АРЕНДА ПРЕДПРИЯТИЙ – НА САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ. За 16 лет существования по пальцам одной руки можно пересчитать договоры аренды предприятия
ФИНАНСОВАЯ АРЕНДА (ЛИЗИНГ)
Параграф 6 главы 34.
Правила о лизинге впервые попали в наше законодательство с принятием части второй ГК РФ. Однако мы должны понимать, что их появление вполне естественно вызвано потребностями оборона. Лизинг возник в начале 20 века в Америке. Он широко распространен. Есть международные соглашения, регулирующие данные отношения. Этот институт чрезвычайно эффективен, он способен стать локомотивом, вытягивающим экономику на чрезвычайно иной уровень.
Существо лизинга достаточно адекватно схвачено легальным определением данного договора, которое содержится в п.1 ст.665 ГК РФ: по договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование. Арендодатель в этом случае не несет ответственности за выбор предмета аренды и продавца.
Оказывается, что данная операция приносит выгоду каждому из участников. Для арендатора выгода состоит в том, что без лизинга он не был бы способен приобрести имущество, которое ему не по карману. Для арендодателя это выгодно тем, что он получает доход, потому что он вкладывает в конкретное имущество, он знает, как получит доход от этого имущества. Эта схема принципиально выгодна и для продавца вещи, передаваемой в аренду, потому что для продавца расширяется рынок сбыта (если бы не лизинг, то нахер арендодателю такая дорогая штука, а так арендодатель купит).
Первая специфика – особенности нормативного регулирования этой конструкции. Здесь достаточно большой удельный вес международных соглашений. Ключевое соглашение – Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге 1988 год, Оттава (Оттавская конвенция). Она вступил в силу для РФ с 01.01.1999 года.
Мы видим, что она вступила в силу для РФ позже принятия части 2 ГК РФ, однако нормы о лизинге создавались во многом под влиянием Оттавской конвенции. И тут обнаружилось одно недоразумение. Оттавская конвенция посвящена финансовому лизингу, а Параграф 6 главы 34 говорит о финансовой аренде. Финансовый лизинг – одна из разновидностей лизинга – означает инвестирование, финансовое вложение. У нас термин «финансовый» характеризует не лизинг, а аренду. То есть финансовая аренда = лизинг. Это недоразумение – достаточно яркий показатель того, как у нас формируется законодательство о лизинге.
Кроме того, существует и специальный ФЗ «О финансовой аренде лизинге» от 29.10.1998 года. Закон интересный хотя бы потому, что в своей начальной редакции он мог выполнять методологические функции для студентов-юристов. С одной стороны, его можно показывать как пример того, как не надо писать законы. В 2002 году внесли серьезные изменения, исправившие недостатки.
Соотношение данного закона и ГК очевидно – в параграфе 6 ничего специального не указано, поэтому ГК имеет преимущество перед ФЗ «О лизинге».
Теперь о специфике договора лизинга.
Договор лизинга – это договор между лизингодателем и лизингополучателем. А к-п вещи, передаваемой в аренду, - это отдельный самостоятельный договор, но он же является и обязательным договором для заключения лизинга. Без к-п заключенный между арендодателем и арендатором договор не может квалифицироваться как лизинг.
Особенность этого договора состоит в том, что это единственный договор, когда арендодатель в момент заключения договора ВСЕГДА не является и не может быть собственником предмета этого договора, потому что тогда будет отсутствовать к-п, а значит, такой договор не может быть лизингом.
Что касается характеристики сторон, то стороны тут – арендатор и арендодатель (лизингополучатель и лизингодатель, соответственно). Ограничений закон не выдвигает, но, как правило, такие стороны являются предприниматели.
Что касается фигуры арендатора, то до недавнего времени, все говорили, что им может быть только предприниматель. Но в 2010 году внесены изменения в закон, где арендатором может быть и бюджетное учреждение. Но вообще, теоретически сторонами лизинга могут быть и простые граждане.
Фигура продавца может быть любой. В качестве продавца выступает всегда третье лицо, не сторона договора лизинга. Лизингодатель не может быть продавцом, потому что к-п не будет тогда. А лизингополучатель может быть продавцом, потому что есть к-п.
Арендатор может предъявлять прямые требования к продавцу относительно качества товара и т.д. и т.п., несмотря на то, что арендатор и продавец не связаны никакими обязательственными отношениями. Однако прямое указание в законе это позволяет сделать.
Тот, кто выбирает продавца, несет все риски, связанные с исполнимостью договора этим субъектом. То есть если выбор продавца осуществляется арендатором, то риск выбора неисправного продавца лежит на арендаторе. Если этот выбор осуществляется арендодателем, то риски несет он. Несложно понять, что в большинстве случаев риск несет арендатор. А если арендатор – это бюджетное учреждение, то там прямо написано, что выбор продавца осуществляется арендодателем, что ответственность за предмет несет арендодатель, а не бюджетное учреждение.
