Декларирование доходов
Порядок представления налоговой декларации изложен в ст. 229. Налоговая декларация по НДФЛ представляется налогоплательщиками в налоговый орган по месту их жительства.
П. 3 ст. 229 НК РФ предусмотрено, что предприниматели без образования юридического лица (кроме тех, кто уплачивает единый налог на вмененный доход), частнопрактикующие лица, лица получившие доход от физических лиц, а также от источников, расположенных за пределами РФ при прекращении источников доходов до конца календарного года обязаны подать декларацию о фактически полученных доходах в текущем году в пятидневный срок после прекращения источника дохода, но если налогоплательщик иностранное физическое лицо — то не позднее, чем за месяц до выезда за пределы РФ.
Налоговая декларация может быть подана налогоплательщиком в период с 1 января по 30 апреля включительно. Бланки деклараций предоставляются бесплатно, представить ее можно лично либо по почте, на бумаге или на магнитном носителе, в ней необходимо указать ИНН (если он присвоен). Эти положения определены ст. 80 НК РФ.
В налоговых декларациях физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога (налоги, удержанные налоговыми агентами, уплаченные в течение налогового периода авансовые платежи).
Налоговую декларацию по итогам года должны будут представлять:
— индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, а также другие лица, которые занимаются частной практикой;
— физические лица, получившие от других физических лиц, не являющихся налоговыми агентами, вознаграждения по договорам гражданско-правового характера;
— физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ и получающие доходы за пределами России;
— физические лица, получившие доходы от налоговых агентов, которые не удержали с них налог на доходы;
— налогоплательщики, претендующие на получение социальных, имущественных и профессиональных вычетов.
Остальные плательщики налога могут подать в налоговый орган декларацию, если у них появится такая необходимость (например, если работодатель произвел не все налоговые вычеты).
Налогоплательщик в случае обнаружения в поданной налоговой декларации ошибок в указанных в ней сведениях или ошибок, приводящих к занижению суммы налога, обязан внести необходимые дополнения и изменения в эту декларацию, подав об этом заявление в налоговый орган.
Если такое заявление будет подано не позднее 30 апреля, то день его подачи будет считаться днем подачи декларации, а если позже указанной даты, но до истечения срока уплаты налога (15 июля), то налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности.
В случае же если заявление подано после истечения 15 июля, и налогоплательщик уплатил в связи с исправлением этой ошибки налог и пени, и к этому времени налоговый орган еще не выявил эту ошибку, то налогоплательщик также будет освобожден от ответственности. Эти правила действуют с 19 августа 1999 г., т.е. с вступлением в силу поправок к части первой НК РФ, внесенных Федеральным законом от 09.07.99г. № 154-ФЗ.
- Налогообложение имущества физических лиц в РФ.
Налог на имущество физических лиц является общеобязательным налогом, который уплачивают собственники имущества (как граждане РФ, так и иностранные подданные и лица без гражданства). Объект налогообложения включает жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения, сооружения. Если имущество находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком признается каждый из них соразмерно его доле в этом имуществе. Соответственно делится и ответственность по исполнению налогового обязательства.
Налоговой базой для исчисления налога на имущество физических лиц является суммарная инвентаризационная (восстановительная) стоимость объекта с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги. Суммарная инвентаризационная стоимость определяется сложением инвентаризационных стоимостей всех строений, помещений и сооружений в качестве объектов обложения, находящихся на территории представительного органа местного самоуправления.
Ставки налога устанавливаются ежегодно нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Для исчисления налога на строения, помещения и сооружения ставки устанавливаются в следующих пределах (см. табл.)
Представительные органы местного самоуправления определяют дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости имущества, типа его использования и по конкретным критериям. Во внимание принимается характер помещения (жилое или нежилое), используется ли оно для хозяйственных или коммерческих нужд, материал, из которого оно построено.
Действующим законодательством по налогу на имущество физических лиц установлен широкий круг льгот. К наиболее значимым можно отнести льготы в виде полного освобождения от уплаты налога на имущество следующих категорий граждан:
-Героев Советского Союза или Российской Федерации, а также лиц, награжденных орденом Славы трех степеней;
-Участников Гражданской и Великой Отечественной войн и других боевых операций по защите СССР;
-Инвалидов I и II групп, инвалидов с детства;
-Граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк», сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;
-Лиц, принимавших непосредственное участие в испытаниях ядерного, термоядерного оружия.
-Кроме того, налог на строения, помещения и сооружения не уплачивают:
-Пенсионеры, получающие пенсии в соответствии с пенсионным законодательством РФ;
-Граждане, уволенные с военной службы, выполнявщие интернациональный долг в Афганистане или других странах;
-Родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;
-Деятели культуры, искусства и народные мастера за принадлежащее им по праву собственности творческие мастерские, ателье, студии;
-Собственники жилого строения жилой площадью до 50 м2 и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 59 тыс. м2, расположенных на участках садоводческих и дачных некоммерческих объединений граждан;
-Судьи и работники аппаратов судов РФ, которым присвоены властные чины.
