31 июля 2002 г. N БГ-3-29/404, отметка о предупреждении представителя налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента - организации об ответственности, предусмотренной ст. 125 НК РФ, за несоблюдение установленного порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом делается в постановлении о наложении ареста на имущество и в протоколе ареста имущества.
Непредставление налоговому органу сведений,
необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК РФ)
В соответствии с п. 1 ст. 126 части первой НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ. Следует отметить, что указание на плательщика сбора включено в данную норму Законом 2006 г. N 137-ФЗ, чем снят спорный вопрос о возможности привлечения данного лица к указанной ответственности.
Согласно п. 2 указанной статьи непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного ст. 135.1 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.
Необходимо иметь в виду, что ответственность налогоплательщика за неподачу заявления о постановке на учет в налоговом органе предусмотрена ст. 116 и 117 НК РФ, за непредставление в налоговый орган информации об открытии или закрытии счета в банке - ст. 118 НК РФ, а за непредставление налоговой декларации - ст. 119 НК РФ. Указанные статьи содержат специальные нормы о применении ответственности по отношению к норме п. 1 ст. 126 НК РФ. Соответственно в случае выявления перечисленных налоговых правонарушений подлежат применению ст. 116, 117, 118 или 119 НК РФ (см. выше).
Обязанность налогоплательщиков (плательщиков сборов) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, закреплена в подп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ. В подпункте 5 п. 1 этой статьи установлено, что налогоплательщики (плательщики сборов) обязаны представлять по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Законом о бухгалтерском учете, за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета (об освобождении от обязанности ведения бухгалтерского учета см. выше).
Обязанность налоговых агентов представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов, закреплена в подп. 4 п. 3 ст. 24 НК РФ. Налоговые агенты обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах (подп. 2 п. 3 данной статьи).
Согласно п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели помимо указанных обязанностей, обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:
об открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов), как уже говорилось, ответственность за непредставление такого сообщения предусмотрена ст. 118 НК РФ;
обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;
обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории России, - в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения или прекращения деятельности организации через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения). Указанное сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения организации;
о реорганизации или ликвидации организации - в течение трех дней со дня принятия такого решения.
Приказом ФНС России от 9 ноября 2006 г. N САЭ-3-09/778@ утверждены:
форма N С-09-2 "Сообщение об участии в российских и иностранных организациях" (приложение 2 к приказу);
форма N С-09-3 "Сообщение о создании на территории Российской Федерации обособленного подразделения" (приложение 3 к приказу);
форма N С-09-4 "Сообщение о реорганизации или ликвидации организации" (приложение 4 к приказу).
Однако данные формы являются рекомендуемыми для налогоплательщиков, что прямо и указано в данном приказе. В связи с этим сделанное в налоговый орган сообщение не по данным формам не является нарушением порядка такого сообщения и повлечь ответственность, предусмотренную п. 1 ст. 126 НК РФ, не может.
В то же время необходимо иметь в виду, что Законом 2006 г. N 268-ФЗ ст. 23 НК РФ дополнена новым п. 7, согласно которому указанные сведения сообщаются по формам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, т.е. ФНС России (см. введение). Соответственно с момента, когда вступит в силу приказ ФНС России, утвердивший такие формы, сообщения следует делать только по этим формам. В противном случае у налогового органа будут все основания полагать, что сообщение вообще не сделано.
Как говорилось в гл. 1 книги, в п. 4 ст. 93 НК РФ прямо указано, что отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.
Согласно разъяснению, данному в п. 18 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой НК РФ, в контексте нормы п. 2 ст. 126 НК РФ субъект правонарушения - не сам налогоплательщик, а третье лицо, у которого имеются документы, содержащие сведения об интересующем налоговый орган налогоплательщике. В то же время в части определения такой ответственности п. 6 ст. 93.1 НК РФ прямо отсылает к ст. 129.1 НК РФ (см. ниже).
Из изложенного следует, что отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при налоговой проверке документов или непредставление их в установленные сроки влечет ответственность, предусмотренную п. 1 ст. 126 НК РФ. В свою очередь, это означает, что п. 2 указанной статьи не может быть применен ни при непредставлении документов по запросу налогового органа самим налогоплательщиком (в этом случае наступает ответственность, предусмотренная п. 1 ст. 126 НК РФ), ни при непредставлении документов по запросу налогового органа третьим лицом (в этом случае наступает ответственность, предусмотренная ст. 129.1 НК РФ).
Следует отметить, что в п. 1 ст. 126 НК РФ говорится о случаях непредставления документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах.
Это означает, что установленная указанной нормой ответственность за непредставление документов, предусмотренных иными актами (в том числе законодательными актами, не являющимися актами законодательства о налогах и сборах), наступить не может. В частности, в п. 8 Обзора практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с взысканием единого социального налога, направленного информационном письмом Президиума ВАС РФ от 14 марта 2006 г. N 106, разъяснялось, что неправомерно применение ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ, за непредставление или несвоевременное представление декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. Как указал Президиум ВАС РФ, декларация по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, хотя и является документом, необходимым для осуществления налогового контроля по единому социальному налогу, представляется в налоговый орган согласно Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"*(217), не относящемуся к актам законодательства о налогах и сборах.
При применении к налоговым агентам ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ, Пленум ВАС РФ в п. 45 Постановления от 28 февраля 2001 г. N 5 предписал арбитражным судам исходить из того, что каждый документ (справка), касающийся конкретного налогоплательщика, является отдельным документом независимо от способа его представления в налоговый орган: на бумажном или магнитном носителе. МНС России в письме от 11 мая 2001 г. N БГ-6-18/377@ "О применении к налоговым агентам ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ"*(218) указало, что при представлении налоговыми агентами в налоговый орган в соответствии с п. 2 ст. 230 гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй НК РФ сведений о доходах физических лиц налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов каждый документ (справка), касающийся конкретного налогоплательщика, является отдельным документом независимо от способа его представления в налоговый орган: на бумажном или магнитном носителе.
Как следует из разъяснений, данных в п. 19 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой НК РФ, несвоевременное уведомление налогового органа об обстоятельствах, указанных в ст. 23 и 24 НК РФ, влечет взыскание с соответствующей организации штрафа в однократном размере, т.е. независимо от количества документов, приложенных к этому уведомлению.
Согласно разъяснению, данному в п. 20 того же Обзора, санкция, предусмотренная п. 1 ст. 126 НК РФ, не может быть применена за непредставление документа, который хотя и поименован в нормативном правовом акте как обязательный к представлению, но является приложением к налоговой декларации (налоговому расчету). Как указано в Обзоре, поскольку справка является приложением к расчету (налоговой декларации) налога и обязанность ее представления отдельно от налоговой декларации законодательством не предусмотрена, в случае непредставления налоговой декларации с приложениями ответственность, предусмотренная п. 1 ст. 126 НК РФ, не может применяться отдельно в отношении приложений в дополнение к ответственности, установленной п. 1 ст. 119 НК РФ.
Административная ответственность за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, предусмотрена ст. 15.6 КоАП РФ (см. ниже).