Что касается предмета лизинга, то в этом качестве могут выступать любые непотребляемые вещи, в т.ч. и недвижимость. Однако для ряда объектов законодатель установлен запрет. В ст.666 ГК РФ прямо указано, что предметом лизинга не могут быть земельные участки и другие природные объекты, а в ст.3 Закона о лизинге еще запрещает лизинг тех вещей, которые запрещены в обороте или ограничены.
Существенные условия – предмет, цена (лизинговые платежи) и срок. Подтверждение можно найти в предписаниях закона о лизинге (в частности, ст.28). Эти условия (срок и цена) при их несогласовании оказываются объективно не восполнимы, а значит их согласование необходимо.
Специальных требований к форме не установлено. Однако в подавляющем большинстве случаев из-за субъектного состава форма является письменной. Причем она не конститутивна. П.1 ст.20 – государственная регистрация права на имущество, передаваемого в лизинг и/или регистрация договора лизинга требуется в случаях, предусмотренных законом.
Лизинг – это разновидность аренды, а, следовательно, имущество, которое является предметом лизинга, является собственностью арендодателя-лизингодателя. Причем продавец может отдавать имущество и арендатору, и арендодателю. Это неважно. Собственником становится все равно лизингодатель. Однако, все риски (риск случайной гибели, например) лежит на лизингополучателе (ст.669). Здесь разъединяются лица-носители блага и лица-носители бремени. Ст.669 диспозитивна, и соглашением сторон может быть установлено иное.
Что касается специфики содержания договора, то тут мы получаем некие своеобразные обязанности лизингодателя. Поскольку обязательным условием лизинга является к-п, то у лизингодателя есть обязанность заключить договор к-п с продавцом. Причем он также обязан предупредить продавца о сдаче имущества в лизинг. Исполнение этой обязанности коррелирует с правом арендатора предъявлять требования к продавцу. Арендодатель говорит продавцу: «Я сдаю в лизинг этот шмот». И тут продавец уже знает, что к нему, возможно, придет левый чел с требованиями относительно предмета.
Еще одна обязанность, характеризующая лизингодателя, состоит в том, что он обязан обеспечить передачу имущества в лизинг в надлежащем состоянии, со всеми принадлежностями и документами. НО: если в аренде арендодатель был «обязан передать», то в лизинге арендодатель «обязан обеспечить передачу». А все потому, что общее правило таково, что продавец передает имущество лизингополучателю. Причем лизингополучатель не может потребовать передачи имущества у продавца. Если продавец не передает вещь лизингополучателю, то это значит, что арендодатель не исполнил свою обязанность обеспечить передачу.
Что касается обязанностей лизингополучателя, то тут главный нюанс состоит в распределении ремонтов на стороны. Общее правило – капитальный на арендодателе, а текущий на арендаторе. Здесь же оба ремонта лежат на лизингополучателе. Это условие вполне обосновано, ибо у лизингодателя интереса к имуществу нет вообще, кроме получения денег.
Как и в любой аренде, лизингополучатель должен уплачивать лизинговые платежи. При существенном нарушении этой обязанности можно потребовать уплаты или отказаться в одностороннем порядке. Тут все по общим правилам. По прекращении договора лизингополучатель должен вернуть соответствующий объект лизингодателю. Но при этом договором может быть предусмотрено право лизингополучателя на выкуп. Несмотря на то, что выкуп встречается ОЧЕНЬ часто, общим правилом является ВОЗВРАТ имущества. Выкуп будет соответствовать правилам ст.624 ГК РФ.
Последняя особенность. В середине 11 года ВАСом было принято ряд прецедентных дел, которые сущностно были схожи между собой. Есть договор лизинга на достаточно большой срок (60 месяцев = 5 лет), 50 месяцев арендатор все платит, а потом он допускает просрочку. А, следовательно, тут арендодатель прекращает в одностороннем порядке отношения. Потом арендодатель предъявляет требование о выплате просроченной уплаты и требование о возврате имущества. Собственно, вполне естественная ситуация. Все было хорошо, пока ВАС не принял иное решение. ВАС сказал, что в 50-ти платежах была часть выкупной цены, но еще и вещь получает обратно. А значит, лизингодатель чересчур обогащается. ВАС дозволяет арендатору заявлять кондикционный иск о взыскании выкупных платежей как составляющих лизинговых платежей. Теперь вектор практики поменялся.
ЖИЛИЩНОЕ ПРАВО.
Понятие жилищного права. Понятие и виды жилищных фондов. Основания возникновения жилищных правоотношений. Содержание жилищного правоотношения. Изменение жилищных правоотношений. Прекращение жилищных правоотношений.