-Представительные органы местного самоуправления имеют право устанавливать дополнительные льготы по налогу на имущество для некоторых категорий плательщиков.
Налоги на имущество физических лиц начисляются налоговым органом по месту нахождения объектов налогообложения. Налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на основе данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.
Уплата налогов производится равными долями в два срока – не позднее 15 сентября и 15 ноября или в полной сумме по первому сроку уплаты. В случае неуплаты налогов в установленные сроки начисляются пени за каждый день просрочки в размере 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального Банка России.
- Транспортный налог: порядок исчисления и уплаты.
Транспортный налог относится к региональным налогам. В соответствии со статьей 356 НК РФ ставки налога, порядок и сроки уплаты устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации. Законодательные (представительные) органы власти в регионах могут также предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Согласно статье 357 НК РФ плательщиками транспортного налога являются организации и физические лица (как российские, так и иностранные, а также лица без гражданства), которые являются владельцами транспортных средств, зарегистрированных на территории Российской Федерации на имя владельцев в законодательно установленном порядке.
Согласно нормам пункта 1 статьи 362 НК РФ физические лица, владеющие транспортными средствами, уплачивают налог после получения уведомления из налоговой инспекции. К уведомлению прилагается платежный документ, в соответствии с которым следует перечислить налог в бюджет. То есть обязанность по расчету налога для физических лиц лежит на налоговых органах.
Юридические лица самостоятельно рассчитывают сумму транспортного налога, подлежащую перечислению в бюджет.
Транспортный налог должны уплачивать организации, которые являются собственниками транспортных средств или пользуются ими на основании доверенности на право владения и распоряжения, даже если данное транспортное средство принадлежит физическому лицу. Но эта доверенность должна быть оформлена до 30 июля 2002 года. Если доверенность оформлена позднее, плательщиком транспортного налога признается собственник автомобиля.
Предприятия, которые применяют специальные налоговые режимы (ЕНВД, упрощенную систему налогообложения или единый сельскохозяйственный налог), не освобождаются от уплаты транспортного налога.
Перечень транспортных средств, которые признаются объектом обложения транспортным налогом, приведен в пункте 1 статьи 358 НК РФ.
Объектами налогообложения являются следующие виды транспортных средств:
наземные (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, снегоходы, мотосани);
воздушные (самолеты, вертолеты и др.);
водные (теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и др.).
В пункте 2 статьи 358 НК РФ приведен закрытый перечень транспортных средств, не являющихся объектами налогообложения. Согласно этому перечню от транспортного налога освобождаются:
легковые автомобили, специально оборудованные для использования инвалидами, а также легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 л. с., полученные через органы социальной защиты населения в порядке, установленном законом;
тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;
весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л. с.;
промысловые морские и речные суда;
пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых являются пассажирские и (или) грузовые перевозки;
самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;
суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.
Порядок определения налоговой базы установлен в статье 359 НК РФ. Расчет налоговой базы производится отдельно по каждому транспортному средству.
Налоговая база определяется как:
мощность двигателя в лошадиных силах —для транспортных средств, имеющих двигатели;
валовая вместимость в регистровых тоннах — для водных несамоходных (буксируемых)транспортных средств;
паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы — для воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя;
единица транспортного средства — для остальных облагаемых транспортным налогом водных и воздушных средств (в частности, плавучих кранов или землечерпальной техники, дебаркадеров, не имеющих двигателей для самостоятельного передвижения).
Показатели мощности двигателя и валовой вместимости указаны в технической документации на соответствующее транспортное средство. Эти же данные содержатся в регистрационных документах на транспортное средство.
Базовые размеры налоговых ставок установлены статьей 361 НК РФ. Величина налоговых ставок зависит от категории транспортного
средства, мощности двигателя или валовой вместимости.
Налоговые ставки могут быть увеличены или уменьшены соответствующим региональным законом, но не более чем в пять раз. Субъект Российской Федерации может также установить дифференцированные налоговые ставки в отношении каждой категории транспортных средств, а также в зависимости от срока их эксплуатации.
Порядок исчисления налога установлен статьей 362 НК РФ.
Налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год (ст. 360 НК РФ). Для организаций установлены также отчетные периоды — I, II и III кварталы. По истечении отчетных периодов налогоплательщики должны исчислять и уплачивать авансовые платежи по транспортному налогу. Сумма авансового платежа, уплачиваемого по итогам каждого отчетного периода, определяется следующим образом: налоговая база умножается на ставку налога и делится на 4.
Законодательные органы субъектов РФ имеют право не устанавливать отчетные периоды. Однако такая норма должна быть прямо прописана в соответствующем законе субъекта РФ. В противном случае на территории данного региона действуют отчетные периоды, предусмотренные пунктом 2 статьи 360 НК РФ.
По итогам налогового периода (календарного года) по месту нахождения транспортных средств подается налоговая декларация.
Транспортный налог уплачивается по месту нахождения транспортных средств (ст. 363 НК РФ) и подлежит зачислению в региональный бюджет. Порядок и сроки уплаты налога устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.